Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему украинцы поверили СМИ

Впервые с 2015 года зарегистрирован рост доверия к медиа у общества
07 сентября, 12:43

Хорошие новости для украинских журналистов и медиа-менеджеров: жители Украины стали больше доверять средствам массовой информации. Тренд постоянного снижения доверия, который наблюдался в опросах граждан последние три года, в этом году изменился.

Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования «Отношение населения к СМИ и потреблению разных типов СМИ в 2018 г.», которое было презентовано 5 сентября в Киеве. Основной целью исследователей было, в частности, изучение привычек украинцев, касающихся медиа-потребления, а также их доверия к средствам массовой информации и оценка уровня медиаграмотности.

Исследовала общественное мнение социологическая компания InMind по заказу международной общественной организации Internews, которая реализует программу «Украинский медийный проект» («Проект У-Медиа») при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). В мае-июне этого года представители InMind опросили 4000 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет в городах с населением более 50 тыс. человек. На неконтролированных территориях — в Крыму и в ОРДЛО — опрос не проводился.

Это уже четвертое подобное исследование, и потому можно делать обобщенные выводы об имеющихся трендах общественного мнения и настроениях общества относительно медиа-потребления.

Основным выводом по итогам проведенных социологических опросов стало увеличение доверия ко всем типам СМИ — как к т.н. традиционным — телевидение, пресса, радио — так и к онлайновым медиа, как к общенациональным, так и к региональным.

Наиболее значительным (10%) оказался рост части тех, кто доверяет онлайновым медиа, причем как центральным, так и местным, и региональному телевидению. «Впервые с 2015 года мы зарегистрировали рост популярности и доверия как к телеканалам, так и к интернет-СМИ», — заявил во время презентации директор Internews в Украине Вейн Шарп.

Помимо социологического опроса для более тщательного изучения общественного мнения исследователями проводились также и фокусные группы, и на презентации Екатерина Загривенко, руководитель отдела по развитию бизнеса компании InMind, представила некоторые выводы по их результатам.

Главное, что удалось социологам, — это выявить основные причины увеличения доверия к СМИ. Как выяснилось, люди начали больше доверять медиа из-за того, что они сами лучше начали разбираться, кто именно им сообщает ту или иную информацию, привыкли самостоятельно проверять сведения и научились отстраняться от эмоционального компонента сообщений.

Ответы на вопрос «Что увеличивает доверие к новостям?», по данным исследования (согласно ответам респондентов в фокусгруппах), выглядят таким образом:

• Знакомство с источником (некоторым проверенным априори доверяют больше, и наоборот, пойманные на обмане или подтасовке фактов — исключают).

• Доверие к автору (конкретному журналисту или коллективу каналу/ сайту).

• Принадлежность СМИ (информация о владельце).

• Подтверждение другими источниками (очевидцами и/или другими каналами информации).

• Объективность и непредубежденность / эмоциональная нейтральность («чем больше эмоций и меньше фактов, тем меньше доверия»).

• Точность и/или реалистичность приведенных фактов.

• Особое доверие — стримам (самая молодая аудитория).

Одновременно высокое доверие к медиа связано c:

• Использованием нескольких источников — проверка достоверности новостей и получения полной картины. Это является обязательной процедурой среди жителей всех регионов. («Для того чтобы проверить информацию, которую они получают, потребители, как правило, сравнивают несколько источников информации», — отметил директор Internews в Украине).

• Высокой оперативностью в получении новостей — как через интернет-каналы (социальные сети, месенджери), так и большое количество прямых трансляций на традиционных медиа (ТВ, веб-сайты)

• Знанием медиавладельцев — информация воспринимается более критически, с «поправкой» на это знание

• Ростом уверенности в распознавании «фейков»

• Повышением медиаграмотности в вопросе выделения «джинсы». (Как утверждают исследователи, респонденты уже лучше распознают бизнесовую, коммерческую «джинсу», но путаются в распознавании политической).

В свою очередь, социологический опрос выявил причины того, почему именно люди не доверяют СМИ. Вот таким оказался рейтинг факторов, которые обусловливают наличие недоверия к средствам массовой информации в украинском обществе.

• Информация не выглядит достоверной.

• Новости подаются только с одной стороны.

• Предоставляют недостаточно фактов.

• Мне не нравится подача информации.

• Тематика не соответствует моим потребностям.

• Знаю владельца СМИ и не доверяю ему.

Выяснили исследователи и перечень требований, которые потребители выдвигают к новостям. Такой фактор, как «честность/достоверность» неизменно присутствует на первом месте. Последние четыре года честные и достоверные новости хотели читать, смотреть и слушать от 46% в 2015-ом до 44% в 2018-ом, а в 2016-2017 гг. этот показатель составил 43%.

На втором месте — объективность. И здесь — внимание! — количество людей, которые требуют от журналистов объективного освещения событий, в этом году уменьшилось. Если в 2015-м, в 2016-м, и в 2017-м годах 20%, 22% и 24% людей, соответственно, хотели получать более объективные новости, то в этом году только 19% респондентов указали на важность для них этого фактора.

Показательно также, что такое базовое для теоретиков журналистики требование, как отделение фактов от комментариев, является действительно важным лишь для 6% (2015—2016 гг.) или даже 5% людей (2017—2018 гг.).

Таким образом, выходит, что «отстраненная», «не вовлеченная» журналистика с ее запретом на гражданскую позицию и собственное экспертное мнение журналиста и медиа не воспринимается одобрительно значительной частью украинского общества.

Интересно, что в этом году выросло количество тех, кто требует от СМИ более оперативной работы. На важность фактора «своевременности» трансляции новостей указали во время опроса 15% респондентов, тогда как в предыдущие годы этот показатель колебался от 10% в 2015-ом и 2017-ом годах до 12% в 2016-ом.

Полнота и точность подачи информации вспоминаются респондентами в качестве важных факторов качественных новостей, но не часто. За последние четыре года на важность наличия полных и точных сведений в новостях указывало от 8% до 10% респондентов.

Интересны данные о том, каким именно образом потребители определяют, является ли сообщение СМИ правдивым. Как оказалось, главным признаком достоверности новости люди считают баланс мнений. Для того чтобы понять, является ли информация достоверной, люди чаще всего обращают внимание на то, представлены ли в журналистском материале разные точки зрения. В последние четыре года количество тех, кто верифицирует сообщение именно таким образом, является, в принципе, неизменным, с небольшим ростом в текущем году — в 2015-2016 гг. это было 28% респондентов, в 2017-ом — 26%, в 2018 г. — 29%.

Наблюдаются небольшие колебания размера части тех медиа-потребителей, которые обращают внимание на источник (происхождение) новостей, и тех, кто доверяет любимым СМИ, которые они знают и к которым привыкли. (Это, очевидно, связанные между собой ответы — люди внимательно смотрят, где именно они услышали или увидели информацию, и, если речь идет о привычном, любимом медиа, то доверие к распространенным сведениям обеспечено).

Согласно данным исследования, количество тех, кто обращает внимание на источник / происхождение новостей в этом году увеличилось до 28% с 24%, 25%, 23%, соответственно, в 2015, 2016 и 2017 гг. Одновременно фактор доверия к любимым СМИ в 2018-ом (26%) занимает практически такое же место, как и в два предыдущих года  (28% и 27%) и совсем немногим больше, чем в 2015-ом (24%).

Изучают информацию о том, кому принадлежит канал, газета или радиостанция для того, чтобы определить достоверность распространяемых ими сообщений, лишь 14%. Это — данные текущего года. В предыдущие три года такую методику верификации материалов применяло приблизительно такое же количество респондентов — от 13% в 2015-ом, до 11% и 12% в 2016 и 2017 годах. Таким образом, хотя сведения о владельцах медиа и являются важными, предание огласке таких данных, то есть прозрачная медиа-собственность, явно не является тем обстоятельством, которое сможет полностью разрушить или невероятно укрепить доверие к отдельному СМИ в обществе.

Позитивом является выявленная исследователями тенденция относительно уменьшения количества тех, кто не знает, как отличить информацию, которой можно доверять. С 12% в 2015 г. и 11% в 2016—2017 гг. часть таких респондентов в этом году снизилась до 9%. А вот количество тех, кому вообще трудно отвечать на вопрос об имеющихся у них критериев определения новостей, заслуживающих доверия, остается практически без изменений: 6% в 2015—2016 гг., 7% в прошлом году и 5% в текущем.

Наверное, не только медийщикам, но и социальным психологам должно быть интересно наличие значительной части наших сограждан, которые выбирают, верить или не верить сообщениям СМИ, опираясь на... собственную интуицию. Каждый четвертый респондент — 26% опрашиваемых — заявил, что не имеет «определенных признаков» информации, которой можно доверять, и действует в такой ситуации интуитивно. Это может означать, ничто иное как то, что четвертая часть украинского общества не хочет критически мыслить. Подход «верю не верю» является приемлемым во время детской игры, принцип «доверяй сердцу» — во время выбора мужа или жены, но никак не для потребления медиа-контента в наше время информационного взрыва и гибридных войн.

Конечно, хорошо, что, доверие к СМИ в Украине растет. Но хотелось бы, чтобы это происходило не за счет увеличения количества тех, кто верит журналистам «на слово», а благодаря повышению уровня медиаграмотности населения.

Впрочем, сами исследователи уверены, что рост уровня доверия к СМИ в обществе объясняется улучшением качества журналистских материалов благодаря применению журналистских стандартов. Как выявнилось во время презентации, результаты опроса коррелируют с данными другого исследования, которое было проведено среди работников медиа. Социологи опросили 200 украинских журналистов, и в этом году на 10% больше медийшиков отметило, что при подготовке материалов руководствуются кодексом этики и журналистскими стандартами. Таким образом, не исключено, что именно поэтому и именно на этот уровень в Украине и увеличился уровень доверия к средствам массовой информации.

Впрочем, все же более вероятной причиной роста количества тех, кто доверяет СМИ, стал тот факт, что люди просто научились пользоваться современными медиа — смотрят, кто владелец медиа, проверяют информацию в разных источниках, пытаются отгородиться от эмоциональной подачи новостей. Наверное, можно назвать это повышением уровня медиаграмотности населения. Но, кажется, это все же больше похоже на адаптацию украинского общества к условиям жизни в условиях информационного бума и на получение и применение в повседневной жизни навыков выживания во время гибридной агрессии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать