Куда идет мусульманская умма Украины после агрессии России?
На V-й Международной исламоведческой школе в Остроге обсудили состояние и перспективы этой общины в нашей странеВ последнее время СМИ часто сообщают о терактах, совершенных исламистами или якобы исламистами. Франция, США, Турция, Ближний Восток — трагические новости летят из многих частей света. У непосвященного читателя или зрителя может сложиться впечатление о какой-то повышенной агрессивности всех мусульман. А дальше возникает риск переноса этих ложных представлений, полученных из однобоких сообщений СМИ, уже на своих сограждан. Части рядовых украинцев может быть сложно отличить обычного мусульманина от радикального исламиста. Сон разума рождает чудовищ, а недостаток информации — отрицательные стереотипы. Для Украины это очень чувствительная сфера, ведь ислам является традиционной религией для коренного крымскотатарского народа. К тому же, по разным оценкам, в нашей стране сейчас проживает от 600 тыс. до 2 млн мусульман.
Соответственно невозможно достичь нужной обществу консолидации и согласия без адекватного понимания настоящих настроений и потребностей этой части многонационального и поликонфессионального украинского народа, без внутриукраинского межконфессионального диалога. Одной из площадок, где происходит профессиональный обмен знаниями в этой сфере, стала Международная исламоведческая школа «Ислам в Европе, Украине и на Ближнем Востоке: история и современность». В пятый раз она работала в Остроге в середине июля 2016 года. Благодаря усилиям организаторов — Украинскому центру исламоведческих исследований, Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид» и Национальному университету «Острожская академия» — в ее работе приняли участие ученые, преподаватели, журналисты и духовные деятели из Украины, Азербайджана и Польши.
Был рассмотрен широкий спектр вопросов исламоведения, среди которых было немало актуальных. Но, по моему субъективному мнению, важнейшей частью мероприятия стало обсуждение состояния и перспектив мусульманской уммы в Украине. Ведь за два последних года очень многое изменилось в жизни приверженцев ислама в нашей стране. Крым и часть Донецкой области, где были важные мусульманские институты, оказались под российской оккупацией. Фактически, из-за агрессии России, изменилась сама структура мусульманских организаций в Украине. Именно об этом и говорил в своем выступлении муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов. Понятно, что как лидер одной из религиозных структур он не является беспристрастным, а с другой стороны он обладает важной инсайдерской информацией. Так что в освещении состояния исламской общины в Украине мы будем опираться, прежде всего, на его анализ. Тем более для понимания того, куда будет двигаться украинская умма, важно знать установки для верующих, которые дает С. Исмагилов как лидер одной из крупнейших мусульманских организаций в стране. И конечно же этот обзор не претендует на исчерпывающее рассмотрение жизни мусульман Украины, однако, надеюсь, он позволит увидеть ряд тенденций, которые проявились за последнюю четверть века и особенно после Революции Достоинства.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ: «НЕЗАВИСИМОСТЬ И ИСЛАМСКАЯ ЖИЗНЬ В УКРАИНЕ — РОВЕСНИКИ»
Независимость нашей страны и возрождение религиозной жизни мусульман на ее территории — практически ровесники, напоминает муфтий ДУМУ «Умма». После Второй мировой войны в УССР не осталось ни одной действующей мечети, активность мусульманских общин вынужденно проходила в подполье и сводилась в основном к погребально-поминальным обрядам. И те иногда приходилось маскировать под обычную уборку на кладбище. Изредка осуществляли нияких — свадебный обряд и давали детям мусульманские имена. Однако жители Донбасса старшего возраста вспоминали как в советских школах во время Рамадана, когда по мусульманской традиции необходимо ревностно поститься, детей насильно поили и кормили.
После 1991 года возрождение мусульманской религиозной жизни в Украине происходило благодаря двум процессам — возвращению крымских татар из мест депортации, которое началось во второй половине 1980-х гг., и выходу из подполья мусульманских общин. Одними из первых это сделали общины в Макеевке, Киеве, Одессе и Харькове.
Особую роль в возрождении исламской жизни в Украине играли крымские татары, большинство из которых были депортированы в мусульманский Узбекистан. В этой республике сохранилось единственное в СССР медресе и среди крымских репатриантов были его воспитанники. Хотя Крым имел и негативную специфику, поскольку, по мнению С. Исмагилова, только в этом регионе Украины восстановление религиозной жизни мусульман происходило в условиях напряжения, а то и конфликтов.
Кстати в начале 1990-х годов первый лидер крымских мусульман — кадий Сеит Джелиль Ибрагимов — хотел объединить всех мусульман Украины. Однако, как вспоминает муфтий ДУМУ «Умма», эта идея была торпедирована из РФ. Муфтий Центрального духовного управления мусульман России Т. Таджутдин якобы заявил, что в Киеве должен быть другой муфтий. И незадолго до съезда мусульман в Симферополе в столице основали Духовное управление мусульман Украины (далее ДУМУ). Его руководство, судя по всему, относится к оппозиционному традиционному исламу и одновременно антифунадменталистскому синкретическому течению — хабашизму. Поэтому не все приверженцы ислама на материке присоединились к ДУМУ. В результате в 1994 году в Донецке возник Духовный центр мусульман Украины, а также продолжали существовать автономные мусульманские общины. На этом, считает С. Исмагилов, завершился первый этап институализации мусульман Украины.
На втором этапе в 2007-2008 годах возникли Религиозное управление независимых мусульманских общин «Киевский муфтият» (далее Киевский муфтият) и Духовное управление мусульман Украины «Умма». Первая структура в основном объединяла выходцев из Волго-Уральского региона, получала финансирование из Татарстана, а ее руководитель входил в Совет муфтиев России. В 2008 г. было зарегистрировано Духовное управление мусульман Украины «Умма» (далее ДУМУ «Умма»), которое сначала объединяло 10 разноэтнических мусульманских суннитских общин. Среди них есть арабские, азербайджанские, украинские, татарские, крымскотатарские и т. п. В связи с такой пестротой состава решено было предоставлять право выбирать форму служения общинам, не предоставлять преимущества одной и раз в два года переизбирать председателя и муфтия. Причем последнее делается весьма демократическим путем — на общем собрании. В 2009 г. муфтием впервые и был избран С. Исмагилова, и с тех пор его регулярно переизбирают.
Третий этап институализации мусульманской уммы в Украине состоялся при президентстве Януковича, когда были зарегистрированы хабашитский Духовный центр мусульман Крыма и Духовное управление мусульман Украины «Единение» с центром в
г. Макеевка. Таким образом на несколько сот тысяч приверженцев ислама в нашей стране было создано целых 7 религиозных центров, четыре из которых — ДУМУ, ДУМУ «Умма», ДЦМУ и ДУМУ «Единение» имели всеукраинский статус.
В Украине, отмечает С. Исмагилов, ментальность украинцев и либеральное законодательство создали хорошие условия для достаточно свободного развертывания религиозной жизни мусульман. Хотя в середине мусульманской уммы оно шло хаотично, о чем, в частности, свидетельствует количество зарегистрированных религиозных объединений. «Такое количество муфтиятов на миллион мусульман — это слишком», — считает муфтий ДУМУ «Умма». А еще в Украине были и есть шииты, салафиты, представители других мусульманских течений и школ. Радикальные негативные изменения в ситуацию внесла агрессия РФ против Украины.
СОВРЕМЕННОСТЬ: «МЫ СТАЛИ ЧАСТЬЮ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ»
Оккупация Крыма и части Донбасса едва ли не болезненнее всего среди конфессий Украины ударила по мусульманам. По мнению
С. Исмагилова, в Украине проживает до 1 млн мусульман. Думаю, что цифра 500-600 тысяч более точная, так как в Крыму проживало до российской агрессии ориентировочно 300 тысяч мусульман — и это была большая часть уммы в Украине. Но как бы то ни было, из-за действий России была утеряна полноценная связь с более чем половиной мусульман. В частности, вынуждено было перерегистрироваться по российскому законодательству крупнейшее объединение мусульман в Украине — Духовное управление мусульман Крыма (около 400 общин), полностью на оккупированной территории оказались Духовный центр мусульман Украины (ориентировочно 20 общин) и меньше Духовный центр мусульман Крыма (10 общин), а также духовное управление мусульман Украины «Единение» (9 общин).
Таким образом, сообщил С. Исмагилов, формально на свободной территории страны продолжают действовать три религиозных объединения мусульман — ДУМУ, ДУМУ «Умма» и Киевский муфтият. Однако публичная активность последнего не прослеживается последние два года. Что, по мнению муфтия ДУМУ «Умма», может быть связано с отсутствием финансирования из России.
Так что фактически сегодня крупнейшими объединениями украинских мусульман является ДУМУ и ДУМУ «Умма». Первое имеет 150-160 зарегистрированных общин, второе — 30. Но эта статистика, убежден С. Исмагилов, не отражает истинное количество верующих, которые объединены в управление, и реальные авторитет и влиятельность последних. Он привел пример, когда в одном селе на Херсонщине сразу было зарегистрировано более 30 общин ДУМУ. «Если смотреть по реально существующим общинам, то у нас их больше», — считает лидер ДУМУ «Умма». Не сложилась ли в среде украинских мусульман пародоксальная ситуация, подобная украинскому православию: когда вторая по численности официально зарегистрированных общин церковь — УПЦ КП — по социологическим опросам имеет наибольшую паству?
Стоит отметить, что ДУМУ «Умма» в бурных 2013-2016 годах занимало активную гражданскую позицию, что объективно способствовало консолидации украинского общества, защите суверенитета и территориальной целостности Украины. Оно первым и едва ли не единственным среди мусульманских объединений страны осудило избиение студентов в ноябре 2013 года. Его представители присутствовали на Майдане. Кстати, исследовательница и мусульманка Т. Евлоева даже считает, что с плова на Майдане, который готовили крымские татары, в украинском обществе началось понимание существования мусульман в нашей стране. Конечно, как минимум, в Крыму это поняли на четверть века раньше.
Важным моментом, который продемонстрировал украинскому обществу гражданскую ответственность и мужество верующих ДУМУ «Умма», стало их совещание в Снежном весной 2014 года. Тогда в условиях начала военной агрессии России против Украины представители мусульман Донецкой и Луганской областей осудили сепаратизм и оккупацию украинских земель. «Сепаратисты до сих пор нам это вспоминают», — говорит С. Исмагилов.
Сразу после начала агрессии в ряды защитников Родины стали и сторонники ислама. Уже в начале мая 2014 года погиб во время АТО первый мусульманин. «Мусульмане умирают за Украину, защищают тех, кто не являются мусульманами», — сказала Т. Евлоева. По ее данным, уже 6 мусульман имеют награду Народный герой Украины, некоторые — посмертно.
Осуществляют свое служение на фронте имамы-капелланы. В ДУМУ «Умма» создано Управление военного капелланства мусульман Украины. По данным Т. Евлоевой, в этом году после встречи муфтия ДУМУ «Умма» С. Исмагилова с начальником Генштаба В. Муженко эта капелланская служба получила регистрацию при Министерстве обороны Украины. Поскольку мусульман относительно немного, и они разбросаны по воинским частям, то территория АТО разделена на три сектора, и за каждым сектором закреплен имама-капеллана. В соответствии с потребностями они курсируют между военными частями секторов, чтобы оказать помощь единоверцам. А если не хватает собственных сил, то помогают ... капелланы христиане. Они, по просьбе коллег мусульман, возят воинам халяльную еду, коврики для намаза, исламские книги. В свою очередь мусульманские священники оказывают помощь воинам христианам. Сотрудничество капелланов разных конфессий — это уникальный феномен, подчеркивает Т. Евлоева.
Она рассказала о помощи предметами первой необходимости, предоставленной внутренне перемещенным лицам из Крыма и Донбасса в мечетях и исламских культурных центрах. В 2015 году в мечетях ДУМУ на праздник Ураза байрам (Ид аль Фитр) переселенцам различных конфессий было роздано 7 тонн мяса. Не раз помогали с едой мусульманки и Киевскому военному госпиталю.
Положительно сказалось на отношении к мусульманам в Украине в целом, считает Т. Евлоева, признание на государственном уровне Дня депортации крымскотатарского народа, а также самого этого преступного акта геноцидом, постоянное привлечение внимания государства и общества к проблемам крымских татар. В нескольких отечественных музеях создали экспозиции в честь генерала Ичкерии Мусы Мунаева, погибшего в АТО защищая Украину. Исследовательница считает, что украинцы пересматривают страницы собственной истории, связанные с исламом. Свидетельством чего стал и доклад проректора Острожской академии Петра Кралюка на исламоведческой школе, который рассказал, что украинцы и крымские татары большую часть истории имели мирные и дружеские отношения. Т. Евлоева напомнила, что чеченские семьи приютили немало украинцев во время Голодомора 1932-1933 годов.
А муфтий ДУМУ «Умма» С. Исмагилов рассказал, что российские власти закрыли на оккупированных территориях Крыма исламский центр, школу хафизов (чтецов Корана) и почти все медресе. В результате турки-месхетинцы переезжают из Донбасса в Турцию. Этим летом данный процесс должен полностью завершиться. Из Крыма выехало заметное количество крымских татар.
Но, если смотреть с точки зрения мусульман на ситуацию в стране, то, как говорит пословица, нет худа без добра. К 2014 г., вспоминает С. Исмагилов, не было мусульманских общин западнее Винницы. Теперь они появились. К тому же во Львове открыт Исламский культурный центр. Еще одно такое заведение строится в Черновцах.
«Мы стали частью украинской нации», — говорит С. Исмагилов. Здесь муфтий, очевидно, имеет в виду гражданскую или политическую нацию. И для очень большой части мусульман в Украине это утверждение полностью соответствует действительности.
БУДУЩЕЕ: «МЫ БУДЕМ УКРАИНИЗИРОВАТЬ УММУ В УКРАИНЕ»
Ислам — мировая религия. Страны, где его сторонники составляют большинство, раскинулись от Атлантики до Тихого океана. А общины мусульман существуют на всех заселенных континентах. Мусульманская цивилизация развивается сегодня очень динамично, и в ее среде происходят противоречивые процессы. Часть из них вызывает тревогу. Но вместе с тем есть и другие процессы. К тому же они очень отличаются в разных частях мира и странах. Итак, что будет с исламской уммой в Украине? Ответ, конечно, точно неизвестен никому, но есть мысли относительно ее перспектив, заслуживающие особого внимания. К таким относятся прогнозы муфтия ДУМУ «Умма» С. Исмагилова, ведь он может не только анализировать тенденции в жизни мусульманской общины в нашей стране, но и направлять определенные процессы внутри нее, программировать их.
В Украине исламскую умму составляет абсолютное большинство представителей коренного крымскотатарского народа, а также выходцы из Волжско-Уральского региона, Центральной Азии, Азербайджана, Северного Кавказа, Турции, арабских стран. Эти люди принадлежат к достаточно разным культурам, политическим течениям и религиозным направлениям. Поэтому, естественно, что между ними не всегда простые отношения. С. Исмагилов говорит о латентных конфликтах по линиям арабы/турки, курды/турки, крымские татары/арабы, салафиты/суфии. К тому же они накладывались на конкуренцию между религиозными объединениями в Украине, большинство из которых были суннитскими.
Такой этнический «винегрет» и хаотичный процесс становления исламских структур в нашей стране требовали благоустройства, считает С. Исмагилов. К тому же он указывает, что проблемой в других странах Европы, где проживает мусульманское меньшинство, является самоизоляция сторонников ислама, их желание интегрироваться в общенациональную жизнь. В ДУМУ «Умма» была разработана долговременная программа развития мусульманской уммы в Украине, которая имеет стратегический характер и, похоже, значительный консолидирующий потенциал.
Насколько можно понять, эта программа предусматривает интеграцию разноэтнических мусульман Украины вокруг ислама и включения их в украинскую политическую нацию как важный составляющий элемент. «Нужно приучить наших мусульман любить Украину» и предотвратить их радикализацию, — говорит
С. Исмагилов. Он подчеркивает, что «мы поддерживаем украинскую государственность и независимость, украинский язык». Говорит о готовности интегрировать в практику своей общины те элементы украинской культуры, которые не противоречат исламу. Кстати, он часто демонстрирует это наглядно не только своим украинским языком, но появлением в общественных местах в вышиванке. «Научил наших имамов быть патриотами Украины, они знают украинские гимн, законодательство, учат украинский язык», — не без гордости говорит муфтий ДУМУ «Умма» и добавляет, что среди других исламских общин у них появляются последователи. То есть управлению во главе с С. Исмагиловым удалось задать определенный положительный тренд среди единоверцев.
«Наше будущее — это украинцы-мусульмане разного этнического происхождения», — говорит он и ссылается на пример белорусских татар. Да и в Крыму образование из разноэтнических элементов крымскотатарского народа стало возможным благодаря консолидирующему влиянию ислама.
Кстати, муфтий С. Ісмагилов считает, что в будущем, вероятно, ислам в Украине будет состоять из двух больших течений: крымскотатарского и других украинских мусульман, и нескольких меньшинств. Он говорит, что крымские татары «всегда держались отдельно», и ислам им нужен на уровне идеологии для сохранения и возрождения народа. Но при этом муфтий подчеркивает необходимость коммуникации и сотрудничества с крымскими татарами, предотвращения конфликтов с ними. Сейчас много переселенцев из Крыма посещают мечети ДУМУ «Умма» из-за религиозной близости, ведь в них идут службы согласно ханафитскому мазхабу суннитского направления. Однако лидеры Меджлиса крымскотатарского народа после перехода в фактическое подчинение оккупационной власти ДУМУ говорят о необходимости основать отдельный муфтият для крымских татар на материке. Правда, из-за ряда кадровых и других трудностей эту идею будет непросто реализовать.
Остановился С. Исмагилов и на «пугалочке» об угрозе исламизации в Украине, которая иногда появляется в публичном пространстве. «Пока что мусульмане Украины ассимилируются. Это видно по большим городам — Киеву, Харькову, Одессе. Бабушки — мусульмане, а дети уже себя ими не считают», — говорит он. По его информации, доля этнических украинцев, которые принимают ислам — является очень незначительной, и это преимущественно женщины. За 6 лет сам муфтий выдал в Киеве только 80 свидетельств о принятии в ислам. И это на фоне стадионов, которые собирают Свидетели Иеговы или пастор В. Мунтян. В Украине угроза исламизации нас не касается, а мы видим противоположный процесс, подчеркивает С. Исмагилов. По его оценкам, в Украине количество мусульман будет еще определенное время уменьшаться, потом стабилизируется и начнет увеличиваться.
Итак, события последних лет показывают, что украинские мусульмане принимают активное участие в общественно-политических процессах Украины, в ее защите с оружием в руках. Значительная их часть уже стала важной составляющей политической украинской нации. А вот появится ли в Украине еще один коренной мусульманский народ наряду с крымскотатарским смогут ответить только наши отдаленные потомки. Хотя, возможно, ми являемся свидетелями его зарождения… Однако это дела далекого будущего. А пока можно сказать, что в Украине есть влиятельные в мусульманской среде силы, которые делают достойный вклад в консолидацию нашего общества и защиту общенациональных интересов.