Запад нам поможет
Почему Украине полезно прислушаться к UNIDO и начать развивать индустриальные парки?В то время как Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) рекомендует создавать индустриальные парки, в экспертной среде находятся те, кто приводит очередные аргументы против применения этого эффективного механизма развития.
По определению UNIDO, индустриальные парки — это земельные участки, подготовленные и разделенные согласно комплексному плану для промышленного производства и другого предпринимательства. Это специальное учреждение ООН, было создано в 1966 г. для содействия промышленному развитию и ускоренной индустриализации стран, которые развиваются, путем мобилизации национальных и международных ресурсов. Такими ресурсами развития UNIDO в последние 10 лет видит специальные экономические режимы. Индустриальные парки в мире существует в разных формах: промышленные зоны, промышленные объекты, промышленные районы, промышленные города; технологические или инновационные зоны; научные парки или научные города; киберпарки; промышленные парки хай-тек; научно-технологические парки; исследовательско-технологические парки; технологические инкубаторы; эко-индустриальные парки. Эти разные формы индустриального развития могут быть расположены в специальных экономических зонах, экспортно-перерабатывающих зонах и зонах свободной торговли, которые в свою очередь могут быть частью большей географической и экономической зоны, включающей несколько стран вдоль транспортных коридоров и такие, что формируют промыслы и экономические коридоры.
Индустриальные парки начала появляться больше века тому в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. В 1900-х годах для содействия внедрению паровой и электрической энергии и строительства железных дорог в Чикаго был создан первый промышленный район. В Великобритании мотивацией создания индустриальных парков было желание распространить промышленные центры по всей стране. Парки того периода отличалась как по характеру, так и по размеру, но все они имели одну общую черту: было спланировано развитие территории, и отдельные производители должны были следовать этому плану. В Западной Европе после Второй мировой войны создание индустриальных парков было направлено на индустриализацию менее развитых регионов и на содействие сбалансированному развитию в соответствии с «теорией точек роста», разработанной в 1950-х годах французским экономистом Франсуа Перру.
Согласно этой теории, которая стала популярной в 1960-х годах, экономический рост и развитие не является равномерным в разных местах. Но они происходят в определенных географических территориях – точках («полюсах») роста, где преобладают основные отрасли промышленности, такие как металлургия, автомобилестроение, агробизнес, нефтехимия, электроника, биотехнологии, фармацевтика или туризм. Отсюда понятие «технополюс», «биополюс», «электронный полюс», «агрополюс», «полюс досуга и туризма»
Эта основная промышленная деятельность, которую стимулируют, в первичном полюсе запускает связанную деятельность через обратные и прямые связи в цепях создания стоимости. Также растет спрос на услуги, связанные с основной отраслью (услуги для расширения производства и продаж, розничная торговля, банковское дело и логистика). Это создает новые рабочие места, притягивает инвестиции, обеспечивает внедрение технологий и развитие промышленных цепей создания стоимости. Вторичный «полюс роста» возникает на более поздней стадии с развитием транспортных узлов и сетей. «Теория полюсов роста» получила дальнейшее развитие, и в конечном итоге на ее основе в 1970-х годах была развита «теория и стратегия регионального развития», в рамках которой были использованы инструменты пространственной политики, такие как индустриальные парки и специальные экономические зоны.
В середине 1960-х годов много регионов, особенно в Северной Америке и Западной Европе, приняли региональные программы индустриального парка для содействия экономическому и общественному развитию путем масштабных капиталоемких проектов и развития промышленных территорий. Это делалось путем создания новых и совершенствования существующих производственных мощностей путем строительства промышленных парков и зон. Такие программы создавали основу для лучшего сотрудничества между региональными и муниципальными структурами и застройщиками индустриальных парков.
Драйвером развития индустриальных парков в начале 1970-х годов стало развитие государственного сектора и государственные субсидии на услуги и строительство объектов на их территориях. В сравнении с существующими на то время зданиями, те производственные и складские помещения были очень простыми и значительно дешевле. После энергетического кризиса тенденция в развитии индустриальных парков изменилась — от предоставления базовых мощностей и услуг для тяжелой промышленности до предоставления более сложных услуг в сфере технологий и промышленной деятельности с высокой добавленной стоимостью. Этим изменениям способствовали также значительный рост объема захоронения промышленных отходов в США и Европе, рост обеспокоенности относительно загрязнения окружающей среды, эволюция экономических и социальных потребностей. Также изменениям способствовали технологический прогресс и значительное сокращение транспортных расходов.
Со временем объем услуг становился сложнее и целостнее. В конце 1980-х годов было построено новое поколение индустриальных парков с большим акцентом на научных разработках, технологиях и офисных помещениях. В 1990-х годах парки начали строить с большей гибкостью в использовании зданий и пространства и более широким спектром услуг поддержки, которые предоставляются фирмам. Также состоялся постепенный переход от нерегулярного участия частного сектора в развитии индустриальных парков к плановому и скоординированному государственно-частному партнерству. Привлечение частного сектора на постоянной основе привело к улучшению услуг, большей дифференциации продуктов и неценовой конкуренции.
С конца 1990-х годов парки создавалась с учетом продвижения новых инновационных отраслей промышленности и технологий, а также создания привлекательной среды для работников – с жильем, медицинскими услугами, торговыми и учебными заведениями. С этого времени частный сектор развивал, владел и эксплуатировал такие парки на коммерческой основе, а администрация парка начала сосредоточиваться на роли регулятора, что дало возможность частному сектору выполнять свои основные функции.
Рост экологических и социальных проблем в странах и громадах в сочетании с дефицитом ресурсов привел к внедрению индустриальных экопарков, которые имеют высшие экологические и социальные стандарты и применяют более чистые и ресурсо-эффективные методы производства. Парки, зоны, коридоры и полюса роста использовались в качестве инструмента политики пространственного развития для поддержки промышленного и регионального развития. «Индустриальный парк», «промышленная зона», «промышленная недвижимость» и другие подобные термины обычно используются в качестве синонимов, с общим обозначением территории, назначенной и зонируемой для производства и связанного с ним бизнеса, которые пользуются экономическими стимулами и административными привилегиями. В случае успешного внедрения такие инструменты политики могут создать позитивные последствия для остальных секторов экономики. Способствуя формированию и росту промышленных агломераций, созданию кластеров, строя цепочки создания стоимости и региональные инновационные системы и продвигая новые инновационные отрасли и технологии, парки могут быть центрами для стимулирования инвестиций, инноваций, технологической учебы, инклюзивного и устойчивого промышленного и экономического развития на национальном и региональном уровнях.
Индустриальные парки имеют потенциал генерировать или усилить сравнительные и конкурентные преимущества и устранить ограничение для развития. Они могут быть полигоном для новых реформ, политики и подходов, могут снизить риски, предлагая прозрачную и эффективную правовую базу, финансовые стимулы, современную практику управления и механизмы управления, могут внести институционные изменения, строя доверие, нормы, стандарты и предпринимательскую культуру. Индустриальные парки стали благоприятной почвой для новых технологий, отраслей промышленности, рабочих мест и рынков сбыта. Они также создают высококачественную бизнес-среду, позволяя фирмам сократить расходы и реализовать экономию на масштабе, воспользовавшись предоставлением общих услуг, распределенных между предприятиями.
Парки также зарекомендовали себя как ключевой инструмент регионального развития путем внедрения умного сочетания «твердой инфраструктуры» (земли, промышленных предприятий, офисов, лабораторий и общественных помещений) и «мягкой инфраструктуры» (таких как правила, положения, стандарты и нормы). Их услуги по ускорению роста компаний, созданию рабочих мест и созданию добавленной стоимости способствуют оживлению экономической активности, конкурентоспособности и интернационализации местных цепей поставок.
При правильном пространственном размещении и качественном встраивании в цепи стоимости индустриальные парки, зоны и коридоры могут привлекать частные инвестиции в выбранные секторы, которые создают позитивные последствия для всей экономики и стимулируют создание рабочих мест, а также инклюзив и постоянный рост. Они могут способствовать экономикам агломераций и распространять созданное благосостояние от центров совершенства к периферии.
Экономика агломераций и другие преимущества роста могут быть реализованы путем развития хабов вокруг транспортных узлов и городских и промышленных центров. А углубленное применение транспортных сетей может способствовать созданию сети вторичных агломераций вокруг узловых центров, создавая промыслы и экономические коридоры. Эффективно связывая промыслы и логистические центры, экономические связи и сети могут распространяться на еще больший мега-регион, существенно расширяя рынки, способствуя разделению труда и формируя модели регионального экономического развития. Более широкое сообщение, развитие сети и интеграция рынка в сочетании с политикой укрепления кластеров и сетей предприятий вдоль путей и в рамках производственных цепочек создания стоимости приведет к большей промышленной диверсификации и производительности, положив начало успешному циклу роста. Улучшая бизнес-инфраструктуру для сокращения расходов на ведение бизнеса, привлечения инвестиций в ключевые транспортные, логистические, коммерческие и промышленные узлы, а также обеспечения эффективной координации и партнерства на национальном, региональном и городском уровнях, такие программы развития страны могут запустить восходящий цикл роста, согласно теории полюсов роста.
Если индустриальные парки использовать неправильно (не учесть размещение по отношению к транспортным коридорам и цепям стоимости, к инфраструктуре, не обеспечив подготовку кадров и не учтя конъюнктуру, а также создав слишком высокое давление на внутренний рынок, пренебрегши экспортом), они могут увеличить региональные недостатки, подорвать основы существования мелких производителей и фермеров и значительно истощить землю, воду, почву и другие природные ресурсы. Для того, чтобы новая волна зон, парков и коридоров была эффективной и привела к устойчивому развитию, нужна четкая стратегия развития индустриальных парков и специальных зон и построенная на их основе политика, законы, нормативные акты, стандарты и механизмы правоприменения.
Украина в вопросе индустриальных парков, как и во всем, что касается эффективной экономической политики, проявляет оригинальность с отрицательным знаком. В то время, когда «мода» на создание индустриальных парков и специальных зон в мире стала всеобъемлющей (2004-2020 гг.), наша страна ликвидировала стимулы, которые были предоставлены специальным экономическим зонам. В то время как Турция выстроила сеть из более чем 300 территорий со специальными режимами, прибавив к стимулам стимулирующее финансирование и подняла уровень привлечения иностранных инвестиций от 2 млрд в год до 20 млрд в год, полностью индустриализировав свою экономику и опередив значительно Украину, наша страна ликвидировала стимулы для СЭЗ.
Поводом стало отрицательное сальдо между поступлениями в бюджет и государственным целевым фондов от налогов, сборов и суммой полученных субъектами СЭЗ и ТПР налоговых льгот в объеме 5 млрд. гривен. Критика создания территорий со специальными режимами до сегодняшнего дня говорит об отчете временной следственной комиссии Верховной Рады. При том, что Украина вовремя включалась в мировой процесс стимулирования промышленного развития (Закон о создании специальных экономических зон появился еще в 1992 году, а Закон об индустриальных парках - в 2012 году) неолиберальное лобби в правительстве и парламенте блокирует реальное развитие до сегодня. Очередная попытка стать на рельсы мирового развития была осуществлена после 2014 года. Депутаты 8-го созыва проголосовали небольшие изменения в действующий закон, чем косметически улучшили неработающий (без стимулов) закон об индустриальном парке, однако провалили законы о введении стимулов, которые являются основными для мировой практики – неуплата НДС и пошлины при ввозе оборудования, а также налоге на прибыль.
Ренессанс начался в 2019 году, когда были подготовлены новые законы относительно льгот. Проголосовать на сегодня удалось лишь часть – закон 4416-1, открывающий широкие возможности для привлечения государственных средств в создание инфраструктуры индустриальных парков и удешевление кредитов для участников парков. Но против законопроектов № 5688 и № 5689, которые предусматривают освобождение участников индустриальных парков от налогообложения налогом на прибыль в течение 10 лет и освобождение от налогообложения НДС и ввозной пошлиной импорта нового оборудования, уже взятым Комитетом по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики за основу, поднимается новая волна критики. От того, устоят ли депутаты нынешнего созыва перед напором иностранных лоббистов деиндустриализации Украины, будет зависеть, станет ли 2021 год поворотным в индустриальном развитии.