Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Николай МАРТЫНЕНКО: «Тема коррупции — выгодная предвыборная технология»

10 ноября, 20:05

В последнее время фамилия народного депутата, лидера парламентской фракции Народного союза «Наша Украина» Николая МАРТЫНЕНКО постоянно «на слуху» даже у тех, кто политикой интересуется мало. Вот только контекст упоминаний, как правило, не очень лестный. Зачастую — в связи с фигурированием в коррупционном скандале, инициированном с подачи Александра Зинченко. Сам Николай Владимирович настаивает, конечно же, на том, что все обвинения в его адрес — надуманны, поскольку не имеют никакого подтверждения. К аналогичному выводу пришла на прошлой неделе и следственная комиссия Верховной Рады, разбирающая обстоятельства дела.

Впрочем, господину Мартыненко, равно как и некоторым его коллегам, еще долго придется доказывать общественности, что они, как выразился Роман Зварич, «не верблюды». Более подробно о планах по восстановлению «исторической справедливости» и о видах НСНУ на парламентскую кампанию накануне намеченного на завтра съезда партии Н.Мартыненко рассказал в интервью «Дню».

— На прошлой неделе следственная комиссия Верховной Рады, расследующая обстоятельства коррупционного скандала, толчком к которому стали заявления экс- госсекретаря Александра Зинченко, приняла решение в вашу пользу. Однако данное постановление носит скорее политический, чем юридический характер, ведь деятельность парламентских спецкомиссий законодательно так и не урегулирована...

— Следственная комиссия ВР действительно, ввиду отсутствия каких-либо, прежде всего — документальных, сведений, подтверждающих мою вину, приняла решение наконец «вывести» Мартыненко из-под подозрений. Впрочем, позиция некоторых народных депутатов, представителей известной политической силы, по этому вопросу была весьма показательной. «Давайте дождемся общих выводов» или «Давайте подождем, вдруг появится что-то еще», — говорили они на заседании. Но чего ждать? Доказательств как не было, так и нет. Кстати, обратите внимание: те, весьма сомнительные, свидетельства, вроде распечаток из интернет- сайтов, которые Александр Зинченко таки сумел предоставить, датированы октябрем, тогда как его громкое заявление — началом сентября. Свои «доказательства» он искал больше месяца!

Вопросы, которые мне задавались некоторыми членами комиссии по ходу нашей беседы, иногда откровенно удивляли. Кроме просьб «оправдываться» за появление уже упомянутых интернет-публикаций, просили также пояснить мою «причастность» к внутриредакционному (!) конфликту в газете «Бизнес», а также обосновать, почему я предъявил А.Зинченко иск размером в одну копейку — почему, мол, так мало. Да я его в большее не ценю!

— Вы больше не хотите стать мэром Киева?

— Вы разве слышали когда- нибудь, чтоб я об этом говорил? Нет, но всегда утверждал, что в 2006-ом столицу возглавит представитель нашей политической партии, продолжаю это повторять и сегодня. Фигура кандидата от НСНУ будет названа уже в ближайшее время. Решение по этому вопросу примет съезд.

— Равно как и по критериям формирования предвыборного списка?..

— Да, по самому списку, так как критерии подбора кандидатур, в принципе, определены. Абсолютно по каждому состоится конструктивное обсуждение, анализ профессиональных и личностных качеств, возможностей человека. Пожалуй, именно профессионализм — один из главных факторов. Очень важно, чтоб команда, которая придет в парламент в 2006-ом, была эффективной. Чтобы подход непосредственно к депутатской работе был максимально ответственным; не секрет, ведь, что сегодня есть среди депутатов такие, кто законов даже не читает. В нашей фракции немало отличных специалистов, но состав всегда необходимо усиливать, в частности — приводить в Верховную Раду молодежь, людей до тридцати. Симбиоз опытности и молодости был бы наиболее действенным.

То есть приблизительно представлять, какой член будущей фракции какими вопросами смог бы заниматься, какие законопроекты курировать, в каком комитете работать, необходимо еще на этапе составления избирательного списка. Скажу вам однозначно, что ни одно место в нем продаже не подлежит!

— Даже если это и так, после всего произошедшего вам практически никто не верит. Одна из проблем НСНУ в целом и ее первых лиц в частности — кризис доверия.

— Тема коррупционных деяний действительно интересна гражданам, вам это любое социсследование подтвердит. Очевидно, по ходу выборов разные политические силы эту «фишку» еще не раз задействуют. Это очень выгодная технология, «обкатанная», к тому же, прежней властью. Теперь ее взял на вооружение, в частности, блок Тимошенко.

Коррупционные явления имеют слишком глубокие корни. Одним только волевым решением их искоренить невозможно. Процесс этот отнюдь не молниеносный, но длительный и очень непростой. Конечно, Юлии Владимировне хотелось показать себя этаким «терминатором», способным решать подобного рода вопросы одним взмахом волшебной палочки…

— И все-таки, рядовые члены НСНУ продолжают настаивать на непрозрачности методов партийной работы, их выборочности. Некоторые в качестве протеста даже приостанавливают свое членство в партии, приковывают себя наручниками к забору на Банковой...

— За «красивые глаза» мы никому никаких обещаний не даем, оценивается только практическая деятельность, личный вклад в развитие партии. В случае, если человек буквально «с порога» спрашивает, какое место ему дадут в списке, мы таким, извините, на дверь показываем.

Бурный период нашего строительства «на местах» практически завершен. Безусловно, действуя в столь сжатые сроки, без ошибок не обойтись. Доступ в НСНУ конъюнктурщиков мы старались, конечно, ограничивать. Установили даже внутренние, предусмотренные уставом «фильтры» (например, необходимость наличия для вступления в партию двух рекомендаций от уже действующих ее членов). Но «политические туристы» иногда все же попадаются, не без этого… Любопытно проследить, в какой политсиле после всех этих демаршей окажутся «бунтари».

— Очевидно, коррупционный скандал нанес немалый ущерб имиджу НСНУ в целом. Сколько, по-вашему, процентов у вас «отщипнули»?

— На сегодня мы являемся лидерами симпатий избирателей. К большому сожалению, можно констатировать факт падения доверия к власти в целом, но доверие лично к почетному председателю партии, Президенту Ющенко по-прежнему высоко.

— Именно поэтому вы настойчиво уговариваете Виктора Андреевича возглавить избирательный список?

— Закон этого не запрещает. Не забывайте к тому же, что он является почетным главой НСНУ. Впрочем, свое решение на этот счет он лично огласит завтра на съезде.

— Кстати, о рейтингах. Большинство специалистов приоритет отдают все-таки Партии регионов, а не вам.

— Ну, это субъективизм, каждый по-разному оценивает. ПР на сегодня в оппозиции; они занимаются критиканством и одновременно — изображением картин светлого будущего в случае их возврата во власть. Тогда как мы — очень непростой работой, прежде всего в исполнительной власти, где часто приходится принимать не самые популярные, но необходимые решения. Граждане, думаю, без труда сумеют отличить голословные обещания от конкретных дел, направленных, в частности, на реализацию того, о чем мы говорили в период кампаний 2002-го и 2004-го.

Есть еще БЮТ. Здесь вопрос стоит иначе: насколько быстро украинцы разочаруются в их популизме, в частности — бездоказательности предъявленных нам обвинений. На этом фоне для НСНУ особо важным является конструктивизм во всем. Мы должны идти к людям с конкретными наработками, инициативами, с нашим видением новой концепции развития общества и страны.

— Ваша риторика неизменна: «Майдан, Ющенко…». Сумеете ли вы предложить избирателю что-то принципиально новое?

— Если политика делается на популизме, достаточно выбрать для себя несколько основных «фишек», которыми потом постоянно спекулировать. Новы ли они, стары ли, главное — чтоб воспринимались в народе. Мы уже говорили, что для БЮТ такой «фишкой» стала теперь борьба с коррупцией. Они теперь даже не продвижением своей политической линии занимаются, но решают вопрос трудоустройства своего лидера в Раде будущего созыва.

Наши позиции, напротив, просты и понятны. С учетом, повторюсь, всего того, что осуществлялось «Нашей Украиной» на прошлых парламентских и президентских выборах. Ситуация с тех пор, однако, изменилась, сформированы новые вызовы. На данном этапе нична. Ведь чего они добиваются? Убери мы бездоказательно хоть одного человека, молниеносно последует новая порция обвинений и тогда прощаться придется еще с рядом наших однопартийцев. Обратите внимание: атака была направлена против сильных.

— Если вы с БЮТ идете на выборы параллельными путями, где гарантии того, что вы захотите-таки объединяться в самом парламенте, как это сейчас заявляется?

— Не забывайте, что к моменту окончания парламентской гонки уже вступит в силу политреформа, по условиям которой в ВР обязательно должно быть большинство, коалиция. Если сформировать их не удастся, Президент вправе распустить парламент, назначить новые выборы. Какой будет эта коалиция, говорить пока рано. Мы готовы оставить в прошлом дрязги, возвыситься над ними, но договариваться придется без дополнительных условий. Переговоры, в которых используются ультиматумы, — уже не переговоры.

— Сейчас все готовятся к годовщине празднования Майдана. Предлагаются разные сценарии: «от гуляния» до «покаяния». Вы какой поддерживаете?

— Я не режиссер, сценариев не пишу, но 22-го на Майдан приду обязательно, для меня это настоящий праздник. Всю революцию я фактически «жил» Майданом и сегодня очень переживаю за то, чтобы все сказанное там было-таки выполнено. Конечно, некоторые ошибки были допущены. Надо ли их признавать? Безусловно. Является ли ошибкой раскол команды? Является. Отыскивая в этом и свою вину, я ее, честно говоря, не нашел. Так что лично мне каяться не в чем. происходит анализ текущего политического момента, адаптация новых наработок, завершается формализация обновленной программы, с которой мы пойдем на выборы. На съезде этот вопрос также будет обсуждаться.

— Наверняка союз с партиями, имеющими четкую идеологическую направленность, тем же Рухом, к примеру, кое- что вам добавит. Кстати, представители УНР, тот же господин Коваль, заявляют, что вопрос вашего блокирования «практически решен». Равно, как и с ПППУ…

— Вопрос может быть либо решен, либо нет, «практически решенным» он не бывает. Переговоры мы ведем со всеми. Не хочу бросаться цифрами, конкретизировать количество участников, так как все сразу начнут считать, кого же мы забыли.

За основу, как уже не раз говорилось, взята конфигурация блока «Наша Украина» формата 2002-го года. Появились также новые потенциальные союзники, в том числе те, кто в парламенте не являлся членами нашей фракции. К выбору союзников мы относимся очень внимательно. Важно сформировать настоящую команду, значит, важным является вопрос личной совместимости, готовности работать плечо к плечу… Процесс не будет долгим, все консультации завершатся уже до конца нынешнего месяца.

— На всех желающих может элементарно не хватить квот.

— Вопрос квот у нас вообще не стоит. Мы ничего подобного на политсовете или на президиуме партии не рассматривали. Принципы, профессионализм, слаженность действий гораздо важнее.

— Каким будет название объединенного блока? Оно ведь сейчас дискутируется.

— Вам нравится — «Наша Украина»? Лично мне — да, и отрекаться я от него не собираюсь. Мне не стыдно, что я под этим брендом проработал столько лет в парламенте, прошел очень непростую президентскую кампанию. Со своей стороны, все сделаю для того, чтобы название осталось прежним.

— В СМИ уже курсирует перечень фамилий, которые, предположительно, будут в первой пятерке-десятке вашего избирательного списка. Примечательно, что Петр Порошенко там пока не замечен. Роман Зварич говорил, что партия сделает со своей стороны все, чтобы доказать общественности: обвинения в адрес тех ее членов, которые были замешаны в коррупционном скандале, на самом деле беспочвенны. Но что, если это не удастся?

— Следует понимать: это дело исключительно внутрипартийное. Окончательное решение, за которое мы несем коллективную ответственность, принимается только съездом. Демократические процессы, произошедшие в СМИ, привели к тому, что голословные обвинения воспринимают сегодня как состоявшийся факт. Но ведь ни одна из предъявленных, например, мне, претензий так и не была доказана! Давайте логически рассуждать: достаточно длительное время мы работали в оппозиции. «Нашеукраинцы» жили, словно под микроскопом: власть нас едва ли не на рентгене просматривала. И если бы действительно водились какие-то «грехи», они бы непременно всплыли. Технология, примененная сегодня конкурентом, крайне ци

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать