«Жизнь после Чернобыля»
Квентина ВАЛЕРО: «Я хочу качественно по-другому поднять тему переосмысления трагедии мирового масштаба»В этом году исполняется 30 лет, как прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. Он навсегда перевернул жизни тысяч украинцев, которые были вынуждены спешно бежать из загрязненной радиацией зоны и искать новый дом. Однако до сих пор в Чернобыльской зоне продолжают жить люди. Между тем последствия Чернобыля ощутимы через три десятилетия после аварии — в экологии, растущем уровне раковых заболеваний и тому подобное.
Проблемой жизни после Чернобыля прониклась испанская фотожурналистка Квентина Валеро. Ее фотографии печатали в известных испанских изданиях El Pais, El Mundo и британском The Guardian. А теперь вместе со своими коллегами она год работала в Украине для того, чтобы рассказать о последствиях Чернобыльской аварии и призвать сделать эту зону более безопасной для людей, продолжающих там жить. Проект «Жизнь после Чернобыля» откроется 26 апреля в «Мистецькому Арсеналі». А пока продолжаются последние приготовления, Квентина пожаловала в редакцию «Дня» и рассказала о цели мероприятия и впечатлениях от пребывания в Украине.
— Расскажите, пожалуйста, о своем проекте относительно Чернобыля, в котором вы сотрудничаете с Зинаидой Лихачевой. Какова его концепция и главная цель?
— У меня два разных подхода к этому проекту. Во-первых — как у одного из основателей коллектива, с которым мы работаем уже в течение двух лет в разных проектах. В октябре мы присоединились к коллективу в Лондоне. А работу над проектом по Чернобылю мы начали в мае 2015-го.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Именно тогда я готовила фоторепортаж из приюта для детей с заболеваниями рака. Он был открыт фондом «Запорука» благодаря международной поддержке, особенно от итальянской организации «Солетерр». Они дают средства на приют для семей, чьи дети — раковые больные. А затем мы рассмотрели эту проблему в связи с Чернобылем. Мы решили, что было бы хорошо, если бы все работники искусства из нашей команды присоединились к проекту о Чернобыле. Тогда мы пригласили к сотрудничеству Зинаиду и украинских художников, чтобы они стали частью нашего коллектива. Мы рассматриваем связь между Чернобыльской катастрофой и семьями и людьми, продолжающими жить вблизи этой зоны.
Это большой проект. Его название — «Жизнь после Чернобыля». Мы решили работать в разных европейских странах. Для нас очень важно сотрудничать с украинскими работниками искусства, ведь они «из первых уст» знают, что здесь происходит. А мы как международные деятели искусства хотели бы на основе этого сформировать свою концепцию Чернобыля. Моя прерогатива — это фотопроект. Я сконцентрировалась на населенных пунктах Чернобыльской зоны. В этом году была там дважды.
Все едут туда на экскурсии, это важно. Но также важно увидеть другую местность. Там продолжают жить люди, и это не экскурсии — это очень бедная местность. И я хотела собственными глазами увидеть тамошнюю ситуацию. Я читала, что там собираются возобновлять растения. Но когда посетила зону, то убедилась, что там не происходит ничего подобного.
— Когда проект будет завершен?
— Он будет представлен в музее «Мистецький Арсенал» 26 апреля в память о 30-й годовщине трагедии. Так что до сих пор работаю над проектом. Я еще должна путешествовать, пообщаться с разными семьями и увидеть ситуацию «изнутри». Также мы записываем интервью с учеными, ликвидаторами, людьми, которые были эвакуированы. Мы работали над этим очень долго...
— Вы снимаете фото в Чернобыльской зоне... Что вы таким образом стремитесь продемонстрировать миру?
— Для нас важен не только Чернобыль в Украине. Это большая международная проблема. Загрязнение растений — только половина последствий. Мы хотели поднять проблему того, что люди должны быть ознакомлены с ситуацией. Последствия случившегося чувствуются и через 30 лет. Многие люди в Украине не хотели об этом разговаривать. Они устали от этого.
У меня есть опыт работы с семьями и детьми из этой зоны. Также беседуем с врачами и учеными в связи с тем, что вырос уровень раковых заболеваний и других болезней.
Я была в местностях, которые очень бедны. И не только в связи с тем, что случилось после Чернобыля, но и в связи с тем, что закрылись коллективные хозяйства. И эти места поглотила бедность, люди начали пьянствовать. То есть это не из-за Чернобыля, но через него мы можем узнать о других проблемах. Я встречалась с детьми, которым сейчас по три года, и через три поколения после трагедии они родились без рук. Завтра я собираюсь взять интервью у семьи, у которой родился ребенок без ног. Последствия трагедии до сих пор достаточно не проанализированы. Во время пребывания в Чернобыльской зоне у меня был с собой дозиметр, и я была напугана, так как в некоторых местах показатели превышали максимальные. Поэтому хочу поднять эту проблему, переосмыслить ее. Я чувствую, что на мне и моей работе лежит обязанность. Эта местность должна быть более безопасной. Ведь там много детей, которые играют просто на земле и при этом ничего не знают.
— Вы в Украине уже не впервые. Раньше вы были на востоке Украины, в зоне проведения Антитеррористической операции...
— Да, я была на востоке — в Горловке и в Донецке. Впервые, когда делала проект с детьми, имеющими раковые заболевания. Я хотела увидеть две разные семьи — с востока и запада, которые бы встретились в одном месте. У них была одна общая проблема — рак, и у них не было барьеров. Видно, что люди разъединены политическими идеями. Но они все же помогали друг другу.
В рамках этого проекта я познакомилась с Кириллом и его мамой Наташей, они из Горловки. Так сложились обстоятельства, что ребенок год не видел свою семью... Я поехала с этим ребенком на восток. И собственными глазами увидела ситуацию. В мае 2015 года я была в Донецке, и это было похоже на антигород. В то время там было много бомбардировок. Было очевидно, что люди хотят мира, они устали от войны. Там действует пропаганда, люди чувствуют себя украинцами, но думают, что их бомбардируют украинцы... Я слышала разные версии и отношение. Но все они с одним сообщением: люди устали. Устали стоять в течение 24 часов в очереди для того, чтобы пересечь границу, чтобы получить пенсии, чтобы получить возможность купить еду.
— На ваш взгляд, насколько важно показывать правду о том, что происходит в Украине, с помощью искусства фотографии?
— Это действительно важно. Мы живем в визуализированном мире. Как журналист я считаю, что важно и изображение, и слова. Последние два года все говорили об Украине, революции и конфликте. Также важна роль медиа. Когда я разговариваю с редакторами европейских агентств об Украине, чувствуется, что они почти забыли о том, что здесь происходит. Поэтому важно, чтобы пресса доносила, что происходит здесь, через изображение. В моем случае я больше фотограф, чем журналист. Но пытаюсь делать и то, и другое, ведь я работаю самостоятельно.
— Как фото могут отражать настроения, эмоции и ощущения мира?
— Это зависит от фотографа и человека, чьи фотографии он делает. Это «диалог», язык, который вы создаете с человеком, с которым работаете. Ведь вы должны проводить время с человеком, которого фотографируете, по крайней мере, я так работаю. Очень сложно, когда не знаешь язык, как в моем случае. Приходится полагаться на журналистов или переводчиков. Это усложняет коммуникацию. Поэтому ты доверяешь людям, и люди доверяют тебе. Люди готовы увидеть правду и реальность. В своих работах я всегда стараюсь показать правду о том, что происходит, — настолько, насколько это возможно. Только так мне удается передать эмоции, чувства, получить реакцию. И это — тенденция современного фотоискусства.
Выпуск газеты №:
№52-53, (2016)Section
Медиа