С Ботсваной и Россией: почему украинская "оборонка" продолжает страдать от коррупции?
Несмотря на годы боевых действий на востоке Украины и угрозу полномасштабной войны с Россией, над украинской "оборонкой" продолжает нависать коррупционная угроза. Что и подтвердили результаты глобального Индекса добропорядочности оборонного управления, который подготовила программа Оборона и Безопасность сети Transparency International. Согласно масштабному исследованию международной организации, коррупционные риски в этой сфере все еще высоки.
41 балл из 100 возможных, место среди группы стран с оценкой D и причина в очередной раз заговорить о необходимости изменений в хозяйстве Министерства обороны. Результат Украины в самом свежем глобальном Индексе добропорядочности по оборонному управлению, возможно, и не так бы огорчал: есть проблема, о которой говорят и пытаются преодолеть. Тем более что нашими соседями среди стран с высоким риском коррупции оказались даже представители Евросоюза – Венгрия (41 балл), Португалия (44), Греция (47). Но и не намного отстали от Украины такие страны, как Ботсвана (39), Уганда (38) и Россия (36).
Но в предыдущем индексе наша страна была на той же позиции, а составлялся он еще в 2015-м. Тогда в реалиях постмайданной, воюющей страны только и разговоров было, что о реформах, и военного хозяйства в частности. Прошло пять лет, а проблемы остались прежние.
В Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО), которая представила результаты исследования, говорят: надеялись на этот раз увидеть Украину, по крайней мере, на ступень выше – в группе "С". Чтобы обсудить ситуацию, организация провела мероприятие и пригласила специалистов по вопросам обороны, общественных активистов и непосредственно представителей оборонного ведомства.
Шансы на продвижение Украины в рейтинге давал принятый в прошлом году закон "Об оборонных закупках", говорят представители НАКО. Этот документ предусматривает более прозрачные условия закупки техники и другой продукции в рамках государственного оборонного заказа.
Но полноценно работать механизмы закона с 1 января 2021 года так и не начали: имплементация очень затянулась. Пришлось даже отсрочить вступление в силу ряда норм – Верховная Рада перенесла его на январь 2022-го.
При этом и сейчас остаются риски, что закон не заработает. Потому что любую организацию, государственную или частную, выполняющую оборонный заказ, должны внести в специальный электронный реестр. Ответственное за это Министерство стратегических отраслей промышленности потратило немало времени на создание такого реестра, но его база наполняется медленно. По состоянию на конец ноября этого года там значилось всего 62 названия, в то время как в старом Реестре производителей продукции, работ и услуг оборонного назначения значилось 269 компаний. До сих пор нет таких крупных государственных компаний, как ГП “Антонов”, конструкторское бюро “Луч” и др. Реестр заполнили примерно на четверть.
Если же не будет заполнен реестр, не будет закупок по новым правилам, говорит председатель парламентского комитета по национальной безопасности, обороне и разведке Александр Завитневич. Если с 1 января не заработает реестр в полном объеме, истечет срок действия переходных положений. В 2022 году закупки должны производиться по закону – исключительно из этого электронного реестра. Ну сама процедура будет чуть позже 1 января. Там будет сначала принятие бюджета, затем отправка трехлетнего и годового плана закупок, некоторое время займет согласование. Но в январе 2022 реестр должен заработать”, – говорит депутат.
Именно закупки и финансы называют в НАКО наиболее подверженными коррупции сферами. А ситуация с военными закупками вообще критическая, говорят там. И даже имплементация закона "Об оборонных закупках" может не решить проблему до конца. Ведь до сих пор расходы военного ведомства засекречены. Хотя, как на конкретных примерах говорят эксперты, стоимость можно найти в открытых источниках.
Так, руководитель Проекта реформы оборонных закупок Артур Переверзев говорит, что на практике в Украине засекречивают стоимость вооружения и военную технику, в то время как количество и технические характеристики закупленного регулярно освещают медиа.
"Половина того, что закупают сейчас по секретным процедурам, можно закупать не тайно и без рисков для национальной безопасности", – убежден он. Специалисты говорят, что действующая система способствует необоснованному засекречиванию закупок и коррупции. Глеб Каневский, глава экспертной организации StateWatch, привел конкретный пример: закупка машин скорой помощи. В рамках государственного оборонного заказа цена этой закупки не публичная, но ее можно узнать из решения суда в Едином реестре судебных решений, которым Минобороны обязали выплатить более 19 млн. грн за выполнение этого контракта. Из этих данных известно, что одна машина скорой помощи стоила 2,5 млн грн, в то время как в системе Prozorro можно найти подобные закупки по более низкой цене.
В свою очередь, волонтеры, собирающие на обеспечение армии десятки миллионов гривен, сетуют, что секретность мешает более четко видеть потребности. Да, они общаются с армейцами напрямую и те рассказывают о том, чего им не хватает больше всего именно в этот момент. Но было бы лучше, чтобы можно было видеть, что конкретно обеспечат за счет оборонного бюджета, а что "закроют" волонтеры.
Так, волонтеры продолжают обеспечивать армию транспортом, дронами и квадрокоптерами, то есть тем, что должны закупать по секретным процедурам. Хотя могли бы направлять эти средства на другое, а не покрывать закупки, которые должны осуществлять в рамках государственного оборонного заказа, говорит волонтер Сергей Притула.
В Минобороны уверяют, что готовы к снятию секретности с ряда направлений оборонной закупки. Как и не отрицают существование коррупционной проблемы – с которой обещают продолжать бороться. Мы понимаем, что наличие этой проблемы в армейской среде тормозит эффективность оборонной реформы. Поэтому требования Министра обороны относительно преодоления коррупционных явлений, обеспечения добропорядочных управленческих решений по использованию оборонных ресурсов должен осознать каждый военный руководитель и государственный служащий”, – говорит начальник Управления по предотвращению и выявлению коррупции Министерства обороны Украины Игорь Чухрай.
Армейцам же советуют продолжать прислушиваться к выводам и советам экспертов, которые уже не первый год работают над позитивными изменениями в украинской "оборонке". А еще – брать пример со стран, привычно возглавляющих рейтинг Индекса добропорядочности оборонного управления. Абсолютным лидером стала Новая Зеландия, у которой 85 баллов со ста возможных. Среди других стран с низкими коррупционными рисками – Великобритания, Латвия, Бельгия, Норвегия.