Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ: «Партнером для Кремля может быть только Ющенко»

20 октября, 19:41

Известный, и даже, можно сказать, одиозный российский политтехнолог Глеб Павловский представляет свою точку зрения на интересы России в Украине.

— Вам уже поступили предложения сопровождать чью-то кампанию на выборах в Верховную Раду?

— Я не буду комментировать этот вопрос, поскольку речь идет о бизнесе.

— Хорошо, тогда давайте вопрос переформулируем. В Украине есть определенные политические силы, которые симпатичны вам?

— Я боюсь показаться парадоксальным, но сейчас в какой-то степени мне симпатичен Ющенко. Меня восхищает политик, который так великолепно, так натурально притворяясь слабым и растерянным человеком, буквально в течение месяца элегантно решил практически все проблемы. Ну, почти все. То есть избавился от популистской фракции, очень опасной, во всяком случае, для его курса, его национального курса.

— Сегодня в Украине распространено мнение, что России выгодно поддерживать те политические силы, которые направлены на дискредитацию Ющенко как лидера оранжевой революции.

— Это чепуха. Что значит, России выгодно? Во-первых, Россия — большая, разная, и в ней есть разные силы... Огромное количество неукраинских политиков и не политиков вообще пытаются выступать в качестве активных участников украинской политики. В первую очередь, конечно, Борис Абрамович Березовский, который, как я понимаю, не бывая в Киеве, одновременно там днюет, ночует и рассказывает вечернюю сказку каждому киевлянину — очередную финансово-политическую сказку. Многие российские эксперты тоже пытаются играть роль украинских политиков — это, по-моему, неправильно и не нужно.

— Некоторые украинские депутаты, в частности господин Жвания, высказал нам предположение, что Березовский сейчас как раз играет с Кремлем против Украины…

— Скажу честно, Кремль это заявление чрезвычайно изумило. Надо очень плохо представлять себе отношение к Борису Абрамовичу в Москве, причем не только в Кремле. Я вам прямо скажу, даже во многих кругах, радикально-оппозиционных к Кремлю, его не любят и не доверяют ни по одному вопросу.

— Кремль доверяет Тимошенко?

— Доверяет? В политике доверять, наверное, можно только членам своей команды. А с другими можно заключать коалиционные соглашения — тактические, стратегические, временные и прочие.

— Вы намекнули на то, что краткосрочное соглашение с Тимошенко заключено?

— По моей оценке, партнером для Кремля Тимошенко быть не может.

— А кто может?

— Партнером для Кремля реально может быть только Ющенко. Разумеется, если он удержит ситуацию и если сумеет консолидировать политическую команду, опереться на более широкие круги, чем прежде, а также на силы, связанные с востоком и югом Украины. Впрочем, Путин с необычной для него откровенностью уже несколько раз дал понять, что он готов работать с Ющенко.

Тимошенко — это видный представитель оппозиции, но, как вы знаете, далеко не единственный и не самый близкий нам (ну, исторически так сложилось). Она понятная как политик, понятна как женщина, понятная как коммерсант. Это, конечно, удобно в политике, быть понятным, понимать контрагента. Но это не делает ее партнером России.

— Юрий Ехануров понятен для России?

— Да, он очень интересный, очень интересный политик. Я вообще лично ему симпатизировал и раньше, в прошлом году. Конечно, он понятен для России. Понятна концепция правительства, которое он возглавляет. И, мне кажется, это такой очень важный знак для России, для российского бизнеса. Понятно, Ехануров совсем не является слабым человеком в споре, но понятна его психология, язык и понимание экономики. Это очень важно. Все-таки с прежним правительством об экономике разговаривать было очень тяжело.

— В российских СМИ сейчас очень часто можно встретить положительные статьи о Владимире Литвине. Насколько Литвин может быть именно той фигурой, на которую будет делаться основная ставка? Я так понимаю, что рано или поздно, но все- таки Россия поставит на кого-то. Сначала — на выборах в Верховную Раду, затем — на кандидата на 2009 год?

— Эти вопросы сейчас, думаю, стоит разделять. Потому что до 2009 года Украине предстоит пройти, как говорят ученые люди, точку дефуркации. То есть переход в другой конституционный режим. И никто ни в Украине, ни в России точно не знает, как реально будет работать новая конституционная реформа, например, каким содержанием наполнится пост премьера. То есть, понятно, каким он должен быть по закону. Но ведь в политике важны реальности. Например, совершенно не очевидно, что эта фигура будет противопоставлена Президенту. Ведь сейчас может оказаться так, что премьер, будучи лидером большинства, все равно окажется в каком-то смысле партнером Президента, и это весьма вероятный вариант.

Что касается Литвина, очевидно, что в ситуации реального ослабления и президентской ветви власти в последний год, и революционных событий, он усилился. Поскольку институты, которые сохраняют какие-то третейские позиции в таких случаях, получают дополнительные очки. Конечно, Литвин правильно использовал вакуум власти, сложившийся после революции для усиления позиции спикера, позиции Рады, — это совершенно правильное корпоративное поведение.

— Получается, что у Виктора Януковича шансы получить хотя бы номинальную поддержку Кремля минимальны?

— Понимаете, Россия не будет делать какой-то односторонней ставки на выборах в Раду, и это надо ясно понимать. России нужно вести дела с Украиной, а это значит, что России нужен основной политический партнер. И сегодня в роли такого политического партнера Кремль видит именно Ющенко.

Что касается Януковича, то многое зависит от того, сумеет ли он воспользоваться опять повернувшейся к нему лицом фортуной. Сегодня он также рассматривается Кремлем как один из видных лидеров оппозиции и Россия, конечно, будет вести с ним диалог. Но, повторяю, как с одним из лидеров оппозиции. Но вряд ли он имеет шанс монополизировать российско-украинское партнерство. Даже неофициально.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать