Газовый компромисс
Детали нового транзитного соглашения между Украиной и РоссиейЗа сутки до Нового года «Газпром», «Нафтогаз» и новосозданный Оператор ГТС Украины в конце концов подписали пакет соглашений о транзите. Они будут действовать следующие 5 лет, но могут быть пролонгированы еще на 10 лет на аналогичных условиях.
«Мы в «Нафтогазе» называем это компромиссом. Вполне приемлемым компромиссом, который в той или иной мере удовлетворяет обе стороны... Надеемся, что это соглашение положит начало так называемым win-win отношениям, когда все довольны, когда все что-то получат», — заявил на брифинге 31 декабря глава правления НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев.
Очевидным компромиссом с российской стороны является уплата в интересах «Нафтогаза» почти 3 млрд долларов долга согласно решению Стокгольмского арбитража. И эти средства уже перечислены. Кроме того, компании заключили мировое соглашение, отказавшись от всех взаимных претензий. Таким образом, Украина отказалась и от требования около 12 млрд долларов в новом арбитраже. Но в «Нафтогазе» объясняют: в отличие от уже выигранных 3 млрд долларов, 12,2 млрд — это только исковые требования.
«Этот новый арбитраж украинская сторона обменяла на новое транзитное соглашение. Это именно та тактика и стратегия, которую команда «Нафтогаза» занимала в течение нескольких последних лет. Природа этого нового арбитража — нежелание РФ продолжать использовать нашу транспортную систему, но поскольку «Газпром» согласился на это, в обмен на это мы отказались от иска. Это главный элемент соглашения», — объясняет Коболев.
«Новые иски на 12,2 млрд долларов базировались преимущественно на ожидании, что транзита не будет. А поскольку транзит есть, как факт, то мы не можем предъявлять «Газпрому» эти новые исковые требования. Как автор этого иска я могу сказать, что в принципе решение отказаться от новых исков в обмен на сохранение транзита было экономически обосновано», — добавляет исполнительный директор НАК «Нафтогаз України» Юрий Витренко.
Итак, согласно новому контракту, минимальные гарантированные объемы прокачки составят 65 млрд кубометров газа в 2020 году и по 40 млрд кубов в последующие 4 года. При этом фактические объемы могут быть выше.
В частности, в 2020 году, как считает Андрей Коболев, через украинскую трубу «Газпром» прокачает в пределах 75 млрд кубометров. Потому что благодаря американским санкциям Россия просто не успеет достроить свой обходной газопровод «Северный поток 2». А вот Турецкий поток уже ввели в эксплуатацию, и он заберет из украинского маршрута до 15 млрд кубов. В прошлом году через нашу ГТС транзитировали около 90 млрд за год, следовательно, в этом году можно ожидать до 75 млрд. Это на 10 млрд кубов больше гарантированных поставок. И за дополнительные объемы «Газпром» будет платить более высокий тариф.
«Тарифы устанавливались украинским регулятором в соответствии с европейскими правилами. Эти тарифы в течение пяти лет останутся неизменными. Если будут споры, они будут рассматриваться арбитражем по шведскому праву», — объяснил Андрей Коболев.
Интересно, что в отношениях с «Газпромом» будет действовать правило «качай или плати». То есть за транзит гарантированных объемов газа российская компания должна будет платить в любом случае. При этом дополнительные объемы с большей гибкостью бронирования будут оплачиваться по более высокому тарифу.
«Это первый раз в истории Украины, когда «Газпром» заключил контракт на транзит по европейскому принципу «качай или плати». До этого только закупки газа у «Газпрома» покрывались похожим, но невыгодным для Украины и выгодным для России принципом «бери или плати», — заметил Юрий Витренко.
В обновленном формате сотрудничества с «Газпромом» «Нафтогаз» выступил в новой для себя роли — фактически посредником между российским монополистом и новосозданным оператором ГТС Украины.
«Подписание соглашения не между операторами было нестандартным элементом. «Газпром» не был готов брать на себя риски неэффективного украинского законодательства. Поэтому буфером, гарантом стал «Нафтогаз», — объяснил глава правления НАК «Нафтогаз України».
При этом львиная доля доходов от транспортировки будет идти Оператору ГТС. А «Нафтогаз» за организацию транзита будет получать менее 10%.
Зато о контрактах по закупке топлива у «Газпрома» «Нафтогаз» переговоров пока не ведет, отмечает глава украинской компании. Вероятно, импорт из России и не понадобится. Ведь с введением европейских правил в новом транзитном контракте для Украины открывается возможность так называемого виртуального реверса. То есть физически импортировать топливо из ЕС будет уже необязательно. Необходимые объемы можно будет замещать из российского транзита.
«Уже сейчас доступен виртуальный реверс из Польши. Это значит, что, например, сегодня идет транзит из Украины в Польшу в объеме 9 млн кубов газа в сутки. Мы фактически можем сейчас импортировать без необходимости вывозить этот газ на территорию Польши. Так называемый виртуальный реверс. Не надо уже строить дополнительные газопроводы. Если есть транзит, соответственно, виртуальный реверс может обеспечить полностью все потребности Украины в импорте газа», — объясняет генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон.
«Это будет достаточно серьезным прорывом. Это будет означать, что на всех точках присоединения к ЕС начали действовать европейские правила, которые, среди прочего, предусматривают и виртуальный реверс», — добавляет и Андрей Коболев.
Реверсные же мощности на западе можно задействовать для более активного обмена газом между европейскими компаниями. Для них это прекрасная возможность накапливать дополнительные объемы газа к отопительному сезону, а для Украины — доходы и интеграция в энергорынок ЕС. Поэтому специалисты успокаивают: в металлолом наша ГТС не превратится при любых объемах российского транзита.
От избежания новой газовой войны выигрывает не только Украина, но и Европа, убежден Андрей Коболев. Ведь в случае остановки транзита цена на газ выросла бы. Зато теперь цена на газ на европейском, а следовательно и украинском рынке может даже снизиться. От этого выигрывают в первую очередь рядовые потребители газа.
Выпуск газеты №:
№2-3, (2020)Section
Экономика