Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вниз или вверх?

К курсообразованию следует подходить очень осторожно
29 марта, 19:31
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

После прихода к власти нового правительства определенные социально-экономические векторы, безусловно, будут меняться. В том числе, возможно, и валютная политика государства. Особенно учитывая то, что на выборах лидирует Партия регионов, которую нередко называют лоббистом экспортеров. А им, по определению, выгодна девальвация. Однако теория теорией, а выгодны ли им курсовые изменения именно сейчас? Равно как и всей стране... На этот вопрос «Дня» дается ответ в нижеприведенной статье, а также в нашем экспертном опросе.

Нынешняя ситуация на валютном рынке противоположна той, которая наблюдалась в марте-апреле 2005 года — сегодня преобладает спрос на доллар. В то же время экономический рост все еще находится на низкой траектории. Текущий счет в феврале снова ослабился. Экспорт растет медленно. Инфляция потребительских цен ускорилась. Не лучшим показателем является и то, что официальный обменный курс гривни фактически зафиксирован на беспрецедентно долгий период — почти год. Не лучше ли «позволить ему дышать»? Но когда необходимо это сделать, чтобы не повредить экономике? Думаю, прежде чем действовать радикально, необходимо инвентаризировать возможные достижения и потери.

Позитивом от этого шага может быть противодействие инфляции более масштабным изъятием ликвидности и интервенциями на продажу валюты по ослабленному курсу. Возможный рост процентных ставок увеличит приток средств на депозиты, уменьшит давление на цены. «Горячие средства» интенсивнее будут направляться на покупку валюты. Это ослабит потенциал их возможной атаки на проблемные товарные рынки. Удешевится обслуживание гривневых кредитов. Подорожание импорта увеличит поступления в бюджет, посодействует улучшению фискального баланса. Уменьшится использование валютных резервов в поддержку гривни. Немного вырастет курсовая премия экспортерам. Возобновятся сбережения в долларах, номинально обесцененные в 2005 году. Уменьшится конкурентное давление импорта на отечественных производителей. Ослабится спрос на кредиты в иностранной валюте и станут меньше риски их невозвращения. Население постепенно начнет адаптацию к движению курса.

Среди негативов следует в первую очередь отметить рост инфляционных ожиданий. Из-за частичного изъятия текущих и срочных депозитов гражданами, теряющими доверие к национальной валюте, может вырасти объем наличности вне банков. Сброшенная в легальный сектор гривня может создать давление ликвидности на потребительские цены. Удешевление экспорта уменьшит доходы бюджета, если при других причинах не вырастут объемы экспорта. Это ухудшит бюджетный баланс. Уменьшение конкурентного давления импорта может повлиять на рост оптовых и розничных цен в отдельных секторах потребительского рынка. Ослабление покупательной способность гривни уменьшит роль внутреннего потребительского спроса в экономическом росте. Относительно уменьшится и спрос на внутренние инвестиции. Может испытать удручающее давление инвестиционный и модернизационный импорт, а также импорт для экспорта (в том числе, газа). Обесценятся гривневые сбережения граждан. Подорожает обслуживание внешнего долга. Уменьшится приток капитала от нерезидентов и пополнение финансового счета.

Сопоставление позитива и негатива дает больше вопросов, чем ответов. Поэтому единственным выводом может быть совет не форсировать никаких радикальных изменений, во всяком случае до тех пор, а пока не станут понятными основные тенденции мирового спроса, а также внутренней ценовой ситуации и экономического роста.

КОММЕНТАРИИ

Александр ПАСХАВЕР, советник Президента:

— Мне кажется, что кардинальных изменений курса гривни в ближайшее время не должно быть. Как отмечают банкиры, наша национальная валюта сейчас несколько переоценена, поэтому девальвировать ее нет никакого смысла. Кроме того, стоит отметить, что основная задача Национального банка в этом вопросе — проводить девальвацию или ревальвацию гривни незаметно для населения. Поэтому если какие-то изменения и будут, то они будут протекать очень постепенно.

То есть, трагической девальвации, как кое-кто, может быть, хотел слышать, я не прогнозирую. Вспомним прошлый год, когда Нацбанк ревальвировал гривню. Тогда все очень этому удивились, и в обществе возникла целая волна возмущения. Больше, я думаю, руководство Нацбанка этого не допустит.

Что касается Партии регионов, то могу предположить, что таким путем она вряд ли пойдет. Помощь «своим», может быть, будет выражаться в дотациях, налоговых льготах или еще чем- то, но не в изменении курса валют.

Алексей ПЛОТНИКОВ, профессор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— В принципе, дешевая гривня всегда более выгодна экспортерам, в отличие от импортеров. Но дело даже не в том, будут они настаивать на девальвации или нет. На мой взгляд, гривню вообще сейчас стоит немного «отпустить», возможно, дав ей опуститься на доли пунктов. Безусловно, у Украины сейчас неплохой золотовалютный запас, который позволяет Национальному банку проводить достаточно жесткую курсовую политику. Но я считаю, что поддерживать постоянно высокий курс гривни путем интервенций на валютный рынок не стоит. Гривня вполне может опуститься до отметки 5,3 относительно доллара. Это никак не повлияет на ее стабильность.

«Дешевая» гривня, безусловно, выгодна экспортерам. Закрепляясь на международных рынках и получая за свою продукцию больше денег, им проще будет расплатиться за более дорогой газ, который они получили в 2006 году. То есть, это будет своеобразным стабилизирующим фактором. В противоположном направлении может влиять на курсовую политику необходимость обновления оборудования...

Но большинству комбинатов абсолютно не обязательно модернизироваться прямо сейчас. Тогда как за газ же им придется платить сегодня. И повышенная после девальвации гривня будет как раз кстати.

Анатолий ГОЛУБЧЕНКО, президент Ассоциации черной металлургии:

— Девальвация всегда выгодна экспортерам. Но вот стоит ли ее сейчас проводить, я не могу сказать. Тут надо смотреть сальдо торговли за последние два месяца, какое оно — положительное или отрицательное. С точки зрения экспортеров, чем выше доллар, тем больше они получают гривни, тем легче им жить. То есть, девальвация выгодна всегда. Даже с учетом того, что поднялась цена на газ. Посмотрим: доля газа, скажем, у металлургов 16%, в то время как 70% — экспорт продукции. Что выгоднее?

Насчет оборудования могу сказать следующее: практически все оборудование можно заказать в Украине, и я не думаю, что обязательно обращаться к экспорту. Но даже если посмотреть баланс экспорта и импорта в металлургии, то будет плюс 0,5 миллиарда в пользу экспорта. То есть для них, в любом случае, девальвация гривни выгодна до определенной величины. Но, говоря об этом с точки зрения страны, необходимо обращать внимание на экспортно-импортный баланс: если он отрицательный, девальвацию проводить невыгодно.

Василий РАДИОНОВ, генеральный директор компании «ПентоПак»:

— Необходимо не девальвировать гривню, а довести ее до реальной стоимости. Если же такая ситуация будет продолжаться и дальше, то через несколько лет экспортеры в Украине перестанут существовать как класс. За тот же самый объем продукции, который мы экспортировали в 1999 году, мы теперь получаем в два-три раза меньше реальных денег.

Таким образом, необходимо повернуться лицом к экспортерам, сделать реальной стоимость гривни по отношению к доллару. Несмотря на то, что министр финансов и глава Национального банка говорят о том, что гривня сейчас сильна как никогда, экспортировать стало невыгодно, потому что оборотных средств предприниматель получает намного меньше.

Стоимость продукции осталась прежней в то время, как выросла стоимость сырья, энергоносителей, услуг, заработной платы и прочее. Мне кажется, поскольку экспорт является важной слагаемой успешности экономики, было бы правильным поддержать отечественного товаропроизводителя и девальвировать гривню. Когда на международных рынках выросла цена на газ, а значит, и себестоимость товаров, аналогичных нашим, повысить цены на наш товар мы не можем, иначе потеряем конкурентоспособность. Следовательно, правительство должно помочь производителям, которые не могут повысить цены, с помощью финансовых инструментов.

Владимир ЛЕСНОЙ, вице-президент компании «Интеррыбфлот»:

— Очень многим экспортерам это выгодно: чем дешевле национальная валюта, тем легче продать товар, купленный на внутреннем рынке на экспорт. Это зависит от того, где закупает сырье экспортер. Если он работает с импортным сырьем, девальвация ничего ему не даст. Кроме того, цены на газ, скорей всего, тоже вырастут. Но для экспорта это не ключевой момент. Для него плоха ревальвация, поскольку при ней цены не опускаются, но доллар дорожает. В принципе, могу сказать, что изменение курса валюты — это не ключевой момент для экспорта. Намного большее значение имеют энергосберегающие технологии. Товар, прежде всего, должен быть конкурентоспособным. Все игры с валютой — это вторично.

Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций:

Рассматривать девальвацию можно только в контексте ситуации, которая сложилась на внутреннем и на внешнем рынке. Теоретически девальвация может помочь экспортерам увеличить свою доходность. Но мы должны разделять, о каких экспортерах идет речь и на сколько для них критично управление своей ценой через девальвационные инструменты.

Тут еще возникает вопрос о пределах девальвации. Если речь идет о кусочках процента, то этот инструмент вполне реалистичен. Если же речь идет о том, что для компенсации шоков валюту нужно «уронить» основательно — в полтора или два раза, то этот разговор не имеет смысла. В лучшем случае, это принесет краткосрочный эффект экспортерам, нарушив другие пропорции. Нужно также учитывать, что на валюте сейчас сидит много людей, для которых такие резкие скачки могут быть абсолютно неприемлемыми.

А значит, этого нельзя допускать при всем уважении к экспортерам. Кроме того, многие экспортеры используют импортные и отечественные ресурсы, поэтому девальвация для них может быть невыгодной.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать