Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Когда власть делегирует полномочия общественности

Механизм социального заказа — эффективный инструмент делегирования государственных полномочий
02 июня, 06:36

Что должна сделать власть, которая хочет улучшить управление и эффективно распоряжаться ресурсами, но из-за бюрократии и множества формальных полномочий нет времени, возможности, а иногда и желания это делать? Думаю, что либо расписаться в неспособности и уйти, либо передать ресурсы и полномочия тем, кто по специальности или зову души готов их реализовывать. Так в Сумской области мы сделали год назад, когда создали Областную целевую социальную программу решения приоритетных проблем с использованием механизма социального заказа.

Простыми словами, мы — власть — передали некоторые функции общественному сектору. Коммунальные учреждения и структурные подразделения Сумской ОГА закупили социальные услуги у неправительственных организаций за счет областного бюджета. С тех пор люди, которые осуществляли свою деятельность лишь на собственном энтузиазме (или за средства доноров), начали заниматься этим еще и потому, что областная власть заказала им это как услугу.

Такой механизм очень действенный и апробирован в различных странах мира. В частности, нечто подобное я видел собственными глазами еще в 2005 году во время стажировки в общественных организациях Польши. У них действует система, когда один процент от налогов идет на финансирование деятельности НПО. То есть, их просто «поддерживают деньгами», а полноценно выделяют ресурсы на работу в социальной сфере для решения конкретных государственных задач. В Украине такой опыт отсутствует, ведь бюджет НПО наполняется за счет грантов, членских взносов или благотворительной помощи. Однако сама идея передать предоставление социальных услуг и работу с социально-незащищенными слоями общественным организациям мне очень понравилась. Я нашел единомышленников среди общественных активистов, они уже много лет хотели внедрить механизм социального заказа на Сумщине, однако у них не было достаточной поддержки от органов государственной власти.

О начале работы: что удалось, а что — нет

Мы работали по четырем направлениям. В частности, реализовывали меры по укреплению системы общественного здоровья, социальной адаптация воинов АТО, предоставляли информационные услуги гражданам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, и пытались создать систему внешкольного образования и досуга. Понимание мы нашли и у руководства и депутатов областного совета. На все это из областного бюджета предусмотрели 381 тысячу гривень. Мы намеренно не выделяли миллионов, ведь хотели сначала протестировать новую модель работы. Средства на предоставление стандартизированных услуг мы передали общественным организациям, которые закупали у них, в том числе и через систему ProZorro.

Условно говоря, с тех пор социальным сопровождением, адаптацией и информированием социально незащищенных на Сумщине занимаются общественные организации.

По моему мнению, наиболее удачным стало сотрудничество Областного наркологического диспансера и общественной организации «Клуб «Шанс». В рамках Программы они сопровождали 230 больных опиоидной зависимостью, которые являются пациентами заместительной поддерживающей терапии — предоставляли им консультацию, психологическую и юридическую поддержку, помогали с трудоустройством и ресоциализацией, работали с их близкими и родными.

От этого выиграли все стороны: наркодинспансер получил социальное сопровождение своих пациентов, которое они раньше не могли обеспечить своими силами, общественная организация получила средства на реализацию направления, а пациентов обеспечили качественными услугами. В этом году работа продолжается, а количество пациентов ЗПТ, которые получат социальное сопровождение, увеличили почти вдвое.

Также успешным можно назвать и сотрудничество наших подразделений с Общественным фондом «Сумы». Сейчас они занимаются социальным сопровождением участников боевых действий. Нам совместно удалось реализовать два проекта по информационной поддержке АТОвцев, а также психологической реабилитации бойцов и членов их семей. При этом мы сэкономили много бюджетных средств.

К сожалению, не все участники Программы смогли реализовать практику социального заказа в полной мере. В прошлом году нашим приоритетом в области образования была организация внешкольного досуга для детей региона. У нас не получилось найти НПО или других поставщиков таких услуг, которые организовали бы внешкольный досуг детей, поэтому мы решили внести изменения в Программу и закупить услуги уже в сфере образования взрослых. Была выбрана категория людей почтенного возраста. Я думаю, что именно люди почтенного возраста являются хорошим ресурсом для общества, ведь могут поделиться своими знаниями и опытом и таким образом и самим ресоциализоваться и вернуться к активной жизни. Так что у нас есть хорошая возможность стать первым регионом Украины, который отреагирует на новую государственную политику в области образования и закупит услуги образования для взрослых.

Кроме этого, через механизм социального заказа мы планируем работать и в области молодежи и спорта и сотрудничать с общественными организациями.

Поэтому в 2018 году Программа получила возможность расширить количество приоритетных направлений с четырех до пяти. А финансирование на ее реализацию увеличилось почти вдвое — в этом году в областном бюджете предусмотрели 686 тысяч гривень.

Механизм соцзаказ: как эффективно передать полномочия и сэкономить

Делегирование полномочий от власти к общественным организациям — очень мощный инструмент повышения качества предоставления социальных услуг. Это — мировая практика, которая выгодна с экономической точки зрения. С ее помощью можно уменьшить расходы, мобилизовать общественный потенциал и средства из других источников, в том числе и международных спонсоров. Неправительственные организации привлекают дополнительные финансы, поэтому не нужно содержать персонал, здание, оплачивать коммунальные услуги, отопление и освещение. Мы смогли, не увеличивая количества чиновников и не тратя средства на зарплаты им же, улучшить качество жизни наших граждан. Ведь общественные организации формируют люди, для которых это не просто работа, а призвание — они вкладывают в это собственное время, средства и душу. Именно поэтому их мотивация и эффективность намного выше. Государство же оставляет за собой контролирующую функцию, функцию заказчика и субъекта, определяет нужный спектр услуг.

Наш пилотный проект вызвал большой интерес среди многих органов государственной власти и неправительственных организаций Украины. Благодаря Областной целевой социальной программе решения приоритетных проблем с использованием механизма социального заказа мы вышли на новый уровень взаимоотношений между государством, гражданами и неправительственными организациями. На нашму область обратили внимание мощные международные организации и фонды. Это послужило основой для дальнейшего успешного сотрудничества с Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в части общественного здоровья. На сегодняшний день мы готовы делиться своим опытом и сотрудничать с другими регионами Украины.

Впоследствии расскажу о сотрудничестве с Глобальным фондом, о создании Государственного учреждения «Центр общественного здоровья» у нас в области, и о первом украинском опыте закупки услуг по профилактике социально опасных заболеваний среди наиболее уязвимых групп населения, сопровождению пациентов с туберкулезом и услуг по уходу и поддержке людей, живущих с ВИЧ через систему ProZorro. А также о планах развития системы общественного здоровья для Украины на примере Сумской области и распределении функций профилактики и лечения. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать