Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как подтолкнуть украинцев к самопознанию?

24 февраля, 20:42
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЮРА В ДРОГОБЫЧЕ ИМЕЕТ ПОЧТИ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ. ОНА ПОРАЖАЕТ НЕ ТОЛЬКО СВОИМ ВНЕШНИМ ВИДОМ, НО И ВНУТРЕННИМ УБРАНСТВОМ. ТАК, ОДНА ИЗ СОХРАНИВШИХСЯ РОСПИСЕЙ ИЗОБРАЖАЕТ «ДРЕВО ОТ КОРНЯ ИЕСЕЕВА», ГДЕ ОБРАЗЫ БИБЛЕЙСКИХ ЦАРЕЙ ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ С УКРАИНСКИМИ НАРОДНЫМИ УЗОРАМИ / ФОТО СЕРГЕЯ КРИНИЦЫ

Сегодня в украинском сегменте Сети можно найти немало краеведческих сайтов. Многие из молодых (душой) украинцев просто путешествуют по собственной стране, познают то, что десятилетиями, а то и веками скрывалось от нас, они делают красивые снимки и создают интересные любительские документальные фильмы. В условиях заблокированного информационного пространства такая общественная инициатива — вполне естественна.

Узнав об очередной малоизвестной жемчужине — деревянном храме святого Юра в Дрогобыче, мы решили, что этот памятник архитектуры наши читатели должны увидеть глазами Сергея Крыницы. Автор снимка — как раз из тех, кто просто любит свою страну, путешествует по ней и делает хорошие фотографии (кстати, таких снимков у Сергея очень много, их можно увидеть на сайте haidamac.org.ua).

«Украинцы мало знают самих себя, наверное, потому что слишком мало интересуются собственной культурой, — предполагает Сергей КРИНИЦА. — Нехватка времени, жизненные проблемы мало побуждают к тому, чтобы еще чем-то увлекаться наподобие путешествий. Еще одним фактором является засилие поп-культуры, преимущественно российской и американской. Эту тенденцию можно изменить посредством воспитания. Нужно с юных лет вкладывать в молодежь любовь к собственному культурному наследию», — сказал Сергей, когда «День» позвонил ему, чтобы спросить, как, на его взгляд, подтолкнуть украинцев к самопознанию?

Что же касается героини снимка, то исчерпывающую информацию о церкви святого Юра Сергей подает на своем сайте.

«Первые упоминания о церкви св. Юра датируются 1496 годом. Но предшественница нашего шедевра, к сожалению, вскоре (в 1499 г.) сгорела во время татарского набега. Новую вроде бы построили в 1525 г., но опять эти проклятые татары...

Вновь появилась необходимость восстановления. Но ведь церковь не обязательно строить заново!? Тем более, если подрядчик выставляет такую смету, что глаза на лоб лезут... Зато есть соль, которая, как известно, в определенное время была эквивалентом стоимости, то есть деньгами.

Вот и купили жители дрогобычского соляного предместья уже старенькую по тем меркам церковь в селе Надиево. Не верите, что церковь можно купить? Еще как можно. Говорят, это была весьма распространенная практика. Купить, разобрать перевезти и опять собрать. Такой метод изобрели еще задолго до появления скансенов. Эта сделка, впрочем, почему сделка, операция купли-продажи, была осуществлена в 1656 г. (по другим источникам — в 1657 г.). А село, между прочим, неблизко — аж около Долины, той, которая во Франковской области...

В результате Надиевому не повезло. Иначе ездили бы мы полюбоваться этим шедевром не в Дрогобыч, а к ним — на Франковщину.

Впрочем, возможно, как раз повезло церкви.

Ведь известно, что был у нее тогда, с разрешения сказать, несколько иной вид. В частности, один шатровый верх и, вероятно, была она не такой изысканной, как сейчас. От той церкви, по исследованиям Г. Логвина, остались сруб притвора и нефы и фрагмент жертвенника (северная сторона алтаря).

В дальнейшем церковь подвергалась последующим перестройкам и совершенствованиям, поэтому можно считать, что перевозка пошла ей на пользу.

Первое, что сделали жители Дрогобыча, установили там новый иконостас — уже в 1659 г. Это выглядит как чудо, но он сохранился. Работа принадлежит кисти ведущего иконописца Стефана из села Медики около Перемышля.

В 1670 году появилась новая колокольня. Сначала у нее был такой, как и у церкви, шатровый верх. А в 1678 году принялись за перестройку храма.

Тогда был изменен восьмерик и глава центрального сруба и пристроены клиросы. Клирос — это такой маленький декоративный прируб.

Основательной перестройке храм подвергся после пожара 1692 года. Тогда добавили эмпору (открытую галерею над притвором) с Введенской часовней, поменяли купола на барочные, опасания и вид клиросов. Шатровое завершение колокольни также заменяют барочным.

Таким образом, к 1711 г. церковь приобретает вид, схожий с современным. Последующие изменения касались, скорее, замены изношенных элементов и ремонтов в 1823, 1825 и 1833 годах.

Отдельно следует сказать о росписях храма. Самые старые росписи — нефы выполнены еще в 1656—1659 гг., вероятно, под руководством автора иконостаса Стефана Медицкого. Об этом свидетельствует сходство росписей иконостаса и настенных и, вероятно, автопортрет среди ктиторских.

Впрочем, роспись восточной стены нефа приписывают уже другим авторам.

Восьмерик среднего верха и сам верх расписали в 1678 г., хоры — в 1691 г., часовни — в 1711 г. Росписи притвора — уже в 1714 г.

Известный исследователь деревянной архитектуры П. Юрченко писал: «Особенного внимания заслуживают росписи в церкви св. Юра в Дрогобыче. Роспись церкви св. Юра типична в том понимании, что каждая церковь имела свою тематическую схему росписей, здесь не было каких-либо постоянных, неизменных канонов. Тематическое содержание было произвольным подбором одной из основных идей церкви, которую живописец по-своему развивал и своей живописью обращался к верующим. Неф и притвор церкви св. Юра расписаны сверху донизу, и с особенным мастерством написаны сцены иконостасной, южной и северной стен. Живопись восточной стены, немного закрытая снизу надстройкой иконостаса, интересна умелым оперированием средствами светотеней и полутонов для выявления формы, что в сочетании с иконостасом производит большое впечатление. Несколько иной манерой, но тоже выразительно и живописно выполнены сцены на северной стене нефа, где использована черная контурная линия для четкого очерчивания формы. Живопись в церкви св. Юра поражает не только трактовкой отдельных сцен, но и общим колоритом.

Церкви св. Юра повезло. Хотя ее и закрыли в 1961 г., уже в 1974—1975 гг. была проведена рестраврация коллективом под руководством Ивана Могитича.

Тут создан музей».

«Так вы еще сомневаетесь, что сюда стоит ехать?» — риторически интересуется Сергей Крыница.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать