Владимир ВЕЧЕРКО: «Мы не против выборов. Они будут, только когда?»
Владимир Вечерко большую часть своей сознательной жизни провел в украинском городе Донецке. К концу 80-х сделал карьеру в медицине, стал членкором украинской Академии медицинских наук, завкафедрой и замдекана Донецкого медицинского института, опубликовал порядка 150-ти научных работ. В 2005 г. возглавил ТОВ «Союзпроминвест-Донбаcс». Сейчас он народный депутат Украины, заместитель председателя комитета ВР по вопросам европейской интеграции.
Владимир Вечерко в Партии регионов один из тех, кого принято называть «голубем мира». Сам он себя называет человеком компромисса, и уверен, что переговоры — это единственный выход из нынешней ситуации.
— Владимир Николаевич, был ли указ Президента для вас неожиданностью?
— Да, для меня это было неожиданностью. То, что произошло, никого не красит, ни одну сторону. Ни Президента, ни парламент, ни Кабинет Министров. Поэтому я считаю, что необходимо искать срочно политический компромисс. Садиться за стол переговоров, чтобы не было противостояния. Потому что с каждым днем все больше углубляется противостояние. А мне бы не хотелось, чтобы оно было. Нам нужно очень быстро, в течение 10 дней погасить этот пожар. У нас одна Украина.
— Но маховик выборов все равно уже запущен...
— Это другое дело. Маховик действительно запущен. Но мы же вышли из правового поля. Это понимают и в Европе. Хочу отметить, что Германия как председатель Евросоюза выступала с заявлением, в котором выразила озабоченность политическим кризисом в Украине. Берлин призывает ответственных лиц в Киеве разрешать противоречия на основе Конституции и демократических правил.
— Но ведь выборы — это самый демократический инструмент?
— На основе Конституции. Никто же не против. Разве я против выборов — нет. Но мы сегодня говорим не об этом, а о правовом поле. Это первичное. А вторичное — уже выборы. Мы не против выборов. Они будут, только когда? За два месяца их провести просто нереально. Смотрите, еще не было ни одного заседания ЦИК. Совет Европы сразу же это отметит. Избиркомы не готовы. А что будет, если партии не подадут списки? Значит, народ не идет на голосование, и выборов не будет.
— Президент же подписал указ о досрочных выборах. Так какой выход — не выполнять указ Президента?
— Выход обыкновенный. Нужно садиться за круглый стол. Перейти в правовое поле, определиться и договориться. Но сначала надо войти в правовое поле, а потом договариваться о перевыборах. Вот и все. Может быть, на осень, скажем, на ноябрь. Или договориться, что коалиция будет состоять только из 236-ти депутатов. Ввести мораторий и не принимать депутатов из оппозиции, путь формируют отдельную фракцию.
— И голосуют вместе с коалицией? Уже столько было круглых столов, был подписан Универсал национального единства. Где гарантия, что будет круглый стол, а через три дня стороны опять нарушат свои договоренности?
— Сегодня идет такой ажиотаж, что выиграет только третья сторона.
— А кто третий?
— А это неизвестно...
— Не видит ли Партия регионов своей вины в том, что, начав под разными поводами переманивать на свою сторону депутатов из других фракций, изменяя тем самым выбор избирателя, сама создала условия для возникновения нынешнего кризиса?
— Я согласен, что, может, массовый переход депутатов напугал Президента и лидеров других фракций: «Нашей Украины» и БЮТ, в частности Юлию Тимошенко. Я считаю, что это было одной из основных причин, что послужило и подтолкнуло Президента к такому шагу.
Многие говорят, что Тимошенко подтолкнула Ющенко к этому шагу. Я думаю, что нет. Просто чаша терпения переполнилась. И когда она переполнилась, то гарант взял и подписал. Не надо было пугать и не надо было стращать. Я всегда говорил, что эти триста голосов не нужны. У Президента просто сработал инстинкт самосохранения.
Ни в одной стране Европы так не бегают из партии в партию. Не нравится политика партии — сделал жест и уйди.
У нас была коалиция. И именно этой коалицией мы должны были работать.