Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«К 100-летию Октябрьской революции?»

Понимают ли в Минфине последствия своих налоговых новаций?
03 декабря, 20:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

1 декабря на сайте Министерства финансов был опубликован правительственный проект долгожданной налоговой реформы. Несмотря на то, что наработки Минфина в официальной версии появились только сейчас, содержание правительственной концепции всем давно известно — единая ставка налога для всех «все по 20». В итоге в опубликованном проекте обошлось без сюрпризов — все, что правительственная команда декларировала ранее, легло на бумагу официально представленного проекта.

С вариантом так называемой либеральной налоговой реформы, авторами которой стала группа депутатов во главе с председателем профильного комитета Верховной Рады Ниной Южаниной, общественность имела возможность ознакомиться еще месяц назад. Документ зарегистрирован в конце октября.

Как известно, острая дискуссия вокруг разработанных моделей разделила общество на два лагеря. Доступно описал эту ситуацию координатор инициативы «Первое профессиональное правительство реформ» Андрей Длигач. Эксперт назвал все, что сегодня происходит вокруг бюджетно-фискального процесса в Раде и правительстве «клинчем» двух команд, заложником которого является украинская экономика и народ.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

По словам Длигача, есть условная «команда А, за которую «играют» 110+ депутатов Верховной Рады, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, бизнес, представленный Конгрессом украинского бизнеса, и десятки профессиональных организаций в виде — Коалиции гражданских экспертов. Эта команда пытается запустить модернизацию страны, рассматривая налоговую реформу как стартовый механизм. Поэтому, по словам Длигача, ее удовлетворит лишь победа в виде принятия в ВРУ их либернальной реформы.

За вторую команду — под условным названием «команда Б» — играют Министерство финансов, Кабинет Министров при поддержке МВФ, часть бизнеса, кто-то из «Большой консалтинговой четверки», заручившись, как утверждают открытые источники, поддержкой Бальцеровича и других видных деятелей. Эта команда «болеет» за макроэкономическую стабильность и постепенные изменения. Поэтому их вариант — это «ничего кардинально не менять» или «компромисс», говорит Длигач.

«С самого начала процесса «А» предложили «Б» сотрудничество. «Б» даже провели открытые обсуждения. Но не учли их при формировании своего предложения. Многочисленные попытки «со стороны» и от команды «А» предложить выход из ситуации игнорируются пока стороной «Б». Тем не менее, очевидно, что «Б» уверены, что их предложение — благо для Украины», — рассказывает Длигач. И подчеркивает, что в итоге эксперты «с цифрами в руках доказали»: каждая из сторон не права.

Поэтому единственно правильным вариантом, по мнению Длигача, является собраться этим «двум командам» и выработать одно общее решение исходя из следующего: социальные стандарты в 2016 году не должны снизиться (минимум — задекларированные + 13%), условия бизнес-климата должны улучшиться (ВВП показать прирост на 6% в 2016-м), а ГИС — перестать быть карательным органом, и стать — сервисным.

Если этого не сделать, прогнозирует Длигач в комментарии «Дню»: во-первых, ни одна из реформ не пройдет голосование в парламенте — даже под визит Байдена. Во-вторых, бизнес не воспримет ни отсутствия изменений, ни повышения налогов согласно предложениям Минфина, поэтому придет под стены Кабмина. В-третьих, коалиция будет валиться. И, наконец, в-четвертых, вернется стагнация экономики.

Мы в «Дне» пошли «дальше» и попытались заглянуть, а что же ждет страну, которая в 2016 году все же будет жить по одному из предложенных вариантов реформ.

Так вот «либеральная» реформа, если «доверять» авторитету всемирно известного ученого-экономиста, с которым газета «День» опубликовала недавно интервью, — Эрика Райнерта, завершит начатую деиндустриализацию и превратит нас в страну-экспортера... мозгов: работы здесь не будет, молодежь выедет.

Минфиновский же вариант налоговой реформы с фридмановской философией единой налоговой ставки «все по 20», которая, таким образом, фактически карает часть населения с низким уровнем доходов и приносит пользу богачам, — это ничто иное как бэкграунд для ремейка революции 17-го года к ее 100-летию в 2017-м. Расписывать, что ждет на нас в этом случае, думаю, не следует. Каждый, кто захочет, может просто открыть учебник по истории. И не поленитесь, проведите параллели между политическими поражениями УНР и тем, что пережили люди в 1933-м.

КОММЕНТАРИИ

«МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПРОИГНОРИРОВАЛО САМЫЙ БОЛЬШОЙ РЕСУРС, КОТОРЫЙ ЕCТЬ У ПОСТМАЙДАНОВСКОЙ УКРАИНЫ»

Валерий ПЕКАР, соучредитель Гражданской Платформы «Нова Країна»:

— Министерство финансов проигнорировало наибольший ресурс, который есть у постмайдановской Украины, — общественные активисты. Гражданское общество бесплатно и качественно выполнило бы большую часть работы, а Минфин бы модерировал, направлял и подпитывал процесс, а затем представил бы результаты от своего имени. Но альянс не сложился.

А мог сложиться. Целевая команда налоговой реформы сначала собрала вокруг себя огромный круг специалистов. Но когда дошло до написания проекта налоговой реформы, Минфин сказал: все, благодарю, все свободны, дальше мы сами. Разочарованное гражданское общество пошло своим путем, сначала консолидировало свою позицию (все начиналось с 12 разных проектов, а завершилось одним общим), а затем объединив усилия с профильным парламентским комитетом.

Не секрет, что на низовом уровне в Минфине очень мало новых людей с новыми ценностями, которые могли бы квалифицированно выполнить такую работу: качественные кадровые изменения зацепили лишь верхушку министерства. Поэтому не исключено, что слухи о подготовке минфиновского налогового кодекса какой-то большой консалтинговой компанией в конечном итоге подтвердятся.

Причина того, что альянс не сложился, — в недоверии. Не все поняли, что общество изменилось, и не все доверяют этим изменениям. Как сказал Алексей Геращенко, не все поверили, что Майдан был настоящей. А кто не верит в Майдан, тот не может организовать «внутренний Майдан» у себя, чтобы навсегда попрощаться с постсоветским прошлым.

«ВОПРОС НЕ В СТАВКАХ, А В СОХРАНЕНИИ СТАРОЙ СИСТЕМЫ»

Илья НЕСХОДОВСКИЙ, главный эксперт группы «Налоговая реформа» Реанимационный пакет реформ:

— Снижение ставок четырех основных налогов до 20% — не является настолько важным, как другие подходы в поданной Минфином налоговой реформе. Почему? Там остались коррупционные схемы, например, при возмещении НДС — так и остался ручной режим возмещения. Не внедрен электронный кабинет налогоплательщика. Очень дискуссионный вопрос упрощенной системы налогообложения, потому что малый бизнес — это, в первую очередь, вопрос занятости, потому важно дать ему возможность спокойно заниматься и не иметь проблем с бухгалтерским учетом. То есть должно было бы быть максимальное упрощение, а этого в предложенной Минфином реформе нет. Там уничтожается упрощенная система для юридических лиц, а для физических лиц — условия ее использования очень ограничены. Есть вопрос существенного увеличения штрафных санкций за неподачу налоговой отчетности. Но разве это настолько огромное нарушение, чтобы за это брали с бизнеса 1700—5000 гривен? Это полностью убьет мелкое предпринимательство.

У меня такое ощущение, что Минфин, понимая, что на таких налогах в следующем году не наполнится бюджет, будет делать это за счет увеличения сумм взыскания штрафных санкций...

Еще один негатив предложенных Минфином изменений — оставить налоговую милицию, переименовав ее в службу финансовых расследований, но при этом — увеличить полномочия... Контролирующие функции у низших проверяющих органов остаются, потому и проверки и давление на бизнес остаются.

Вопрос не в ставках, а в сохранении старой системы, которую хотят усилить, контролируя фискальными функциями. Это — самый больший негатив предложенных изменений, который не воспринимается никем, кроме Минфина...

Налоговое давление на малый бизнес увеличивается, а для большого бизнеса — нет (даже, если просмотреть раздел о трансфертном ценообразовании (чтобы не выводить капиталы за границу и платить государству все налоги), то изменений нет.

Один пример, откуда можно брать деньги в бюджет без вреда мелкому и среднему бизнесу — это задолженность «Укрнафти» перед бюджетом — свыше 10 миллиардов гривен, а поступления от «упрощенки» — 8 миллиардов гривен. Если правительство так хочет дополнительных доходов в казну, то, пожалуйста, пусть сделает так, чтобы государственное предприятие наконец оплатило все налоги.

«В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ МИНФИНОВСКОГО ВАРИАНТА ИЗМЕНЕНИЙ, В 2016 ГОДУ ПРОДЛИТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАДЕНИЕ»

Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:

— Единая ставка основных налогов — это «плагиат» с эстонской налоговой системы (кроме ЕСВ, в Эстонии         — 50%). Такое изменение увеличивает налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, граждан и практически не задевает большой. В частности, предлагается ставку НДС 20% для всех без исключения предприятий. Хотя сейчас те, у кого годовой товарооборот — до 3 миллионов гривен имеют 0%. Физические лица-предприниматели, которые сейчас сформированы в 4 группы, по плану Минфина перегруппировываются в три (А, Б, В), а самозанятые предприниматели (могли нанимать до 10 человек) тоже переводятся на общие условия налогообложения. Снимается и льготный режим НДС для АПК. Существенно увеличены акцизы на разные группы товаров от 1,5 до 2 раз, что справедливо, потому что алкоголь и табак слишком доступны для молодежи. Впрочем, в сумме все эти «новации» вместе с налогом на дорогие автомобили смещают вектор налогового давления на граждан, а малый и средний бизнес лишают всех льгот.

Не будет и детенизации благодаря снижению до 20% ставки налога на доходы физических лиц и выравнивания ставки ЕСВ. Остается льготный режим для минимальной зарплаты, которая будет стимулировать работодателей указывать именно эту зарплату в отчетности, а остальное платить в конверте. Детинизировать экономику поможет лишь серьезная пенсионная реформа и внедрение второго и третьего уровней накопления.

Все это приведет к снижению реального уровня жизни людей, деловой активности и внутреннего потребления. В случае принятия минфиновского варианта изменений, в 2016 году продлится экономическое падение.

«ЕСЛИ ЯЦЕНЮК В СЛУЧАЕ НЕПРИЯТИЯ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ И БЮДЖЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВА ОПЯТЬ НАЧНЕТ ШАНТАЖ ОТСТАВКОЙ, ТО...»

Данила МОНИН, соавтор «либеральной» налоговой реформы, зарегистрированной во ВРУ Председателем комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной:

— Правительство пугает то тем, что МВФ прекратит с нами работу, то тем, что без бюджета страна не сможет жить в будущем году.

Давайте трезво посмотрим на вещи и ответим себе на вопрос: а что если налоговая реформа от Минфина и бюджет на 2016 год не будут приняты?

По поводу первого пункта — я думаю за два дня изучения бизнесом налогового творения правительства — ответ известен: принятие кодекса Минфина введет экономику в ступор, и намного лучше его не принимать чем принимать.

Теперь давайте оценим риски неприятия бюджета.

— Да, МВФ будет недоволен. Но разве он сейчас доволен? Когда есть только обещания реформ и нет реальных реформ по сути, за исключением реформ полиции и электронных закупок, которые тоже тормозятся.

— Риск невыполнения доходной части бюджета — практически отсутствует — за счет инфляции в будущем году, без реформ, бюджет наберет минимум 80—100 млрд. гривен дополнительных денег в бюджет

— С расходами — еще лучше. В случае неприятия бюджета — расходы бюджета останутся на уровне расходов 2015 года. Разве это не прекрасно? Это — замечательный шанс резко минимизировать перераспределение денег бизнеса через государство!

С учетом того, что в этом году по итогам 10 месяцев бюджет имеет еще и профицит в 29,3 млрд гривен — можно говорить о профиците на 2016      год — в размере 100 млрд гривен!!! И этот факт реально позволяет снижать налоговую нагрузку на бизнес!

Общий итог: рисков государству от неприятия бюджета нет и страшилки безосновательны.

Так что если Яценюк в очередной раз начнет пугать своей отставкой в случае непринятия налоговой реформы Минфина и бюджета — можно смело принимать его отставку...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать