Выбор есть
Железная дорога пытается сократить убыткиПодводя итоги первого полугодия, главный железнодорожник страны Василий Гладких подчеркнул, что в финансово-экономической деятельности «Укрзалiзницi» наметились тенденции к росту. Однако не только доходов, а и убытков. Только на перевозке пассажиров они составляют почти 1,5 миллиарда гривен. Существенно выросли производственные затраты (около 10,8 млн. грн., что на 1,9 млрд. грн. больше чем в то же время в прошлом году). Это произошло вследствие роста цен на топливо и электроэнергию, повышения цен на промышленную продукцию.
Чтобы покрыть этот разрыв, вызванный также острой необходимостью обновления подвижного состава, пришлось прибегнуть к использованию заемных средств. «Укрзалiзницей» получено около 830 миллионов гривен кредитных средств (они направлены на капитальные инвестиции и уже освоено 490 млн. грн.). Для Юго-Западной железной дороги приобретены три магистральных грузопассажирских электровоза. На Львовской железной дороге за счет кредита приобретен электропоезд производства «Лугансктепловоз», на Южной дороге появились 34 новых пассажирских вагона и один рельсовый автобус. Приобретено два электропоезда для Приднепровской железной дороги. Недавно объявлен тендер на приобретение 800 грузовых вагонов.
«Укрзалiзниця» также много внимания уделила улучшению качества обслуживания пассажиров. За первое полугодие были отремонтированы 60 малых и средних вокзалов. На днях в Харькове открылся пассажирский терминал, ни в чем не уступающий Южному вокзалу столицы.
Гладких также рассказал журналистам о том, как идет работа по реорганизации «Укрзалiзницi» в акционерное общество. По его словам, премьер-министру уже представлен документ, реализация которого позволит провести корпоратизацию железных дорог. Единоличным владельцем всех 100% акций «Укрзалiзницi» будет государство. Но корпоратизация и преобразование в акционерное общество, очевидно, потребуют пересмотра некоторых законодательных актов. «На протяжении последних лет выходили законы, которые не только ничем не помогали железной дороге, а даже всячески усложняли ее существование как государственного предприятия, — объясняет гендиректор «Укрзалiзницi». — В дальнейшем в Украине будет создано несколько акционерных обществ разных направлений», — делится планами Гладких. Но нынешняя «Укрзалiзниця», по его мнению, все же останется консолидированным предприятием. «Будет одно юридическое лицо, и шесть наших дорог станут дочерними предприятиями. Это даст возможность оптимизировать доходы и более рационально расходовать финансовые ресурсы».
Гладких сообщил, что «Укрзалiзниця» планирует перейти в статус акционерного общества к июлю следующего года. А до этого времени ей предстоит решить ряд важных проблем, главная из которых — недостаточная правовая урегулированность деятельности отрасли. В то же время генеральный директор уточнил, что он не видит возможности приватизировать железные дороги. По его мнению, повысить эффективность их работы вполне реально в рамках государственной собственности.
Первый шаг к этому — повышение стоимости билетов, что позволит уменьшить убыточность пассажирских перевозок. Но решит ли он все проблемы? «За счет повышения тарифов за этот год мы, предположительно, заработаем 560 миллионов гривен. И это на фоне колоссальных убытков, которые несет отрасль при перевозке пассажиров. Так что это не наша прихоть, а вынужденные меры», — объясняет Гладких. По его словам, в текущем году планируется еще несколько раз повышать цены на железнодорожные билеты (в среднем на 10% каждый раз). Кроме того, идут активные разговоры о включении в стоимость билета питания и постельного белья. При этом Гладких, как бы выразил недоверие проводникам вагонов: «По статистике, выдается только 70% постелей, но я уверен, что (на самом деле. — Авт. ) все 100%. Просто особо смышленые проводники подкладывают свое белье и тем самым зарабатывают на этом, — продолжает руководитель, — мы с этим боремся и наказываем таких активистов». Он также продолжил свою полемику с Антимонопольным комитетом, заявив, что питание в поездах необходимо, проведя параллель между авиаперелетами, где люди получают полноценный обед, несмотря на короткую продолжительность полета. Он считает, что обижен никто не будет. Для любителей несвежих бутербродов собственного изготовления есть альтернатива. «Например, есть десять поездов в сторону Харькова, — развивает свою мысль глава железнодорожного ведомства, — пять из них будут с питанием, а пять — без. Право выбора должно быть у каждого, и оно будет». А Антимонопольный комитет, выступающий против введения питания в поездах, по мнению Гладких, просто делает себе дешевую рекламу.
«Единственное, что меня огорчает, это то, что мы с министром финансов находимся на абсолютно разных берегах и не слышим друг друга. У меня было столько прекрасных пилотных проектов, столько предложений, но они так и остались проектами. Министр финансов — просто разрушитель экономики», — обвиняет Гладких. По его словам, формируя финансовый план, он предложил направить те деньги, которые железная дорога отдает в бюджет (свыше шести миллиардов гривен), в экономику отрасли. И если бы эти деньги сработали, была бы увеличена зарплата и созданы новые рабочие места, а бюджет в итоге получил бы свыше 11 миллиардов гривен дохода. «Просто дальше завтрашнего дня никто смотреть не хочет», — закончил Гладких свое общение с журналистами.
Выпуск газеты №:
№121, (2006)Section
Экономика