Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Конкурировать со Стамбулом, Тбилиси и даже с Дубаем...»

Сергей КИРИЧЕНКО — о перспективах развития въездного туризма в Украине
25 августа, 18:58

Украина продолжает снимать барьеры, которые сдерживали развитие въездного туризма. Так, с 1 августа 2020 г. безвизовый режим уже действует для граждан Австралии, Новой Зеландии, Королевства Бахрейн, Государства Кувейт, Султаната Оман, Королевства Саудовская Аравия. Соответствующий Указ в июле этого года подписал Президент Украины Владимир Зеленский. А на прошлой неделе МИД Украины сообщил, что с 14 августа начато централизованное оформление украинских электронных виз (е-Виза) гражданам Индии, Южной Африки и Филиппин.

Увеличивается и привлекательность отечественной туристической инфраструктуры для гостей из других государств. В последнем профильном отчете Всемирного экономического форума (ВЭФ) ее конкурентоспособность эксперты оценили довольно прилично: в списке из 140 стран Украина заняла семьдесят восьмое место, поднявшись с прошлого года сразу на десять позиций. Страна оказалась на одном уровне с такими признанными центрами международного отдыха, как Доминиканская Республика, Шри-Ланка, Тунис и Албания, которая стремительно набирает баллы популярности. Туристическая конкурентоспособность по версии ВЭФ — это не только отраслевые показатели вроде культурного наследия или авиаинфраструктуры, но и оценка состояния бизнес-среды, а также уровня безопасности.

Однако в структуре экономики туризм в Украине все еще имеет небольшую долю. Мы — с такими жемчужинами, как Черное море и горы Карпаты — все еще отстаем даже от соседней Беларуси. Там доля отрасли в ВВП составляет 6,4%, тогда как у нас — 1,5%.

О состоянии, вызовах и проблемах въездного туризма в Украине, и что надо для его дальнейшего развития «День» пообщался с Сергеем КИРИЧЕНКО — директором по развитию въездного туризма туроператора «Join UP!».

— Много лет эксперты говорят, что туризм — это недооцененный актив Украины. Вы в компании оценили перспективы развития въездного туризма?

— Мы более пяти лет занимаемся развитием въездного туризма. Мы начали з развития туризма из Беларуси и Молдовы, поскольку из этих стран любят ездить на Черное море... Поэтому в этом сегменте достигли значительных успехов и каждый год привозили туристов из этих государств от 5 до 20 тыс. в год.

Как я уже отмечал, наиболее популярными местами являются Черное море летом, а зимой — Карпаты. Однако два года назад мы вышли на развитие иностранного туризма не только среди стран в СНГ, но и со всего мира и обращаем на это большое внимание, чтобы не только вывозить украинцев за границу, но также принимать иностранцев в Украине.

Мы располагаем информацией о том, сколько тратит каждый официальный зарубежный турист, сколько за год мы можем привозить таких туристов и сколько это может для нас добавить дополнительных поступлений.

Например, если мы будем обслуживать направление Китая и иметь хотя бы три авиарейса в неделю, то получим примерно 20—30 тысяч туристов в год (т.е. если рассматривать только Китай и только от нашей компании). Соответственно, если количество рейсов будет увеличиваться, то количество посетителей тоже. В общем можно говорить о том, что в год мы можем принять более 100 тыс. туристов из разных стран.

Сейчас мы имеем наши офисы в Беларуси и Молдове. У нас в проекте есть еще запуск такого офиса в Казахстане и, возможно, из этой страны будет спрос туристов в Карпаты. Кроме того, жители Казахстана любят такие курорты, как Трускавец. Он очень известен в странах СНГ, и люди из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана любят ездить в Трускавец на оздоровление. Я считаю, что из этих стран будет спрос, потому что, прежде всего, у нас там есть собственная сеть продаж.

«УКРАИНЦЫ — НАЦИЯ, КОТОРАЯ АКТИВНО ПУТЕШЕСТВУЕТ»

— Сейчас Украина демонстрирует негативное туристическое сальдо. Как сообщает Государственная служба статистики, разрыв между количеством украинских туристов, выезжающих за границу, и иностранцев, которые посещали Украину, составляет около 10 млн человек в год: 26 млн украинцев против 15 млн иностранцев. Каковы причины этого тренда?

— Украинцы — нация, которая активно путешествует, а получив безвиз, мы теперь имеем больше возможностей путешествовать, особенно по Европе. Поэтому украинцы путешествуют по другим странам по разным на то причинам: чтобы отдохнуть, решить рабочие вопросы или другие неотложные дела...

Однако есть проблема: Украина на государственном уровне очень мало продвигает себя как туристическое направление для иностранцев. Ежегодно украинские туроператоры и бизнесмены посещают много иностранных выставок, но, к сожалению, этого недостаточно.

Кроме того, существует проблема с логистикой. Например, у нас есть один национальный авиаперевозчик, а также несколько иностранных, которые поставили себе цель — перевозка людей, которые летают с деловой целью, а не с целью отдыха.

Также у нас никогда не было бюджетов на продвижение за рубежом. А наши, можно сказать, ближайшие конкуренты — такие страны, как Азербайджан, Грузия, прилагают немало усилий для того, чтобы на потенциальных рынках себя продвигать: через послов, рекламу на телевидении, а также с помощью диджитал-маркетинговой кампании в тех странах, где они ждут туристов.

К сожалению, Украина ничего этого еще не делала. Только бизнес пытался сделать все для того, чтобы продвигать нашу страну, а на государственном уровне — этого не было. Я думаю, что в будущем это все же произойдет.

Кроме того, Украина не только непопулярна как государство, но и, к сожалению, была довольно долго — даже до сих пор — закрытой страной. Мы только недавно сделали либерализацию визового режима, достигли того, что страны Персидского залива получили безвиз в Украине. Сейчас МИД разрабатывает улучшение системы е-визы. В эту систему были включены такие страны, как Индия, Филиппины, ЮАР. Теперь она стала дешевле — с 85 до 20 долларов. Это для нас большой успех и значительный шаг навстречу иностранным туристам.

Основные проблемы, которые являются причиной негативного туристического сальдо, — это то, что Украина за рубежом очень плохо представлена как туристическая страна, а второе — это визовая проблематика. Последняя, отмечу, уже решается.

«У НАС ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ С ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ...»

— Логистика и сервис — давние и известные враги туриста в Украине. Но все ли? Что, по вашему мнению, сегодня мешает Украине развивать рынок въездного туризма?

— В этом году коронакризис мешает развиваться всем странам, в частности в сфере туризма. Поэтому лучше говорить о том, как нам дальше развиваться, когда мы преодолеем этот кризис, и что для этого нужно.

Я не могу сказать, что в Украине плохой сервис. Я уверен, что у нас есть очень хорошие гостиницы, качественные рестораны. У нас сейчас строятся дороги, но сейчас туристы приезжают преимущественно в Киев, Львов или Одессу. Люди путешествуют в рамках какого-то города. Конечно, для них сообщение Киев — Одесса — Львов на автомобиле важно, но не на первом месте.

У нас есть проблемы с ценообразованием. Если мы сравним, сколько стоят в Украине трех-, четырех- или пятизвездочные отели, то, к сожалению, это будет в полтора или два раза больше, чем за рубежом. В этом плане отельеры работают с ВРУ об уменьшении ставки НДС — это также значительный шаг. Например, в Чехии отели платят ставку НДС 7%, а в Украине — 20%, то есть это означает, что наши гостиницы находятся в невыгодном положении. Однако очень важно, что когда такой закон будет одобрен и вступит в силу, украинский гостиничный бизнес снизит свои тарифы. Это необходимо для того, чтобы была возможность конкурировать со Стамбулом, Тбилиси, даже с Дубаем...

За качество я не переживаю, потому что знаю точно, что оно в Украине на высоком уровне. Гостиницы и рестораны давно развивались, поэтому уровень сервиса и обслуживания в них высок.

Например, в Киеве есть немало тематических ресторанов, куда не стыдно отправить туристов. Нужно развивать рестораны восточной кухни, потому что туристы из этих стран любят блюда именно этой кухни, так как она им близка. Например, арабы с Ближнего Востока любят ездить в Баку, а также в Стамбул. Почему? Там представлено очень много ислам-френдли отелей, а также халяль ресторанов, поэтому для них это комфортная страна для путешествий. Украине в этом направлении также следует поработать,  у нас есть заведения китайской, индийской кухонь, но их еще не так много, но они есть, и очень хорошего качества.

За туриста из каких стран, по вашему мнению, сегодня может посоревноваться Украина? Почему?

— Это страны Персидского залива, в частности Саудовская Аравия — большая страна, являющаяся лидером по выездному туризму из всех стран Ближнего Востока. А еще — Китай, потому что китайцы — номер один в мире по расходованию денег и по количеству туристов. Поэтому для них мы должны работать.

Кроме того, есть Индия, Новая Зеландия, Австралия... Кстати, в Австралии есть большой спрос на поездки в Украину, потому что там проживает большое количество людей, которые родом из Украины и они много лет не могли попасть сюда. Им нужно было проходить очень много визовых преград. Сейчас Австралия также получила безвизовый режим — это значительное развитие для туристического бизнеса.

«УКРАИНСКИЕ ПОСЛЫ ЗА РУБЕЖОМ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ТУРИСТИЧЕСКУЮ ПРОМОЦИЮ УКРАИНЕ»

— Сколько дополнительно ежегодно может дополучать ВВП Украины от гостей из-за рубежа?

— По информации Министерства экономического развития и торговли Украины, вклад туризма в ВВП страны составлял в 2017 году примерно 40 млрд гривен, или 1,5%. Для сравнения — в туристически развитой Грузии этот показатель составляет 26%. Даже у наших соседей — в Беларуси, которая имеет значительно меньше нас природных и культурных объектов, — доля отрасли ВВП туризма составляет 6,4%. То есть нам нужно стараться, чтобы этот показатель составлял не менее 7—10%. И это значительные суммы для экономики государства, так как в сфере въездного туризма многие страны мира соревнуются. Например, Франция считается страной номер один по въездному туризму, в частности Париж — это один из самых популярных и посещаемых городов мира. Для этого во Франции создана сеть своих представительских офисов «Ату Франс», которая делает рекламу Франции в стране, где они представлены. У них есть очень большие бюджеты на эту рекламу. У нас пока сделаны для этого лишь незначительные шаги.

Стоит отметить, что украинские послы за рубежом должны выполнять очень много разнообразных функций: не только быть просто представителем Украины, но и делать промоцию Украины. Посол должен делать презентации нашей страны не только инвестиционно и экономически, но и туристически.

Например, Грузия, о которой мы много говорим, делает все для того, чтобы послы ходили на телеэфиры. Недавно во время утренней программы на одном из популярных украинских телеканалов я видел в прямом эфире посла Грузии, который рассказывал факты о грузинской культуре, виноделии, еде... А потом он не просто рассказывал о каких-то дипломатических историях, но и приготовил свое любимое грузинское блюдо. Это меня интуитивно подталкивает поехать в Грузию, попробовать это блюдо, грузинское вино...

Наши послы должны так делать. Им есть что рассказать об Украине, ведь у нас вкусная еда, есть немало городов для визитов... К нам можно приехать на выходные или в тур — «золотой треугольник» — Киев — Львов — Одесса. Конечно, у них для этого должен быть также бюджет, потому что все эти маркетинговые вещи — стоят денег.

На мой взгляд, Государственному агентству развития туризма Украины (ГАРТ) следует подумать над созданием представительских офисов за рубежом, как это сделала Франция. Это поддержка государством бизнеса.

Кроме того, ГАРТ на следующий год стоит выделять средства для диджитал-кампаний по развитию Украины. Например, в Грузии, что интересно, заказали услуги в украинской диджитал-маркетинговой компании, которая для них сделала стратегию продаж зимних и летних услуг. И они через соцсети делали большую промокампанию летнего и зимнего отдыха в странах СНГ и Европы, а также в арабских странах.

В какого порядка государственной поддержке нуждаетесь вы как компания в сфере развития въездного туризма?

— Да, мы нуждаемся в поддержке от государства. Мы как туроператор участвуем в программе выделения грантов для туроператоров, занимающихся внутренним въездным туризмом мы подали свою заявку и рассчитываем, что получим такую поддержку. Ведь во всех странах мира такая поддержка есть. В некоторых странах выплачивалось государством от 70 до 100% их заработной платы. Каждая страна понимает, что коронакризис пройдет и нужно будет дальше создавать рабочие места и развивать въездной туризм.

Кроме того, был создан информпортал для туристов VISIT Ukraine — https://visitukraine.today, на котором собраны важнейшие ответы и полезные ссылки, которые пригодятся для путешествия по Украине. Для нас очень хорошо, что мы можем предоставить этот портал и человек сам уже оценивает, ехать ему в Украину или нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать