Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Баба Елька». Экспедиция на... печь

Этноисполнительница Светлана Буланова — о воплощении идеи собрать на Кировоградщине старинные песни и дать им новую жизнь
07 мая, 17:02
БАБА ЕЛЬКА

Вот уже почти год как на Кировоградщине действует проект «Баба Елька», цель которого — сбор и запись аутентичных народных песен, которые еще помнят и поют местные старожилы. Проект назван в честь Елены Рыбалкиной, которая жила в селе Россоховатка Маловисковского района. В селе ее знали как бабу Ельку — знахарку, каравайницу, вышивальщицу, исполнительницу старинных украинских песен. Почему почти через десять лет ее имя вернулось из забвения и начало звучать на всю Украину?

Об этом мы говорили с внучкой Елены Рыбалкиной, этноисполнительницей Светланой БУЛАНОВОЙ, которой принадлежит идея собрать старинные песни и дать им новую жизнь.

«Баба Елька — уникальный человек. Это уже сейчас я понимаю, что она, пережив Голодомор, коллективизацию, Вторую мировую войну, похоронив нескольких своих детей, прожив почти 95 лет, не потеряла способность радоваться жизни и воспевать ее. Всю ее жизнь сопровождала песня — и на свадьбе, и на поминках она пела. В свое время я не ценила ее песен, а сейчас состояние, в котором оказалась украинская народная песня, — это моя боль, потому что пропустила его через собственную историю», — рассказывает Светлана.

«КАК БЫ ЭТО ПЕЧАЛЬНО НИ ЗВУЧАЛО, НО ИНТЕРНЕТ ДЛЯ НАС БЫЛ САМЫМ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ АУТЕНТИЧНОСТИ»

— Когда начались ваши личные отношения с украинской традиционной культурой и в том числе с народной песней?

— Пожалуй, с рождения. Несмотря на то, что я родилась в Подмосковье (мой отец был военным), мама постоянно, сколько я себя помню, пела мне колыбельные, различные потешки, все на украинском языке. Это уже потом я поняла, что это от бабы Ельки пошло. Тогда так случилось, что родители разошлись, и когда мне было пять лет, мы приехали в село Россоховатка, на мамину родину, в Кировоградскую область. Представьте себе, я ехала в село, не зная ни слова по-украински, мало того, с тем противным московским акцентом. Хорошо помню, как мы с мамой приехали ночным поездом в райцентр, доехали до села, зашли в дом, включили свет, и вот я вижу картинку: печь, а из-за «ширмы» выглядывают баба с дедом, бабушка берет меня на руки и давай припевать:

Гопа тіда-тіда-тіда,

Полюбила баба діда.

А тепер хлопочеться,

Любити не хочеться.

И все, и пошел контакт с песней. Меня положили спать на печи, и на следующие несколько лет она стала моей персональной вселенной. «Заширмовалась» со всех сторон и лежишь там, слушаешь, как поет бабушка. С утра до ночи. Это мне так нравилось, я чувствовала такой уют... И сейчас если мне снится село, то обязательно баба и печь, и та ширма «цветастая», и те вышитые рушники, которые я так любила разглядывать. Так украинский язык и украинская песня вошли в мою жизнь и уже остались в ней навсегда, а печь стала сакральным образом.

— Когда вы осознали, что наследовали голос бабы Ельки?

— В школе я была первой, когда надо было выступать на сцене. Но что это было? «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой». А если детские, то если не про орленка, то про улыбку. Может, где-то и была какая-то украинская, то это вроде «Ой на горе два дубки». Бабушкиных не было. Но я постоянно была на сцене, пела все, что мне давали. Все учителя постоянно говорили: вам надо Свету на артистку отдать, потому что она отличается от других детей. И учиться «на артистку» помешал отец, сказал выбирать «или мед, или пед». Я получила медицинское образование, работала в реанимации новорожденных, это была очень тяжелая работа и морально, и физически. Впоследствии я открыла собственный бизнес в сфере косметологии, но баба Елька не давала покоя.

На определенном этапе жизни у меня появилось какое-то чувство, что она проходит даром. Как будто занималась любимым делом, но все же что-то было не так. Впоследствии я поняла, что это ощущение связано с желанием петь. Так судьба завела меня в Соколовский сельский клуб, там я рассказала, что мечтаю петь старинные песни, но не знаю, как и с кем, к тому же не имею музыкального образования. Меня приняли в коллектив — сначала я пела в группе «Подружки», но это были преимущественно веселенькие песни, более современного плана. В 2012 году мы создали «Эксампейю» (ныне известная на территории области и Украины группа), вместе с супругами Дикаренко и Викторией Кристевой-Шишовой мы пытались и пытаемся показать альтернативное звучание древнейших украинских песен. В нашем репертуаре — дохристианские колядки, свадебные, веснянки. Все это — в роковом обрамлении или в сопровождении электронной музыки.

Некоторое время мы работали на базе сельского дома культуры, впоследствии перешли в Кропивницкий районный ДК, получили звание народного. Начались гастроли по всей Украине, на одном из конкурсов в Кривом Роге нас приметила Оксана Пекун и пригласила выступить в эфире известной телепрограммы «Фольк Мюзик» ...

— Где вы брали материал для формирования репертуара? Были ли среди песен те, которым вы научились от бабушки?

— Как бы это печально ни звучало, но интернет для нас был самым главным источником аутентичности. Как-то я поделилась своей мечтой — собирать украинские народные песни от носителей песенной традиции — со своей клиенткой-журналисткой. Через несколько месяцев мы собрали команду и поехали в первую экспедицию. Так появился проект «Баба Елька».

«Я ПОНЯЛА, ЧТО КИРОВОГРАДЩИНА ПОЧТИ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНА НА УСЛОВНОЙ ПЕСЕННОЙ КАРТЕ УКРАИНЫ»

— Это еще одна ваша мечта?

— Это будет неправдой, если я скажу, что у меня в голове был проект «Баба Елька». У меня была мечта собирать песни и в рамках деятельности в «Ексампее». Я постоянно искала аутентичных исполнителей, записывала яркие произведения, ближе знакомясь с аутентикой. Постепенно я поняла, что Кировоградщина почти не представлена на условной песенной карте Украины. Есть Полесье, Полтавщина, Черниговщина, Днепропетровщина, а Кировоградщины — нет. Это не значит, что мы вовсе не исследовали песенное наследие, конечно, есть большие наработки местных ученых, но проблема в доступности собранного материала для широкой общественности, в дальнейшей «жизни» записанных во время экспедиций песен. В идеале они должны быть доступны всем и каждому — на расстоянии клика компьютерной мышкой.

Это в наших интересах — сохранить народное творчество и не дать ему быть поглощенным той шароварщиной и «батальонами» в кокошниках. Возможно, я выражаюсь слишком резко, но на то есть свои причины.

Итак, если песни не публиковались в свободном доступе, это еще не значит, что их не существует. Я знаю, что эти песни есть, моя же бабушка их пела! К сожалению, я ими не интересовалась и не записывала, пока она была жива, хотя в то время имела технические возможности. А как доказать, что они пелись здесь, у нас дома, как доказать, что Кировоградщина — это не край переселенцев-сербов, молдаван, болгар, россиян, а место, где еще до создания крепости царицей Елизаветой, жили украинцы, пели украинские песни? У меня была давняя мечта поехать по селам и записать от старушек все то, что я не записала от бабы Ельки. А как эту мечту воплотить в реальность? Это не так просто — войти в доверие к незнакомому человеку, да еще и уговорить его спеть, а значит, открыть душу... А потом в моей жизни появились единомышленники, с которыми мы начали понемногу воплощать эту мечту, которая оказалась для нас общей.

— Хотя мы уже упоминали, и все же расскажите еще о своей бабушке, почему она стала известной на всю Украину?

— Елена Никитична Рыбалкина была одной из 15 детей. За свою жизнь застала Голодомор, Вторую мировую, раскулачивание, коллективизацию. Однако все эти страшные события не убили в ней желание и умение петь. А еще она была знахаркой, травницей. Она варила мази, хорошо лечила кожные заболевания, спасала женщин от бесплодия. Знала, что и где растет в лесу, возле какого источника что надо выкопать. Была мастерицей по выпечке свадебных караваев и шишек, мастером по вышивке гладью, очень хорошо рисовала, сама себе кроила платья. Только сейчас до меня доходит, какой она была творческой личностью. Помню, мне было скучно, надоело играть на улице, я пришла и говорю: «Ба, хочу чем-то поиграть». Она раз — и уже кукла-мотанка в руках... Каждое ее действие сопровождалось песней, даже пели на поминках, чего я совсем не могла понять. Это я сейчас знаю, что это были поминальные, сиротские песни, прежде очень распространенные во время проводов. Вот она мне постоянно говорила: учись, я умру, кто тебя научит?..

«ЗА 9 МЕСЯЦЕВ СОСТОЯЛИСЬ 16 ЭКСПЕДИЦИЙ, ВО ВРЕМЯ КОТОРЫХ МЫ ЗАПИСАЛИ 247 ПЕСЕН»

— Очевидно, наставления вашей бабушки были не напрасны...

— Знаете, если бы не баба Елька, не песня в моей жизни, мне было бы очень трудно. Проект же стал неотъемлемой частью моей жизни. К этому привыкла моя семья, мои друзья. Этим невидимым духом теперь пронизана вся моя жизнь, которая наполнилась новыми людьми и, конечно, новыми песнями. Мы начали открывать для себя Кировоградщину, а вместе с песнями записывать «кулинарные диалекты» — рецепты блюд, которые готовили в разных районах области в древности. Также мы собираем вышитые рушники, сорочки, различные предметы быта, которые могут рассказать о жизни наших предков. А если быть конкретной, то за 9 месяцев состоялись 16 экспедиций, во время которых мы записали 247 песен, побывали в 26 селах... И я уверена, что это только начало. Глобальная цель — объездить всю Кировоградскую область. Далее, конечно, весь материал, который мы собираем с командой, обработать, дать ему новую жизнь. Правильно его передать. Для этого мы создали общественную организацию «Баба Елька», работаем над созданием стационарного музея, планируем запустить сайт — своеобразный онлайн-архив нашего проекта... Недавно нас поддержал Британский Совет, в рамках проекта «Активные граждане» мы будем организовывать экспедиции по Маловисковскому району, откуда баба Елька.

— Кто с вами заодно?

— Про каждого члена команды я могу сказать, что он сошел с небес. Каждый точно и тонко чувствует и пропускает через себя каждую экспедицию «на печь» — то есть в село, где еще сохранились традиции. Журналисты воспроизводят все в текстах, которые затем публикуются в «Новой газете» (главный партнер проекта, предоставляет транспорт и горючее для поездок в села), фотографы — в фотографиях. Никто не получает за это денег — каждый работает по зову сердца, для каждого то, что мы делаем, является ценностью. В прошлой жизни это совсем чужие люди, которые не имели ничего общего. Вот например, могли ли бы мы подумать, что со второй экспедицией к нам присоединится известный фотограф, который работал с проектом «Українер», Александр Майоров, а с третьей — с нами будет работать американец, волонтер из Корпуса Мира Майкл Эндрюс? В проекте «Баба Елька» все мы стали семьей.

СПРАВКА «Дня»

Проект «Баба Елька» основан в июле 2018 года. В команду проекта, кроме Светланы Булановой, входят журналистка, редактор «Новой газеты» Инна Тильнова, специалист по пиару Виктория Семененко, журналисты Игорь Крушеницкий и Светлана Томашевская, фотографы Майкл Эндрюс и Александр Майоров, научный консультант Александр Ратушняк. Главная цель проекта — записать аутентичные украинские песни, побудить иначе взглянуть на народное творчество, лишенное шароварщины, избавившись при этом от комплексов национальной неполноценности. Страница проекта «Баба Елька» в Фейсбуке — https://www.facebook.com/ FolkExpedition/

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать