На что ты готов за «пять баксов»?..
Как история сериала о двух стартаперах превратилась в сатиру над отечественным политикумом и затронула проблемы войныРанним субботним утром пробираемся с фотографом через лабиринты промзоны — здесь проходят съемки украинского веб-сериала «5baksiv.net» о двух хипстерах-стартаперах, «золотой молодежи», как говорили когда-то. Странная локация для таких персонажей, не так ли? Но в истории Макса (Никита Бычков-Андриевский) и Зеника (Денис Эйдер) — героев сериала — не все так просто. С момента, когда «UA: Перший» показал первые четыре эпизода, а это было в мае, в сценарии многое изменилось: появились бывший боец, вернувшийся из зоны АТО, политики и даже криминальные авторитеты. Сценаристы говорят, что это уже не экстремальные, а вполне реальные события для развития сюжета. А все начиналось так наивно: двое ребят устраивают свой маленький бизнес, стартап — берутся за любую работу, чтобы платили пять баксов в час. Однако во время выполнения одного из заданий они находят девушку Полину, за которой охотятся: у нее есть флешка с каким-то компроматом, за который могут убить, и ребята пытаются «выпетлять» из этой истории... «День» побывал на съемочной площадке «5baksiv.net» и узнал, как и почему изменилась киноистория, какие новые персонажи здесь появятся, как герой сериала нашел в реальной жизни фактически свое соответствие и когда зрители увидят новые эпизоды.
На СТО, на некоторое время превратившейся в съемочную площадку сериала, нас встречает Рембо. Правда, бегает он на четырех и с хвостом. Это местный котенок, его подкармливает владелец СТО, волонтер «Автосотни» Александр Тихоход. История Александра интересна тем, что он почти полностью соответствует новому прописанному герою — атошнику дяде Коле (Игорь Писный), но об этом съемочная группа узнала уже в ходе работы.
— Где-то нашли фото моей станции, позвонили, сказали, будут что-то об АТО снимать. Ну, если об АТО, то хорошо, — рассказывает Александр. Он и сегодня на съемочной площадке. — Несколько раз расспрашивал о сценарии, говорил с главным режиссером и понял, что история очень похожая. Есть момент, который не совпадает, — я не был киборгом, а в остальном — я просто в шоке, насколько совпало с персонажем дяди Коли. Правда, не было у нас казино, а так очень похожий сюжет. Были сцены, пробиравшие до мурашек по коже. Например, семейная... Когда здесь идут съемки — я всегда на площадке. Но актеров пытаюсь не отвлекать на съемках. Сейчас тут смешно. Эти шлепперы (Макс, Зеник, Дима), которые здесь крутых пацанов как бы корчат, в реале так бы не говорили. Очень терпеливый этот их дядя Коля. (Смеется.) А так, кажется, сюжет правдоподобный. Обязательно посмотрю сериал, когда он выйдет, — заканчивает волонтер и затягивается сигареткой.
Чуть поодаль — старая разбитая машина: окна все выбиты, двери погнуты, а с одной стороны даже с дырами от пуль. Киношники говорят — в конце съемок будут ее сжигать. Спецэффектов как в бондиане не обещают, гореть будет по-украински. Но пока главные персонажи Макс и Зеник снова и снова толкают ее с места на место — снимают дубль. Этих двух зрители, которые смотрели первые эпизоды, уже знают, однако на площадке — еще три новых актера. К двум стартаперам присоединился Дмитрий Хомяк, который играет сам себя. А Дима — актер-самоучка, комик-стендапер и... младший лейтенант запаса (учился в Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого. — Авт.). Правда, в сериале он еще и ввяжется в политику — станет техническим кандидатом от партии. Какой — на съемочной площадке не разглашают. А все совпадения с реальной жизнью называют случайными. Или почти случайными.
МАКС (НИКИТА БЫЧКОВ-АНДРИЕВСКИЙ), ЗЕНИК (ДЕНИС ЭЙДЕР) И ДИМА ХОМЯК В РОЛИ САМОГО СЕБЯ (НА ФОТО — СПРАВА НАЛЕВО). «НАШИ БОКОПОРЫ», КАК ИХ ЛЮБОВНО НАЗЫВАЕТ РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА
— Условия, в которые поставлены наши герои, не экстремальные, а реальные, — говорит креативный продюсер Ольга Река. Это она создала фактически всех персонажей. — По условиям гранта это должна была быть Social drama, история в жанре реализма. Есть определенная поправка на нашу аудиторию 15—24 года, которая выражается в форме подачи — черной комедии, но сценарно это социальная драма. Это обусловливает и события, и героев, и сюжетные повороты. Реакцию аудитории, кроме интернет-пользователей, мы проверяли также на двух фокусных группах, одна из них — студенты КПИ. Им нравилась история о стартаперах, комичные ситуации, не очень они принимали историю, связанную с войной, востоком Украины. Но, дорогие друзья, это объективно существует, поэтому давайте мы будем об этом говорить и осмысливать, пытаться найти себя в реальной жизни нынешней Украины.
Мы поняли, что легенькая история о стартаперах и девушке, попавшей с войны в их мир, — это две не очень совместимые друг с другом реальности. Мир Полины слишком реален, а мир Макса и Зеника — эфемерный, и нужно было все это свести вместе и позволить им жить в реалиях Украины 2015 года. Поэтому вся наша сценарная арка из 38 серий трансформировалась в сюжет взросления для главных героев. Все, кого они встречают на своем пути в сериале, так или иначе становятся их учителями, иногда — не очень гуманными. Случилось ли бы все именно так в реальной жизни? В любом случае, ребята вышли бы из своего кокона, машины-миникупера, и пошли по дорогам, где не очень плотно лежит асфальт.
Асфальт здесь и в самом деле лежит не очень плотно, но главное — холодно так, что не спасают даже теплые пледы, а за горячим чаем в перерыве между дублями даже выстраиваются маленькие очереди. Макс мерзнет больше всего — он в одной футболке и кардигане (разновидность кофты). Поэтому добрый волонтер Александр сначала приносит обогреватель, под которым сразу кучкуются те, кто меньше всего задействован в съемочном процессе, а затем приносит горчичники и советует положить их в обувь актера. Говорит — так военные постоянно делают. И грань между сериалом и реальностью все больше размывается. Но вот на съемочную площадку приходит «авторитет» Марат (Олег Примогенов), и все становится серьезно. Кстати, если «пижон» Макс разговаривает на русском, то Марат — на украинском. За двуязычность сериал часто критикуют интернет-пользователи. Спрашиваю у режиссера, Мирослава Латика, как бы он снимал, если бы все зависело только от него. «На украинском», — говорит сначала Мирослав, но потом все же передумывает. — «Нет, двуязычный». Но позиция режиссера понятна с первых слов.
— У меня нет этого «зрада-перемога». Но сколько сегодня разговаривает на украинском? 40%? Это проблема общенационального масштаба, и это нужно переносить совсем на другие лыжи, — говорит Мирослав. — Пока у нас не приняли закон о запрете российских сериалов, продукт снимался здесь на русском и шел на два рынка, и всем было удобно. Сейчас у нас крошечный рынок, от которого будет падать качество. В сериалах и кино продюсеры будут экономить на всем безбожно. В Европе, например, студии снимают сериалы для платных каналов, поэтому вкладывают в свой продукт деньги и действительно окупаются — у нас к этой схеме никто не готов. 50% от суммы воруют еще на пре-продакшне между своими, потом еще на какой-то мелочи, соответственно, в производство заходит минимум, на рекламу почти ничего не остается. Это совковые принципы, и их нужно менять. Приучать к качественному. Проявлять украиноязычных актеров. «5baksiv.net» — это еще далеко не «Фарго», но он побуждает к разговору, — подытоживает режиссер.
А вот Марат тем временем побуждает героев к разговору своими методами. Парни попали в неприятности или же — в жизнь за пределами миникупера, где приходится отдавать долги. Здесь их и к стульям скотчем привязывают, и пугают, а Макса даже на веревке подвешивают. В кадре все грозно, а на репетициях актеры страхуют друг друга, Зенику подкладывают подушку, чтобы не ударился, когда будет падать, а Хомяку даже удается убежать привязанным к стулу — ноги оставили свободными. Для них это игра. Но когда закончатся съемки, с другой стороны СТО волонтеры будут грузить шины в авто, которые поедут на фронт. «Если бы знал, что куча шин понадобится в АТО, не носил бы их столько на Майдан», — говорит Александр. Но это уже совсем не сериальная история.
Выпуск газеты №:
№207, (2015)Section
Медиа