Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жертвы, о которых «забыли»

Начался сбор информации о пострадавших на Донбассе украинских журналистах
18 мая, 12:55
ФОТО АЛИНЫ КОМАРОВОЙ

В Украине нет статистики относительно работников средств массовой информации, пострадавших во время боевых действий на Донбассе. Ни одна организация, якобы занимающаяся защитой журналистов, ни одна правозащитная структура, ни одна международная институция не занимается сбором, проверкой, упорядочением и анализом подобных сведений. Соответственно, Украина все эти четыре года войны не информировала, целенаправленно и системно, внешний мир об обстрелах съемочных групп, о раненых и убитых корреспондентах, о текущем положении дел с пленными репортерами...

«У нас до сих пор нет полного мониторинга нарушений, угроз, ранений, захвата в плен журналистов на Донбассе», — об этом сообщила на этой неделе вице-спикер Верховной Рады Ирина ГЕРАЩЕНКО. Как оказалось, даже якобы профильная структура, Национальный союз журналистов Украины, вообще не имеет даже статистических данных относительно пострадавших на войне работниках украинских СМИ. В своем выступлении на сессии 16 мая Ирина Геращенко сообщила, что недавно обратилась к НСЖУ, к другим организациям, с просьбой предоставить информацию, ведется ли у нас мониторинг обстрелов, тех нарушений прав журналистов, которые были на Донбассе. «К сожалению, такого мониторинга нет», — констатировала вице-спикер.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Мы очень редко слышим заявления, к сожалению, относительно судьбы журналиста Асеева, которого уже год удерживают оккупанты в тюрьме в Донецке. Мы почему-то очень мало слышим от наших зарубежных коллег слова поддержки украинскому журналисту Роману Сущенко, которого безосновательно два года удерживают в российской тюрьме», — констатировала Ирина Геращенко с трибуны ВР.

Но это — закономерные последствия отсутствия полной и обобщенной информации о пострадавших от российской агрессии — не только гибридной, но и прямой, военной, — украинских журналистов.

Именно поэтому вице-спикер обратилась к «уважаемым коллегам из ОБСЕ» и журналистским союзам, работающим в Украине, с просьбой предоставлять главному офису Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене «больше информации о тех нарушениях прав журналистов, которые происходят на оккупированном Донбассе и Крыму».

Но как быть, если такие данные просто никто не собирает?

Недавно Геращенко, сама бывшая тележурналистка, уже обращалась к коллегам с просьбой сообщать о подобных случаях, и потом начала самостоятельно собирать и систематизировать факты обстрелов и ранений журналистов на Донбассе. На сегодняшний день многие медийщики уже предоставили вице-спикеру данные о том, как и когда украинские журналисты попадали под обстрелы, были ранены, как и когда нарушались их права, как и когда их захватывали в плен боевики. По словам вице-спикера, она уже имеет определенную статистику — от телеканалов «Интер», «112», «24», «1+1», ICTV. Речь идет об артиллерийских обстрелах, контузиях, ранениях журналистов и сотрудников телеканалов. «Это ужасные факты, когда наши журналисты были ранены, контужены, когда водители, простые водители, которые просто везли творческие группы снимать эти репортажи, были так ранены, что сегодня имеют группы инвалидности», — поделилась Геращенко полученными сведениями.

По мнению вице-спикера, эти сведения являются очень важными для Украины — ими должны оперировать журналистские организации, в том числе и Национальный союз журналистов Украины, в переговорах с международными коллегами, защищая право наших журналистов на профессию, международные организации, но, главное, что такие данные «являются тем фактажом, который должен пойти и в международные суды».

Пока что все собранные факты Ирина Геращенко передала в профильный комитет Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации, который возглавляет Виктория Сюмар, тоже бывшая журналистка.

«Это очень важно», — уверена вице-спикер. Она отметила, что может передать уже собранные данные всем лидерам фракций, комитетам ВР, профильным министерствам, в частности, Министерству иностранных дел, для использования в работе. «Наш посол при ОБСЕ в Вене обязан активнее доносить эту информацию до организации», — отметила Геращенко. Передает вице-спикер собранный ею фактаж и в НСЖУ — «возможно, в каких-то беседах со спецпредставителем ОБСЕ вспомнят эти факты, а ОБСЕ сделает заявление и по этому поводу, а не только о российских пропагандистах, судьбами которыми так обеспокоены», — отметила вице-спикер.

Геращенко снова обратилась с призывом ко всем средствам массовой информации вспомнить точные даты и обстоятельства препятствования их журналистской деятельности в Крыму и Донбассе и передать ей эту информацию. «Коллеги-журналисты, прошу, жду информацию обо всех фактах нарушения прав на Донбассе и в Крыму», — отметила Геращенко. По ее словам, это нужно «для нынешних боев за правду в гибридной войне» и «для будущих судов», «для того, чтобы в судах отвечали все те, кто нарушают права украинских журналистов на профессию».

В целом, просто невероятно, что проблема информационного вакуума вокруг пострадавших украинских журналистов была выявлена лишь на пятый год войны. Наверное, в этом виноваты и сами работники СМИ, которые не «били тревогу» после каждого обстрела. Но главные вопросы все же возникают к профильному Министерству информационной политики и Национальному союзу журналистов Украины. Чем они занимались все эти годы? Впрочем, кажется, мы и так знаем ответ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать