Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Наталья ЗАБОЛОТНАЯ: «Мы строим музей для будущих поколений»

Руководитель музейного комплекса «Мистецький Арсенал» рассказала «Дню» об уходящем годе, о новых и старых сложностях и о грандиозных планах на будущее
27 декабря, 15:28
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «МИСТЕЦЬКИМ АРСЕНАЛОМ»

— Начнем с почестей. Газета «День» в декабре 2011 года назвала вас Человеком года. Как вам жилось после этого?

— Жить стало тяжелее. (Смеется). Это отчасти шутка!

Для меня это было приятной неожиданностью. Я восприняла это как аванс и, надеюсь, в 2012 году мы с командой комплекса «Мистецький Арсенал» его отработали.

— Вот, собственно, о работе давайте и поговорим. Каким был, по-вашему, уходящий год для музейного комплекса «Мистецький Арсенал»?

— 2012 год стал для комплекса «Мистецький Арсенал» аномально насыщенным, годом-вызовом. Мы инициировали и реализовали знаковый для Украины культурный проект — Первую киевскую международную биеннале современного искусства Arsenale 2012. Этот проект стал историческим Рубиконом: мировое сообщество «запеленговало» Арсенал, Киев и Украину на своих радарах. Логично, что и наше сознание тоже эволюционировало. Мы теперь шутим, что наша профессиональная жизнь разделилась на «до» и «после» биеннале. Именно поэтому все следующие наши проекты мы готовили очень скрупулезно.

Вершинами творческой осени Киева стали проекты Арсенала ART Kyiv contemporary, Большой скульптурный и Большой антикварный Салоны. Особый резонанс получил Скульптурный салон. Экспозиция звезды мировой скульптуры Цадока Бен-Дэвида собирала очереди, вызывала восхищение и очаровывала наших гостей. Кое-кто из украинских скульпторов, взволновавшись не на шутку, ревностно бросал: «Разве же это искусство». А в конце года Антикварный салон продемонстрировал богатство собраний нестоличных музеев Украины. Настоящие брильянты всегда нуждаются в достойной оправе, и «Мистецький Арсенал» умеет обрамлять художественные ценности, делать сенсацию из уже привычного: портретная галерея Галаганов из Черниговского художественного музея в наших стенах стала откровением даже для хозяев коллекции.

— Да, это было главное событие Салона.

— А еще эта живописная коллекция является замечательным свидетельством того, как благодаря искусству можно исправить имидж и войти в историю. Основатель рода Игнат Галаган — эдакий «олигарх» XVIII ст., казацкий полковник, который оставил гетмана Мазепу в самый ответственный момент шведской войны, принимал участие в разрушении Сечи и накликал на свой род проклятие казаков-характерников — фигура одиозная. Вместе с тем в истории искусства он остался как один из первых украинских коллекционеров, чье собрание принадлежит национальному культурному наследию.

Одним словом, этот год был самым тяжелым, но и самым резонансным и для комплекса «Мистецький Арсенал», и для меня лично. Я даже иногда шучу, что Арсенал в своей культурной деятельности пошел ва-банк. В конечном итоге выиграла вся страна.

— Какое из нынешних мероприятий забрало у вас больше всего сил?

— Arsenale 2012. Подготовка — архисложная. Если бы я знала, что меня ждет на финишной прямой, то, возможно, была бы менее дерзкой и не взялась за это дело. В реализации такого грандиозного проекта главной проблемой для нас стали критически сжатые сроки его подготовки. Невероятно сложный проект требовал чрезвычайно оперативного проведения переговоров с кураторами, художниками, галереями, музеями. Самые тяжелые моменты связаны с транспортировкой и страхованием — это отдельная огромная история. Но эту планку мы взяли. И у нашей команды, и у нашей страны это первый опыт проведения такого мероприятия: около 500 произведений звездных художников, 70% из которых нуждались не только в доставке, но и установке исключительно автором с его персональными ассистентами.

Конечно, куратора Arsenale 2012 Дэвида Эллиота, который привык к более комфортным условиям работы, экстрим наших реалий не вдохновлял. Он даже предлагал перенести открытие, но отступать было поздно: мы уже пригласили тысячи гостей из разных стран мира, прессу, кроме того, в европейском художественном календаре большие форумы расположились так компактно, что мы просто могли совпасть во времени с «Документой» в Касселе, «Манифестой» в Генке и еще двумя биеннале в Бухаресте и Берлине. В конечном итоге, главное — результат: первая Киевская биеннале! Мировые специалисты достойно оценили ее высокий художественный уровень и масштаб. Большое видится на расстоянии, и я уверена, что настоящее осознание того, что было сделано, еще впереди. Арсенале-2014 должна окончательно утвердить за Киевом статус одной из культурных столиц мира.

— Какими, с вашей точки зрения, являются последствия Арсенале? Как она повлияла на околокультурную ситуацию в Украине?

— Первая Киевская биеннале, несомненно, стала и для нас, и для художников, критиков, галеристов, даже музейщиков большим мастер-классом, а для аудитории — настоящим открытием. Надеюсь, что мы не только повлияли на вкусы столичной публики и огромного количества туристов, но и заставили все общество сделать шаг в сторону более прогрессивных жизненных позиций.

Впрочем, подготовка к Арсенале-2012 вывела на поверхность и целый спектр проблем в самых разных сферах. Очень непростым и законодательно неурегулированным вопросом оказался ввоз и страхование работ зарубежных художников. Поиск аппаратуры, техники для обеспечения такого большого проекта, как Арсенале чаще всего превращался в настоящее детективное и достаточно дорогое приключение. Например, необходимые, согласно техрайдерам, приборы иногда удавалось найти где-то аж в Финляндии, Британии, Польше или Германии, ведь у нас просто нет центральных офисов крупных технических компаний, а переговоры с локальными менеджерами затягиваются на месяцы. Замечательно, что сегодня прогрессивное сообщество высоко оценило важность и необходимость для Украины проведения такого масштаба международного культурного проекта. Ведь еще год назад было трудно объяснить потенциальным спонсорам, власть предержащим его формат, целесообразность и убедить в международном резонансе. Само понятие биеннале многие услышали впервые! Поэтому сегодня я понимаю — это просто чудо, что все сложилось именно так, что нам удалось заручиться поддержкой власти, посольств, культурных представительств, меценатов и в конечном итоге реализовать этот невероятно амбициозный проект. Надеюсь, что в Украине есть патриотичные меценаты и амбициозные спонсоры, которые не будут оставаться в стороне и приложат усилия для того, чтобы именно украинская биеннале и «Мистецький Арсенал» стали предметом национальной гордости и настоящим брендом страны в мире.

— По какому принципу формируется выставочная политика музейного комплекса «Мистецький Арсенал»? Какое значение здесь имеет финансовый момент, а какое — эстетический?

— Ни для кого не секрет, что помещение Арсенала в последние годы находится в состоянии перманентной реставрации. Но два года назад мы решили, что нельзя просто сидеть и ждать окончательного завершения строительных работ, надо действовать и уже сегодня строить музей. Поэтому даже в этих условиях Арсенал работает на максимальную мощность. Думаю, вы это видите. Кроме отдельных специализированных проектов наподобие выставок «Космическая Одиссея» или «Независимые», проходит целый ряд традиционных фестивалей и форумов — ярмарка Art Kyiv contemporary, «Книжный Арсенал», Антикварный и Скульптурный салоны. Родились они в стенах «Украинского дома» и уже имеют собственные историю и традиции. На новой площадке они постепенно меняют свой формат, максимально приближаясь к стратегии развития комплекса «Мистецький Арсенал»: становятся все более концептуальными, сопровождаются просветительскими программами. Ведь мы создаем музей для будущих поколений.

— Почему на больших салонах или вернисажах такой значительный процент общей экспозиции составляют сугубо салонные, коммерческие галереи с откровенно китчевым наполнением? Этот вопрос кажется мне давно назревшим.

— Конечно, культуру экспонирования трудно воспитать за один день. Но мы, как организаторы, констатируем качественную эволюцию сознания как галеристов и коллекционеров, так и посетителей музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Действительно, несмотря на то, что в Украине зарегистрированы полтысячи галерей, к мировому стандарту более-менее приближаются 7—10. Заглавные же музейные и кураторские проекты комплекса «Мистецький Арсенал» являются нашей визиткой, и мы не жалеем сил для того, чтобы эти программы были увлекательными, отвечали мировым тенденциям и несли просветительский потенциал. Должна отметить, что от подобного сопоставления выиграли все: зрители научились ценить искусство высшего сорта, а галереи, соответственно, пытаются не проиграть в ситуации прямого сравнения с главной кураторской платформой и из года в год предлагают все более интересные экспозиции.

— С какими сложностями вам приходится сталкиваться как директору такой большой и сложной структуры?

— Художественные проекты — это только видимая часть айсберга. Арсенал — огромная культурная институция, к тому же здесь все надо было создавать с нуля, от концепции до наполнения. При этом нам удалось заслужить интерес и любовь публики. Ведь люди приходят только туда, куда им интересно приходить. Нам нужно было заложить правильные позывы, определенную художественную интригу. Это не просто большая работа, это целый кусок жизни. Во-вторых, поскольку мне не безразлично, каким будет музей в результате, приходится плотно работать с проектными организациями и вникать в большинство процессов, связанных со строительством. Арсенал считался своеобразной стройкой века с не всегда приятным шлейфом, который тянется от его начала. Все это, как вы понимаете, лишено романтики.

— Хорошо, что вы вспомнили о строительстве. В свое время были обнародованы планы реконструкции Арсенала. В каком состоянии сейчас эти проекты?

— Сооружение комплекса «Мистецький Арсенал» действительно монументальное. Поэтому все работы, связанные с перестройкой музейного пространства, являются чрезвычайно сложными. Мы должны не просто восстановить красивые стены и своды. Нам необходимо оборудовать этот гигантский комплекс всеми мировыми музейными технологиями, которые сегодня используют Метрополитен, МОМА, Лувр, Прадо или Британский музей — контроль влажности, специальный свет, вентиляция, безопасность. В соответствии с концепцией культурно-художественного и музейного комплекса, мы рассчитываем принять в этих залах шедевры не только украинского, но и мирового искусства. Поэтому для перестройки комплекса мы используем лучший международный опыт, приобщаем команду музейных экспертов и кураторов из разных стран. В частности, мы гордимся тем, что к этой работе присоединился один из лучших мировых специалистов в области музейного менеджмента, автор концепции знаменитого венского Музейного квартала Дитер Богнер. Несколько лет назад он уже работал над проектом развития музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Теперь мы возобновили наши контакты и уже получили много важных советов относительно музеефикации комплекса в соответствии с новейшими мировыми тенденциями.

— Хорошо, а откуда должна прийти помощь для развития Арсенала? Кто и что должен сделать для этого?

— «Мистецький Арсенал» — государственное учреждение, поэтому основное финансирование происходит и должно происходить за счет государства. Но мы представляем и возможности отечественного бюджета, и потребности такого большого музейного комплекса. Нам необходима помощь. Необходимо четко осознавать, что такой национальный проект — это общее дело, которое касается каждого, а особенно тех, кто имеет финансовые и организационные возможности. За последние два столетия — со времен Ханенко-Терещенко — состоятельных людей стало больше, а вот список украинских меценатов пополнился ненамного.

— Звучит не слишком обнадеживающе.

— Но я оптимист! Музей такого масштаба строится в Украине впервые. Он призван сломать стереотипы и стать предметом национальной гордости. И нет сомнений, что те, кто приобщится к его строительству, построят себе памятник при жизни. Моя любимая фраза: поддержать «Мистецький Арсенал» — это все равно, что купить билет в вечность.

— Кто сейчас составляет вам конкуренцию? Ведь тот же Центр Пинчука, да и многие меньшие галереи, работают на том же поле, очень часто — с тем же набором художников.

— Это немного суженный взгляд. «Мистецький Арсенал» — это государственное учреждение с задачами соответствующего государственного масштаба. Ни о какой конкуренции с частными институциями речь не идет. Мы стремимся соединить работы украинских художников с творениями лучших зарубежных мастеров — вписать украинцев в более широкий мировой арт-контекст. Наконец, мы создаем прецедент выведения отечественных художников на мировую арену и призваны зафиксировать Украину на мировой арт-карте. До сих пор отечественные мастера искали пути за границу, используя для этого арт-платформы других стран. Мы же готовы взять на себя такую функцию. Опыт Arsenale 2012 показал перспективность и успешность подобных намерений.

Но праздник не может быть только на одной улице. Статус культурной страны мы сможем подтвердить только благодаря разветвленной культурной инфраструктуре. Замечательно, что у нас появляются новые галереи, открываются центры современного искусства, арт-фонды. Мы направлены не на соревнование с другими институциями, а на интеграционные проекты.

— Какие планы Арсенала на следующий год? Чем вы потешите зрителя?

— Одним из главных событий в следующем году станет приезд в Киев большой выставки скульптур Пинзеля, которая сейчас экспонируется в парижском Лувре. Выставка стартует 19 марта. Возможно, для Киева мы даже расширим эту коллекцию. Если мир открывает для себя украинских гениев, нам самим о них надо рассказывать во весь голос. Я уверена, что эти две выставки — в Лувре и в Арсенале — станут началом международной славы великого мастера барокковой скульптуры, а украинцы почувствуют гордость за собственное искусство. Как раз во время этой выставки будет впервые вручена инициированная музейным комплексом «Мистецький Арсенал» премия имени Бориса Возницкого за весомый вклад в перестройку украинских музеев. В апреле в наших залах откроется экспериментальный проект «Под знаком Пи», участниками которого станут 15 украинских художников.

В мае нас ждет Книжный Арсенал. Осенью это событие очень ярко продемонстрировало, что у нас есть целая армия интеллектуалов, ярких, умных и очень творческих людей. За 5 дней тогда Арсенал посетило около 25 тысяч гостей. Мне лично было невероятно приятно посмотреть в глаза нашему умному и талантливому народу. Надеюсь, в мае это чудо повторится. В августе нас ждет большой проект, посвященный самым ярким вехам в истории украинского искусства. Конечно, согласно календарю будут происходить наши ежегодные форумы «Арт-Киев», Большой Скульптурный Салон и др.

Если же говорить о более отдаленном будущем, то мы уже должны планировать Арсенале 2014. На кону честь страны, на нас смотрит мир — поэтому всем небезразличным будем благодарны за поддержку. Наконец, я уверена, что в 2015 году Арсенал в сотрудничестве с десятками украинских музеев презентует зрителям вертикаль развития украинского искусства за тысячи лет в самых ярких его вспышках и одновременно воплотит многолетнюю мечту, открыв в своих стенах выставку самого известного в мире художника, нашего земляка, киевлянина Казимира Малевича. Мы продолжаем переговорный процесс с несколькими мировыми музеями такими, как Лувр и Центр Помпиду в Париже, Уффици во Флоренции, нью-йоркским МОМА и публичными коллекциями о сотрудничестве и привозе выставок шедевров мирового искусства на период с 2015 до 2020 года.

— Собственно, это вопрос я приберег напоследок. Каким вы видите будущее Арсенала?

— Имея уникальное помещение XVIII века, свыше 60 тис. квадратных метров экспозиционных площадей и такую мощную концепцию, «Мистецький Арсенал», бесспорно, станет художественной визиткой нашей страны и местом культурного паломничества для туристов. Один из лозунгов нашей деятельности: «Мир в Украине — Украина в мире». Наша задача — вывести украинских художников в международное пространство и создать мощный канал презентации мирового искусства в стране. Мы хотим доказать, что в истории и в современности Украина — полноправный участник всех мировых процессов. Для отечественной аудитории Арсенал уже занял место главного художественного центра страны, ведь у нас — не только «демонстрация достижений», но и воспитание, просветительство, формирование контекстов. Современное искусство нуждается в комментарии — мы даем его устами мудрейших экспертов мира: вспомним хотя бы образовательную программу и дискуссионную платформу Арсенале 2012 с лекциями Гройса и Баумана и еще трех десятков самых влиятельных в мире теоретиков искусства, философов и социологов. Искусство требует подготовленной публики — и мы готовим ее. Поэтому в ближайшем будущем здесь будут работать школа искусств, центр межмузейной коммуникации, арт-лаборатории, мастер-классы, резиденции. Словом, через несколько лет в «Мистецьком Арсенале» специалисты от искусства смогут найти все необходимое и полезное для работы, а обычные посетители всей семьей провести в этих стенах целый день познавательно, интересно и, что важно, комфортно для каждого. Мы строим музей для будущих поколений. Таким ему и быть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать