Грустный «юбилей»
Стоит ли возвращать произведения Уласа Самчука в школьную программу?В этом году исполняется, так сказать, «юбилей» — десять лет тому назад Министерство образования, возглавляемое Дмитрием Табачником, изъяло из школьных учебных программ изучение творчества Уласа Самчука, в частности его романа «Мария». Делалось это под «благовидным предлогом». Мол, произведение «Мария» — депрессивное, плохо влияет на психику детей. В действительности, причина была в другом. Десять лет тому назад, когда Украиной руководил московский вассал Виктор Янукович и иже с ними, у нас активно насаждался «русский мир». Самчук же писатель, который в своих произведениях показывал нутро советской власти, которая, по его мнению, имела истоки в русской ментальности. К тому же этот писатель является выраженно украиноцентричным. Не зря его «пасли» советские спецслужбы в течение длительного времени. А в 1957 году, когда вышел в печати роман Самчука «Темнота», в котором не впервые ли в мировой литературе рассказывалось о ГУЛАГе, в советской Украине начали появляться публикации, где «развенчивался» этот автор.
Табачника давно уже нет в Украине. Он благополучно находится за рубежом, живя на отработанные в свое время тридцать российских серебряников. Но, похоже, его дело относительно Самчука живет и побеждает. В школьные программы писателя так и не вернули. Хотя у нас изучают менее талантливых советских писателей. И это при декларируемой декоммунизации и евроинтеграции. А ведь Самчук — один из крупнейших украинских проевропейских писателей.
Находятся разного рода пророссийские подпевалы, которые рассказывают о разных «грехах» Самчука. Мол, он был немецким коллаборантом — и это при том, что нацисты лишили его возможности редактировать газету «Волынь» и бросили в тюрьму. Рассказывают еще о «антисемитизме» Самчука. Хотя в его публицистических статьях и близко нет никаких антисемитских высказываний. А в его знаменитой трилогии «Волынь» встречаем проявления сочувствия к евреям.
Общественность уже не раз обращалась в Министерство образования, чтобы вернуть Самчука в школьные учебные программы. Но почему-то (?) никакой позитивной реакции нет. Все остается так, как и есть.
Возможно, десятилетие «без Самчука» — уже достаточно. И его творчество должно было бы занять надлежащее место в школьных программах. Тем более что это творчество многогранно, интересно и поучительно для украинцев — особенно во времена нынешние.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О СИЛЬНЫХ ЛЮДЯХ
В 1927 году молодой Самчук, не желая жить в Польше и служить в Войске Польском, бежал в Германию. А оттуда в 1929 году прибыл в Прагу, столицу Чехо-Словакии, которая в то же время была и «столицей» украинской эмиграции.
Проживая в Чехо-Словакии, Самчук связал свою судьбу с деятельностью Организации Украинских Националистов (ОУН). Формально он ее членом будто бы и не был, но фактически стал ее функционером. Активно участвовал в студенческом националистическом обществе «Зарево», с 1937 года возглавлял секцию художников, писателей и журналистов в Культурной референтуре Провода украинских националистов. Писатель печатался в изданиях, которые выпускали националисты, в частности в упоминавшемся «Литературно-научном вестнике», редактируемом Дмитрием Донцовым, который считался идеологом украинского национализма, а также в журналах «Сурма», «Самостійна думка». Выполняя определенные задания националистов, Самчук посетил немало европейских городов — Париж, Берлин, Рим, Вену, Дрезден, Флоренцию, Венецию и другие. В то же время, находясь в этих культурных центрах, знакомился с памятниками европейской культуры. Из «провинциального парня» он превратился в «культурного европейца» с широким мировоззрением.
Идеология украинских националистов имела достаточно большое влияние на Самчука. Особенно это заметно в некоторых ранних его произведениях, в частности в «Месниках» и упомянутом «Саботажі УВО». Также писатель общался с Донцовым, а также известными деятелями ОУН Олегом Ольжичем и Еленой Телигой. И все же нельзя говорить, что Самчук полностью разделял националистические идеи. Со временем он дистанционировался от националистов, пытаясь занять «надпартийную» позицию, считая, что надо работать на украинскую идею и утверждать украинскую государственность, выдвигая на первый план в этом деле конструктивных людей.
В Праге Самчук встретился с девушкой, которая на длительное время стала его любовью и сыграла определенную роль в жизни писателя, когда он переживал творческий взлет. Это — Мария Зоц (1909-1994). Ее жизнь могла бы стать сюжетом для увлекательного романа или сериала. Родилась она на Надднепрянщине, неподалеку Золотоноши. У нее было три брата, которые воевали в 1918-1920 гг. в разных армиях — белогвардейской, уэнэровской и гетманской. В 1925 г. она, благодаря стараниям своего старшего брата Юрия, выехала в Прагу. Там получила среднее образование и познакомилась с Самчуком. Дальше изучала фармацевтику в Карловом университете. Позже — работала по специальности.
Хотя молодые люди не заключили ни гражданского, ни церковного брака, они прожили во взаимопонимании и любви около двенадцати лет. Мария взяла на себя материальную сторону обеспечения, тем же дав возможность Самчуку заняться литературным трудом, который, по большому счету, больших доходов не приносил. Похоже, эта женщина сыграла заметную роль в написании Самчуком наиболее резонансного его произведения — романа «Марія», события которого разворачивались на поприщах Центральной Украины. В тех краях Самчук, писавши это произведение, еще не был. И с центральноукраинскими реалиями его знакомила Мария. К тому же в произведении использованы некоторые факты, которые касались родственников Марии. В конечном итоге, не случайно же главная героиня произведения именуется Марией. Так он своеобразно «увековечил» свою любимую. Похоже, Мария Зоц стала своеобразным прототипом героини одного из первых романов Самчука «Кулак». Она также имеет имя Мария. И здесь — можно так понять — определенным образом описываются отношения между молодыми Самчуком и его любимой. Хотя нельзя говорить, что Мария Зоц — это Мария Гофман из «Кулака», которая подставляет своего любимого. Также имя Маруся имеет одна из героинь романа Самчука «Чого не гоїть огонь». Вероятно, Мария Зоц стала прототипом также одной из героинь романа «На краю часу», где идет речь об украинских эмигрантах в Праге в 30-е годы. Правда, Самчук не смог опубликовать это произведение, но читал отрывки из него на собраниях украинцев в диаспоре в 60-е годы. А еще писатель посвятил Марии свою знаменитую «Волинь», где указал: «Тій, що першою читала цю книгу, що її переживала і любила, — Марії Зоц з пошаною присвячую. Автор».
Позже писатель, когда уже расстался с Марией, так писал, вспоминая добрым словом об этой своей любви: «Різні за фахом, різні за вдачами, різними життєвими інтересами, ми жили, пов’язані лише випадковою долею. Якась невідома сила хотіла нас одного разу звести, щоб потім лишити нас у довгій, безнастанній боротьбі, а разом у глибокій, сливе трагічній пов’язаності, ніби два бігуни однієї плянети. Бачу її молоденькою дівчиною з сірими схвильованими очима, з наснажливою, пристрасною мовою... І разом з тим її доля захотіла, щоб вона зустріла і пов’язала себе з людиною, приреченням якої є не бути дома, не мати громадянства, не мати практичного фаху, писати книги українською мовою і нічого з них не мати, бути ізгоєм на тлі величезного, бурхливого, багатого світу».
Мария и Улас расстались во время Второй мировой войны. Зоц так и не доехала в Ривное, где находился Самчук во время немецкой оккупации Украины. Тогда у писателя появилась новая любовь — Татьяна Прахова-Черная (1903-1990). Мария приехала во Львов, где нашла работу в аптеке. С приходом советской власти Марию все же не бросили в тюрьму. Возможно, советские спецслужбы надеялись, что Самчук захочет вернуться к своей бывшей любимой, и они его арестуют. Однако этого не случилось. Тогда Марии предложил сердце Давид Рахуба, который, как и она, происходил из Центральной Украины. Он служил в советской армии, был коммунистом. Мария думала, что его к ней специально подослали. Навязчивые предложения Рахубы выйти замуж отбрасывала. В конечном итоге, чтобы отстал от нее, предложила такое: выйдет за него замуж, если они обвенчаются в церкви. Для коммуниста это было недопустимым. И все же он пошел на такое. Очевидно, любил Марию. Сама же Мария, невзирая на измену Самчука, продолжала его любить. Уже, будучи старушкой, вспоминала, что во время венчания перед ее глазами стоял образ ее любимого. Она и дальше продолжала хранить фотографии Самчука. Причем делала это тайно от мужа и детей, которых она родила от него. А их было трое — две девочки и один сын. Семья Рахуб (Мария взяла фамилию мужа) вынуждено было выехать из Львова. Они переехали в Центральную Украину. Там Мария и жила, порою вспоминая Самчука.