Кальман МИЖЕЙ: Я верю в возможность положительного урегулирования приднестровского конфликта
Специальный представитель Европейского Союза по Молдове Кальман Мижей год представляет интересы Брюсселя по приднестровскому урегулированию. У него непростая задача: задействовать в диалоге все причастные к урегулированию приднестровского конфликта стороны, включая Украину. Поэтому его недавнее пребывание в украинской столице не случайно. Чего ожидают в Европейском Союзе от Украины, имеющей общую границу с Молдовой и являющейся одной из участниц переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта? Не повлияет ли на этот процесс ситуация в Косово, на днях провозгласившим себя независимым? Какие пути или механизмы могут подтолкнуть Кишинев и Тирасполь скорее возобновить прерванный в 2006 году диалог в рамках формата «5+2» и привести к скорейшему урегулированию приднестровского конфликта, который находится в «замороженном» состоянии с начала 90-х годов? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью Кальмана МИЖЕЯ.
КОСОВСКУЮ СИТУАЦИЮ НИКАК НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ С ПРИДНЕСТРОВСКОЙ
— Господин Мижей, в интервью одному украинскому изданию вы сказали, что приднестровский конфликт может быть решен относительно легко по сравнению с другими «замороженными» конфликтами на постсоветском пространстве. Не изменили ли вы своего мнения после того, как в минувшее воскресенье парламент Косово провозгласил независимость края? Не приведет ли этот случай к усложнению приднестровского урегулирования?
— Я не изменил своего мнения вследствие решения парламента Косово, потому что косовское урегулирование определяется историческими событиями 1999 года и косовскую ситуацию никак нельзя сравнивать с приднестровской.
— Но другие непризнанные республики на постсоветском пространстве — Абхазия, Северная Осетия, считают Косово прецедентом и заявляют о намерении объявить независимость...
— Если некоторые люди хотят играть с этим, то, конечно, они будут использовать слово «прецедент». Но надо рассматривать эту ситуацию совсем по- другому. Ситуация в Косово очень отличается, во многих аспектах. Во-первых, в Косово были этнические чистки. Миллион людей стали беженцами. О каком международном праве можно говорить, когда собственное правительство не защищало права этнических групп? Мало того, оно организовало массовое выселение и этнические чистки в гигантских размерах, к тому же, в сердце современной Европы. Это один, и важный, из элементов, который существенно отличает ситуацию в Косово в ее сравнении с сепаратистскими движениями, о которых вы упомянули. В течение многих лет Косово было под управлением ООН, и Сербия практически не управляла этим краем почти восемь лет. Как вы знаете, «план Ахтисаари» предполагает очень жесткие меры в отношении защиты прав меньшинств, насколько это является возможным. Более того, косовары выразили волю ограничить собственную независимость и суверенитет международной общественностью, так как обеспечение надлежащей защиты прав меньшинств в Косово является ключевым вопросом. Существует множество действительно фундаментальных отличий ситуации в Косово, и поэтому ее просто нельзя сравнивать с положением в Приднестровье. Между правым и левым берегом Днестра не существует ни этнических, ни религиозных конфликтов. Это конфликт, который был действительно вызван развалом Советского Союза. И сейчас мы совместно с нашими партнерами — Украиной, Россией, ОБСЕ, США, пытаемся решить конфликт в интересах всех стран этого региона.
— Но в ЕС мнения по поводу Косово расходятся: некоторые страны поддерживают независимость Косово, некоторые — не поддерживают?
— Вопрос не стоит так. Преобладающее большинство в ЕС поддерживает существующие планы косовского урегулирования. В ЕС, как вы знаете, страны-члены проводят самостоятельную внешнюю политику. Есть несколько стран, у которых возникают определенные сомнения, которые действительно обсуждаются на совместных встречах очень демократическим способом. Мы гордимся тем фактом, что проходит дискуссия по подобным проблемам между странами-членами Европейского Союза. При этом временные отличия возможны, но преобладающее большинство стран ЕС согласны с этим процессом урегулирования, и в минувший понедельник Европейский Союз выразил резолюцией свою точку зрения.
Я ПЫТАЮСЬ УБЕДИТЬ НАШИХ ПАРТНЕРОВ, ЧТО РЕАЛЬНЫЙ ПРОРЫВ ВОЗМОЖЕН...
— Господин Мижей, вы уже год занимаетесь темой приднестровского урегулирования и будете на днях обсуждать этот вопрос с украинскими властями. Ожидаете ли вы от Киева каких-то новых инициатив?
— Мы регулярно проводим консультации с нашими украинскими друзьями по проблеме приднестровского урегулирования. Это очень важно и является частью Плана действий Украина — ЕС по приближению вашей страны к внешней политике Европейского Союза. Мы приветствуем это и тесно сотрудничаем с вашим правительством. Сейчас у вас новое правительство, и я хочу провести переговоры с теми должностными лицами, которые формируют украинскую политику по отношению к Молдове. Конечно, для Украины Молдова является очень важным соседом. Для нас Молдова также является соседом, которому мы хотим помочь. Поэтому есть повод сотрудничать более тесно.
— Но процесс урегулирования замороженного конфликта фактически заморожен?
— Это правда, что переговоры в формате «5+2» не ведутся с марта 2006 года. Но это не означает, что процесс заморожен. Различные стороны ведут достаточно интенсивный диалог. Мы надеемся, что посредством этого диалога стороны приблизятся к встрече в формате «5+2» в ближайшем будущем. Я пытаюсь убедить наших партнеров, что реальный прорыв возможен, если мы сможем достигнуть согласия по содержательным принципам урегулирования.
— Кто не соглашается с этими принципами?
— Я бы не формулировал вопрос таким образом — нам нужно найти надлежащий формат, который бы позволил преодолеть разногласия и начать переговоры.
ЭФФЕКТИВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ И ДВИЖЕНИЕ К ПРОРЫВУ
— Какую роль в достижении такого согласия может сыграть Украина?
— Я не могу предписывать каких- либо заданий Украине и задавать какие-либо временные рамки. (Мы обсуждаем наши мнения относительно приднестровского урегулирования также с точки зрения Украины.) Я думаю, что важно выработать как можно более скоординированную позицию. Я еще раз скажу моим украинским партнерам, что мы хотели бы на базе полного суверенитета Молдовы помочь создать эффективный государственный механизм и в то же время выработать условия и гарантии сильной автономии, специального статуса для Приднестровского региона. Мы также заботимся о демократизации Приднестровья в рамках демократической Молдовы. И в этом процессе урегулирования, несомненно, на определенном этапе должны быть решены остающиеся проблемы, которые касаются безопасности, а также выработаны механизмы, содействующие реализации урегулирования.
— В конце прошлого месяца президент Молдовы встречался в Москве с российским президентом. Внесла ли эта встреча какие-то подвижки в приднестровское урегулирование?
— Как сообщалось в СМИ, это была позитивная встреча двух президентов. На основе этого позитивного визита можно надеяться, что Россия будет более заинтересованной в том, чтобы продвигаться к разрешению приднестровского конфликта.
— Россия действительно в этом заинтересована?
— Таково мое впечатление. Я думаю, что, несмотря на волнения нынешних событий, у нас объективно сложился хороший период для того, чтобы двигаться к прорыву в разрешении этого конфликта.
— Следует ли ожидать прорыва на неформальном саммите государств СНГ, который состоится 22 февраля в Москве и на котором последний раз в качестве главы российского государства будет участвовать Владимир Путин?
— Я еще детально не ознакомился с повесткой дня этого саммита. Поэтому мне сложно комментировать его возможные результаты.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ И МЕРЫ ДОВЕРИЯ
— Господин Мижей, считаете ли вы достаточным для урегулирования приднестровского конфликта активнее использовать меры доверия, которые недавно предложил молдавский президент? А как же тогда насчет предложенных украинской стороной мер активного использования всяческих экономических проектов для привлечения Тирасполя к поиску решения приднестровского урегулирования?
— Я думаю, что нам надо одновременно делать много вещей. Правительство Молдовы щедро предложило расширить таможенные преференции на приднестровские компании. Это решение уже действует на протяжении последних двух лет, 2006 и 2007 годов, в результате чего приднестровский экспорт очень вырос, что определенным образом помогло возместить уменьшившиеся поступления в бюджет Приднестровья. Этот шаг был поддержан Европейским Союзом, поскольку большая часть увеличившегося экспорта пришлась на европейский рынок. В этом отношении экономические стимулы являются очень важными, и мы тесно сотрудничаем с властями Молдовы, приднестровскими компаниями и Европейской комиссией по данным вопросам. С другой стороны, меры укрепления доверия также являются очень важными. Во-первых, законность полностью на стороне Молдовы. И дальнейшие шаги будут содействовать объединению страны, если на многих уровнях будут хорошие стимулы, если у приднестровского населения, бизнеса, неправительственных организаций, а также чиновников, появится ощущение, что объединение Молдовы принесет выгоды большинству из них. Конечно, не может быть выгоды тем, кто получает доходы от контрабанды и теневой экономической деятельности. Я считаю, что наши стимулы являются очень весомыми. Европейская комиссия увеличивает свою гуманитарную и техническую помощь Приднестровскому региону. И результатами сотрудничества в рамках процесса укрепления доверия будут строительство инфраструктуры, решение социальных и экономических проблем, поддержка проектов. Европейская комиссия готова предоставлять финансовую поддержку. И конечно, если решение конфликта будет найдено, то, несомненно, появится большая финансовая поддержка стран-членов ЕС. Конечно, при условии, что урегулирование будет здоровым и на самом деле создаст сильное молдавское государство.
ЕС ОТКРЫТ ДЛЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РАЗЛИЧНЫМИ СЛОЯМИ ПРИДНЕСТРОВСКОГО ОБЩЕСТВА
— Может быть, для быстрейшего достижения урегулирования ЕС надо открыться и нынешнему руководству Приднестровья, приглашать его в Брюссель и показывать преимущества, которые получит Приднестровский регион от разрешения конфликта? Ведь приднестровские лидеры в основном посещают российскую столицу.
— Европейские столицы, включая Брюссель, открыты приднестровским бизнесменам и чиновникам из Тирасполя. И вы вполне правы, что диалог с лидерами Приднестровья очень важен и, конечно, является позитивным шагом. Однако существует список лиц, которым въезд в ЕС запрещен. Страны-члены Европейского Союза согласились включить в этот список людей, которые, по нашему мнению, не соблюдают права человека, свободу слова и международные соглашения. Этот список небольшой. Но Европейский Союз очень открыт для плодотворного сотрудничества с различными слоями приднестровского общества.
— Некоторые эксперты считают, что приднестровское урегулирование невозможно до тех пор, пока в Приднестровье к власти не придет новая элита. Вы разделяете это мнение?
— Моя роль специального представителя ЕС в Молдове состоит в том, чтобы работать со всеми представителями Приднестровья. Я должен делать это безо всяких предрассудков относительно их позиции. Ми хотели бы надеяться, что их можно склонить к урегулированию, которое дает Приднестровью сильный особый статус. Приднестровье было промышленной жемчужиной в сокровищнице бывшего Советского Союза, включая военно-промышленный комплекс. И теперь просто жаль, в каком плохом положении находится этот регион. Мы все надеемся, что после объединения Приднестровье будет процветать. Сейчас в этом регионе процветает всего несколько людей, а не его население. Как мы можем судить, ВВП Приднестровского региона очень низок и даже меньше показателя на другом берегу. Мы надеемся, что после объединения Молдовы большие инвестиции придут на оба берега Днестра. Мы верим, что в результате будет создана выигрышная ситуация для обеих сторон. Вы правы, что не все в Приднестровье убеждены в этом. И мы неустанно работаем над тем, чтобы их убедить.
— Ваш предшественник Якобовиц Де Сегед сказал в одном из интервью «Дню», что до конца его срока пребывания на должности специального представителя ЕС приднестровский конфликт будет разрешен. Можете ли вы сказать с такой же уверенностью, что будете на посту спецпредставителя до тех пор, пока не будет найдено решение приднестровского конфликта?
— После всего, что я уже сказал вам, позвольте мне еще добавить: да, я верю в возможность хорошего урегулирования потому, что это устроит огромное большинство заинтересованных партнеров.