Об... «эпидемии бессмыслиц»
Медиапространство: осторожнее с оценками!Украинское медиапространство нередко поражает и вовсе не достижениями, а их противоположностью. Читаешь или слушаешь — и удивляешься: кому нужны СМИ, которые то ли продуцируют, то ли транслируют откровенный вздор, если не сказать больше. Однако, возможно, кому-то таки нужны?
Впрочем, судите сами.
Включите любой поисковик — и вы легко найдете в интернете несколько сотен словосочетаний «скандальный закон об образовании», в том числе на вовсе не маргинальных электронных ресурсах. Вплоть до утверждения, что, мол, «Порошенко подписал скандальный закон об образовании». А чем он, простите, скандальный? Тем, что впервые в новейшей Украине все выпускники средней школы свободно будут владеть государственным языком и иметь, в частности, возможность понимать те законодательные и подзаконные акты, которые будут касаться непосредственно их? Тем, что получат более высокие шансы в случае необходимости успешно сдать ВНО, не провалив их из-за незнания украинского языка? Тем ли, что кто-то там «із-за пагорба» поднял бучу по этому поводу, предпочитая, чтобы Украина за средства своего бюджета готовила новую рабочую силы для заграницы, которая бы не имела возможности после школы интегрироваться в жизнь не в своем селе с доминированием этнического меньшинства, а где угодно в Украинском государстве? Неужели же скандальность в том, что Украина начинает защищать свои национальные интересы?
Странные дела творятся в украинском медиапространстве...
А вот какие популярные заголовки и констатации долго уже держатся в масс-медиа и социальных сетях: «20 лет нации без элиты», «25 лет без элиты...», «26 лет...» Сама хронология (отсчет ведется от времени восстановления независимости Украины) подталкивает читателей к мысли, что при СССР/УССР украинская нация имела настоящую элиту, а затем раз — и утратила. Смешнее всего (и грустнее всего одновременно) здесь, на мой взгляд, то, что такие сентенции прорекают не прокоммунистические или пророссийские издания и блогеры, а очень и очень патриотические субъекты информационного пространства. Патриотические — однако, похоже, без нужных клепок в головах. Так как своими громкими заявлениями они, во-первых, формируют представление о неполноценности украинской нации, во-вторых, активизируют ностальгию по СССР, в-третьих (и это главное) нагло игнорируют безоговорочные факты, то есть наличие в Украине такой элиты (неужели же, скажем, Инициативная группа «Первого декабря» — это какие-то провинциальные свинопасы?). Понятное дело, с элитой, особенно политической, у нас серьезные проблемы — однако элита существует, хотя и в значительной мере заблокирована, отрезана от свободного доступа к большей части телевидения, радио и газет. При этом утверждения о «нации без элиты», по-моему, помогают топ-менеджерам олигархических масс-медиа в таком блокировании: «Чего это вы говорите, как будто мы намеренно не приглашаем элиту? Мы бы ее приглашали, если бы она существовала!».
Одно слово, как писал Богдан Гаврилишин в адрес слишком усердных патриотов, «не многовато ли критики»?
Наконец, хватает и таких, кто любит писать о «незрелости украинского общества». Мол, оно и «безответственное», и «анемичное», и «неспособно рационально действовать», и «патерналистское», и «электорально неполноценное», и вообще — черт знает какое, неспособное сознательно действовать, контролировать власть и отвечать за свое село, город, регион, страну. Мол, социология доказывает, что в своей массе украинцы проникаются только личными или семейными проблемами, а на все другие им наплевать, только небольшая часть людей обнаруживает гражданскую и политическую активность. А что, в Германии социум «зрелый» и «ответственный», если отдал суммарно более 20% голосов за две неототалитарные партии? Или, возможно, «зрелое» и «рациональное» общество во Франции, где сначала выбрали Макрона президентом, потом решили, что он плохой — и «прокатили» его партию на выборах в Сенат республики, не дав, таким образом, ему шансов на нормальную реализацию предвыборной программы? Это отдельная тема, однако стоит сразу отметить, что в большинстве «старых» демократий сегодня — парадоксальным образом! — общество в целом является менее зрелым, рациональным и ответственным, чем во второй половине ХХ века. На этом фоне Украина, даже со всеми своими явными проблемами, выглядит далеко не худшим образом...
Можно и дальше умножать примеры «эпидемии бессмыслиц» в медиапространстве, но, думаю, и очерченного выше достаточно, чтобы обосновать необходимость призыва к тем, кто сначала пишет или говорит, а уже потом думает (если вообще думает): осторожнее с оценками!
Выпуск газеты №:
№173-174, (2017)Section
Медиа