Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экологические странствия

Пара из Хмельницкого отправилась в путешествие по 22 странам на велосипедах, чтобы перенять опыт развития зеленой энергетики и туризма
19 августа, 19:36

С Сергеем ТОЛСТИХИНЫМ мы общаемся на десятый день его путешествия. В путешествие по Европе на велосипедах он отправился со своей женой Юлией МАЗУР. Это второй этап их поездки, который будет длиться еще 55 дней. Они уже познакомились с Таллинном и купили билеты на паром в Хельсинки. Сергей и Юлия — общественные активисты. Их поездка —  это не обычное туристическое любопытство к новым местам, так как в течение маршрута они собираются изучить европейский опыт развития зеленой энергетики и зеленого туризма, чтобы донести его до украинцев.

Сергей, что вы с Юлией ставили себе целью, отправляясь в это длительное путешествие?

— Мы — общественные активисты, делаем несколько интересных проектов в Хмельницком: занимаемся развитием зеленого туризма, гражданского общества и возобновляемых источников энергии. Кроме того, мы любим путешествовать на велосипедах. Мы хотели не просто покататься, а получить какой-то опыт во всех областях нашей работы. Поэтому сделали такое масштабное путешествие, которое имеет три цели. Первая цель — исследование зеленого туризма. У нас в Украине есть куча интересных локаций, но туда на велосипеде не доедешь. Нужно или ехать по трассе, на которой из-за большого количества машин довольно опасно для велосипедистов, или по разбитым сельским дорогам, лесам, полям, болотам, где проехать вообще практически невозможно. Поэтому мы решили посмотреть, как в Европе выглядит велоинфраструктура. Вторая цель — узнать, как украинцы живут за рубежом. Мы занимаемся развитием гражданского общества, реализуем разные проекты, поднимаем осведомленность граждан в политике и реформах. Поэтому хотели узнать, какие у украинцев за рубежом есть общественные организации, какие они мероприятия делают, как объединяют людей. В каждом новом городе мы с ними встречаемся, записываем интервью и в результате выпускаем видео. А третья цель — развитие возобновляемой энергетики. По пути мы фиксируем, как функционирует зеленая энергетика в разных странах. Также у нас запланирован ряд встреч с активистами, которые расскажут все более детально. Мы хотим сделать серию роликов и на эту тему.

 

ЗА 10 ДНЕЙ — НИ ОДНОЙ РОЗЕТКИ

— Я знаю, что вы решили взять с собой в путешествие солнечную панель, расскажите, с какой целью?

— Поскольку мы занимаемся вопросами перехода Украины на зеленую энергетику, то решили взять велоприцеп с солнечной панелью. Во-первых, этим мы привлекаем внимание. Люди останавливаются, фотографируют нас, спрашивают, что это такое. Это уже наш определенный вклад в распространение идеи зеленой энергетики. К тому же мы поставили себе целью во время путешествия использовать как можно меньше электричества от розетки. Этой солнечной панели нам хватает, чтобы заряжать все гаджеты, камеры, гоу-про, дрон, можем воду нагреть через специальную печь, чтобы помыться. Мы абсолютно энергонезависимы.

 — А сложно с ней передвигаться?

— С одной стороны, да, без велоприцепа было бы легче. Но, отправляясь на два месяца, хотелось бы взять несколько таких вещей, которых бы мы не взяли, , если бы ехали на одну неделю. Тот же переносной душ, например. Вообще, это как с «кравчучкой». Что легче, нести сумку в руках или везти на этой тележке? Сумка все равно есть, и она все равно тяжелая, но, согласитесь, на колесах немного легче. Поэтому ноша чувствуется, но мы нормально проезжаем те расстояния, которые запланировали. Конечно, без панели было бы немного легче, но мы учитывали, что она будет, поэтому были к этому готовы.

А как удается преодолевать такой маршрут, возникают ли трудности?

— Сначала всегда есть проблемы. В первый день всегда очень хорошо, потому что человек еще полон сил. Второй день самый сложный, потому что после первого дня ты очень уставший. Но дальше уже входишь в ритм, и становится проще, мышцы уже сильнее, входят в рабочий режим. Чтобы вы понимали, мы крутим педали по 10—12 часов в день. Чтобы представить себе, как это, пойдите в спортзал и отработайте на дорожке 12 часов с небольшими перерывами. Думаю, немногие на такое осмелятся. Кое-кто говорит, что у нас очень классный отдых, но я бы забрал здесь слово «отдых». Это работа: и физическая, и моральная. Даже если у нас есть так называемый день отдыха, когда мы не едем, все равно не можем расслабиться. В настоящий момент мы в Таллинне: должны походить по городу, посмотреть, потом у нас встреча и общение с украинцами, дальше нужно найти Wi-Fi и выгрузить фото и видеоматериалы. Поэтому нет особого отдыха, но пока нам все удается.

«ЕДЬ И ГОРЯ НЕ ЗНАЙ»

— До этого вы ездили в велопутешествия по Украине? Можете сравнить опыт передвижения с Европой?

— До того как начали ездить по Европе, мы объехали почти всю Украину. Здесь нечего сравнивать, разница поразительна. У нас очень много интересных туристических локаций, и вообще нет инфраструктуры, чтобы к ним добираться. Исключительно на авто по  разбитым дорогам, а о велосипеде — нечего и думать. У нас с Юлей двое детей. И, чтобы поехать с ними посмотреть какую-то занятную штучку, нужно приложить безумные усилия. По трассе ехать опасно, потому ты должен выезжать на разбитые дороги, где яма на яме и ребенок через час уже плачет. В Европе же ситуация другая. Например, в Эстонии от села к селу — отдельная, огражденная велодорожка. Едь себе и горя не знай. Мы проехали огромный кусок дороги, ни разу не выехав на трассу.

— Помимо хорошо обустроенных веломаршрутов, чего еще не хватает для развития зеленого туризма в Украине?

— Это комплексный вопрос. Например, есть проблема ночлега. Расскажу вам на примере Хмельниччины. Есть у нас такое село — Самчики. Там есть дворец пана, посмотреть который приезжают туристы на автобусах и машинах. Но проблема в том, что громада ничего не зарабатывает на этом. Люди, конечно, платят деньги за входной билет. Но эти деньги идут государству, поскольку дворец принадлежит ему. Рядом есть киоск, можно, например, мороженого купить. И все, на этом инфраструктура закончилась. Если взять за пример поляков, то у них возле таких дворцов целая индустрия. У них висят информационные стенды о зеленых усадьбах. Там можно и на ночлег устроиться, и молока свежего попить, и велосипед взять покататься. А если река есть — то там и лодки, и катамараны. Я не говорю о распиаренных туристических местах. В Польше под любую небольшую туристическую достопримечательность подтягивается бизнес. К такому же мы призываем и украинские громады. Нужно дать туристам, где переночевать, что поесть, какую-то сувенирную продукцию купить и мастер-классы провести. Тогда это будет действительно выгодно громаде и люди будут ехать.

«СЕЛА БАТАРЕЯ»

— С зеленым туризмом ситуация понятна, а с каким опытом относительно возобновляемой энергетики уже познакомились и как его можно будет применить у нас?

— По этому вопросу мы проработали пока меньше всего. Главные локации у нас запланированы дальше. Например, в Бонне в Германии мы заедем во всемирную ассоциацию ветровой энергетики. В Брюсселе попадем к комиссару по вопросам зеленой энергетики. Пока же видели традиционные и для нашей страны примеры, когда, например, люди сами устанавливают солнечные панели для своих потребностей. К слову, в некоторых странах с внедрением зеленой энергетики возникают и трудности. Например, в Литве нам рассказывали, что там действовала такая же программа «зеленый тариф», как у нас. По ней государство покупало электроэнергию по высокой цене. Но сменилась власть, и эту программу внезапно свернули. Как следствие, люди вложили миллионы евро в строительство солнечных электростанций, пытаясь получить прибыль, и остались ни с чем. Они возмущены.

 — А как вообще впечатление от путешествия, пока оправдывает ваши ожидания?

— Вообще наша поездка просто невероятная. Вот на днях мы приехали в город Таллинн. И были у господина Анатолия Лютюка. Наверное, впечатление от всех 20 стран, в которых я был, перебил вот этот человек. Он создал в самом центре Таллинна украинскую культурную организацию. Мужчина делает деревянные игрушки, сам издает книги, печатает их на бумаге, которую делает самостоятельно по старинным технологиям. Хоть у нас и ежедневно много впечатлений, но тут нас будто «придавило» огромной скалой эмоций. В целом поездка очень позитивная. За неделю дороги мы не потратили ни копейки на ночлег. Конечно, мы планировали такие расходы, но пока нам постоянно попадаются люди, которые готовы оставить нас у себя. Еще была проблема — мы выбивались из графика. У нас был тяжелый день, когда мы подъезжали к Юрмале. Была жара, к тому же мы заехали на гору Крестов и там немного задержались. Мы понимали, что до Юрмалы доберемся в темноте, были обессилены. Когда же украинцы, которые нас там ждали, узнали, что у нас такая проблема, как говорят, «батарея села», то они выехали нам навстречу и забрали нас на авто. Так мы добрались до города вовремя. У нас впереди еще 55 дней дороги. Пока мы, правда, еще не осознали этого полностью, но постепенно у нас все удастся.

***

На свое путешествие, которое должно длиться 80 дней, Сергей вместе с Юлией имеют просто грандиозные планы. Они собираются выпустить серию роликов о посещенных странах, видео-интервью с интересными представителями украинской диаспоры. По результатам поездки планируют наработать и издать концепцию развития зеленого туризма. Путешественники надеются, что этот опыт поможет объединенным громадам в дальнейшем развивать их потенциал.

Фото предоставлены автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать