Правда как оружие
Львовские дискутанты обсудили публицистическое наследие генерала Петра Григоренко из серии «Бронебійна публіцистика»Только правда о прошлом и современном может спасти от слепоты и полностью изменить наши представления об определенных вещах. «Прозрений не бойся, потому что они как лекарства», — говорит Лина Костенко. «Сокрытие исторической правды — преступление перед народом», — констатирует Петр Григоренко.
• Генерал Петр Григоренко — фигура, к сожалению, не слишком известная рядовому украинцу. Успешный советский «номенклатурщик», который бросил вызов системе, он прошел сложный путь становления своей гражданской позиции. И в конечном итоге не смог промолчать. Он не побоялся сказать правду в глаза всем слепым, или тем, кто лишь прикидывался таковым. Как человек военный, Петр Григоренко владел секретной информацией. И он использовал это оружие в борьбе с советской пропагандой, рассказав правду об обороноспособности СССР перед Второй мировой и роковых ошибках руководства, приведших к гибели миллионов. Генерал развенчивает много мифов, касающихся оснащения армии, состояния советской военной теории, подготовки войск к внезапному нападению противника, в конечном итоге, о причинах поражения СССР в начальный период войны. П.Григоренко называет действия власти преступлением перед памятью погибших и собственным народом, кроме того, он указывает и на главных виновников — Сталина, Ворошилова, Тимошенко, Голикова. Именно эти лица своими приказами «обезглавили» войско и фактически «бесстыже выдали страну «на осмеяние и грабеж» врагу». В 1941 году СССР был вовсе не готов дать отпор Германии. «Целой серией безрассудных действий (или преступлений), — пишет П.Григоренко, — армия была поставлена в условия невозможности оказания противнику хоть какого-то эффективного сопротивления...» Несмотря на то, что «героизм был массовым... Солдаты сражались до последнего снаряда, патрона, пушки... Они сделали все возможное и невозможное». Генерал Григоренко раскрывает невиданное в истории предательство, скрытое от страны, виновники которого не понесли никакой ответственности. Следовательно, за ряд просчетов правительства расплатился народ, а «не анализируя безбоязненно до конца причин беды, свалившейся на нас в 1941—1942 годах, мы ставим под угрозу и дальнейшую безопасность своей Родины... Совесть человеческая больше не может мириться с лицемерием и ложью», — доказывает он.
• В фигуре генерала, на чудо, гармонично объединилось миропонимание военного и философа. Много его трудов и выступлений являются актуальными и доныне. Особенно это касается речи в честь 72-летия писателя О.Е.Костерина о правах крымскотатарского народа. Чуть ли не после каждого произнесенного абзаца ему аплодировали. Григоренко отмечает: то, что принадлежит по праву, не просят, а требуют. Стоит бороться за возвращение на родную землю, за восстановление Крымской АССР, подкрепляя это всеми законными средствами — свободой слова («движение не может нормально развиваться без собственной прессы»!), митингов, демонстраций. Также необходимо обратиться за помощью к мировой общественности, ведь совершенный в 1944 году геноцид «с точки зрения международного права, является преступлением, за осуществление которого главные виновники подлежат наказанию (аплодисменты)». Если бы услышали бы это выступление современные крымчане...
В своем труде «Наши будни» Петр Григоренко глубоко анализирует явление диссидентства, в рядах которого находился и сам. Такое правозащитное движение представляли люди, «которые не хотели быть обезличенными и беззащитными перед жестокой машиной бюрократического государства». Конечно, диссиденты испытывали притеснения, их судили по сфальсифицированным делам, отправляли в психиатрические спецбольницы (куда попадал и сам Григоренко). Но они достойно отстаивали правду и право, пытаясь не быть винтиками системы.
• Наиболее же интересным для нас стал труд генерала «К вопросу государственной независимости и взаимоотношений между народами СССР». Исследуя ситуацию в Советском Союзе, Петр Григоренко говорит, что «все нации уравнены общим рабством», и руководит ими не русский народ, а партократия (изменилось ли это сегодня в прямой наследнице СССР?). «Вырваться из лап империи (что и доныне не всем удалось), отделиться от нее какой-то одной нации невозможно. Каждая порабощенная нация должна бороться в пределах общей освободительной антикоммунистической борьбы», — произносит пророческие слова генерал. Уничтожить историческую память советскому режиму не удалось, потому автор констатирует: «Украина не является частью России. Она имеет свою национальную идентичность, свою историю и культуру. Украинский народ имеет право решать свою национальную судьбу в самостоятельном украинском государстве».
• Пламя борьбы за волю всегда полыхало в Украине, «хоть как бы ни затаптывались искорки затушенного костра, он снова и снова разгорался». Нам есть чем гордиться, нам есть что рассказать миру. В годы Второй мировой советские вооруженные силы раздавили УПА и «окружили ложью украинское национальное движение». Никто в мире из-за пропаганды не знал об этой героической борьбе. В 60—70 годах по Украине прокатились массовые аресты интеллигенции. И все же нашлись люди-борцы, которые в 1976 году создали Украинскую хельсинскую группу. Эти правозащитники говорили мировому сообществу правду о ситуации в СССР, который совсем не придерживался Хельсинского акта. На Белградском совещании поведение западных стран было трусливым, однако на Мадридской конференции они в конечном итоге осудили действия Советского Союза (ничего не напоминает?). Для этого много усилий приложил и Петр Григоренко, человек правды и порядочности.
Трудно постичь всю деятельность генерала. Он сумел сделать немало, и уже сейчас видно, что труд его не является бесполезным. Давайте вдумаемся в слова Петра Григоренко, прислушаемся к ним. Искать правду и защищать Родину — священный долг каждого!
Выпуск газеты №:
№46, (2014)Section
Медиа