Формула для неравенства
Как согласовать земельные интересы фермеров и агрохолдингов? Эксперт считает, что это возможноМожно с уверенностью сказать, что для Президента Украины Петра Порошенко провалы памяти не характерны. Тем не менее, после многочисленных обещаний (как дома, так и на международном уровне) провести в стране земельную реформу он, находясь в минувшую пятницу в Тернополе и ставя украинскому парламенту главные маяки на следующий политический сезон, назвал в их числе реформы здравоохранения, образования и пенсионную реформу и даже пообещал, что через несколько недель будет завершена судебная реформа. Но о земельной реформе, выходит, запамятовал. И, по-видимому, не случайно. В стране распространились слухи, что МВФ якобы изъял из меморандума с Украиной свое требование о введении с 2018 года рынка земли.
А 7 июля, всего за неделю до закрытия парламентской сессии, премьер-министр Владимир Гройсман также говорил об этой долгожданной и важной реформе. Но довольно осторожно. Так, он сообщил, что законопроект о земле «на 90% концептуально готов» и после обсуждения с общественностью будет внесен в парламент. «Сейчас я не могу сказать, какие это будут сроки, — не смог уточнить премьер. — Но точно знаю, что очень важно учесть мнение украинцев, а особенно тех, кто являются собственниками земли. Я хочу провести земельную реформу в интересах украинского фермерства», — подчеркнул премьер. Это, как говорится, теплее, то есть ближе к реалиям.
БИЗНЕС-СРЕДА ОТСРОЧКУ НЕ ПРИЗНАЕТ
Вот только о собственниках земли не совсем понятно. Потому что у них могут быть различные, а в чем-то, возможно, и диаметрально противоположные интересы. Так, в ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» 10 июля заявили, что бизнес-среда однозначно негативно отреагирует на возможную отсрочку открытия рынка земли. Как отмечается в сообщении УКАБ, невозможно ожидать ситуации, когда все компании будут полностью готовы к открытию рынка земли, а важно понимать, есть ли критическое большинство.
«С нашей точки зрения, пока оно есть, — отмечает гендиректор УКАБ Тарас Высоцкий. — Члены нашей организации понимают плюсы и минусы открытия рынка земли, но преимуществ в долгосрочной перспективе гораздо больше. Мы обсуждали, что административного переходного периода в полгода вполне достаточно. Большинство компаний готовы к старту уже сейчас».
ПОБЕДА ПРАВДЫ И ДОБРА
Противоположная позиция у президента Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины Ивана Томича. Отвечая на вопрос «Дня» о том, как он рассматривает отсрочку с принятием закона об обороте сельхозземель и других законов, обеспечивающих проведение земельной реформы, он сказал: «Думаю, это победа правды и добра над злом».
«Наша задача не допустить трагедии украинского, его обезземеливания, — продолжал он, — а тем временем решить все необходимые для сохранения украинского фермерства вопросы. И кое-что у нас уже получается. Мы вышли на диалог с премьером и получили заверение, что к 1 августа фермерские хозяйства получат государственную поддержку на три года. За эти годы мы должны в 3-5 раз увеличить количество фермерских хозяйств и соответственно государственную поддержку. Это будет первым шагом для того, чтобы изменить ситуацию относительно возможности введения рынка земли».
«Наша задача стоит так, чтобы состоятельный украинский фермер имел вокруг себя не менее состоятельную инфраструктуру и кредитную систему, а главное — собственные средства, за счет которых он мог бы включиться в работу рынка земли, — говорит Томич. — Сегодня мелкий фермер чрезвычайно беден и потому уходит с рынка. Уверен, не подготовленная как следует продажа земли его окончательно добьет, как и всю Украину».
«Мы хотим реформы земельных отношений, исходя из сегодняшних обстоятельств и при наличии четкого плана действий и понимания того, что нужно делать. Если власть не будет загонять село в тупик, а будет с нами работать, мы надеемся, что через пять лет будем иметь другую среду и другую ситуацию в селе. И тогда мы станем одними из инициаторов и главных сторонников рынка земли», — надеется лидер фермерского движения.
«Да, через пять лет, — добавляет он. — Три года — это только первый этап государственной поддержки фермерских хозяйств. Но в эту государственную программу мы вкладываем далеко не все, что необходимо фермерам. Нужно принять еще немало законов и подзаконных актов, в том числе обеспечить формирование бюджетов. Мы предлагаем сформировать консолидированный бюджет поддержки фермеров хотя бы на три года. А для этого необходимо внести изменения в налоговую политику, ведь ту, которая фермеров устраивала, уничтожили. Это фиксированный налог и льготы по НДС. Нам необходима стабильная и долговременная налоговая политика. И пяти лет может не хватить, чтобы разгрести все эти завалы. Придется от зари до зари работать пять лет, чтобы затем открыть рынок земли».
В СПИСКЕ УСЛОВИЙ ТРАНША ИЗМЕНЕНИЙ НЕТ
Но в тот же день, когда «День» разговаривал с Томичем, руководитель проекта «Программы инвестиций в ресурсоэффективность в Украине» Международной финансовой корпорации (IFC) Хайнц Штрубенхофф сообщил, что требование МВФ о проведении в Украине земельной реформы и снятии моратория на продажу земель остается в силе. «Представитель МВФ сообщил, что правительству и частному сектору необходимо больше времени для определения общих целей и снятия внутренних разногласий. Но требование земельной реформы, включающее снятие моратория на продажу земли в январе 2018 года, остается в списке предварительных действий для получения очередного транша осенью этого года», — написал Штрубенхофф на своей странице в «Фейсбук».
Если верить его информации, то задача правительства существенно усложняется. Проблему теперь можно описать с помощью неравенства, где против фермеров и правительства выступают в данном вопросе не только агрохолдинги, но и МВФ. Сумеет ли правительство решить эту задачу в соответствии с национальными интересами Украины?
Павел КАЛЕНИЧ: Сегодня ставить вопрос об отмене моратория, когда нет прозрачного закона о рынке земли и видения, кто может и даже должен, а кто не имеет права эту землю приобретать, очень опасно. Но рынок земли, конечно, должен быть. Причем соответствующий закон должен пройти очень серьезное обсуждение, в том числе и в экспертной среде. Самая большая проблема сегодня в том, что люди не ощущают, что закон о свободном обороте земли принесет им пользу. И у меня самого это тоже вызывает большие сомнения. Хорошо бы, чтобы государство оказывало финансовую поддержку тем, кто хочет купить землю, чтобы работать на ней. Но пока это только разговоры, реклама
Доктор юридических наук, заведующий сектором отдела проблем аграрного и земельного права Института государства и права им. Корецкого Павел Кулинич в этом не сомневается. «Примирить интересы агрохолдингов и мелких производителей вполне возможно», — сказал он «Дню». Во-первых, у самих холдингов сегодня нет единства. Половина из них за открытие рынка земли, как правительство это предлагало вначале — с 1 января 2018 года, объясняет ученый. Другая половина колеблется или вообще выступает против, хотя для них эта проблема не критична, и с их стороны сопротивления, по мнению Кулинича, конечно, не будет.
ТРЕБУЕТСЯ СЕЛЬСКИЙ ОМБУДСМЕН
А вот фермеры, по его словам, были принципиально против до тех пор, пока правительство не заверило их, что будет создана программа финансово-кредитной поддержки. Все ее параметры пока не известны, но рабочая группа, созданная чуть ли не тайно с участием аграрных ассоциаций, включая и фермеров, а затем и представителей правительства, в ближайшее время их обнародует.
Но кое-что уже известно. Для того, чтобы фермеры могли сохранить земли, которые они сегодня обрабатывают, им будет предоставлена возможность сразу же выкупить с помощью льготных кредитов до 200 гектаров земли на одного члена фермерского хозяйства, а если их, например, трое, то это уже 600 гектаров. Это дает им гарантию от вытеснения агрохолдингами и от рейдерских захватов, о которых мы много слышим в последнее время, говорит доктор наук.
В дополнение к закону об обороте сельхозземель и о финансовой поддержке мелких и средних агропроизводителей Кулинич разработал законопроект о введении в Украине института земельного омбудсмена. Он будет обязан защищать интересы крестьян — мелких земельных собственников, и для этого получит по закону соответствующие и довольно широкие полномочия.
Кулинич считает, что все три названных законопроекта следует рассматривать и принимать в одном пакете. Он предполагает, что после открытия рынка земель 10% сегодняшних мелких собственников выйдут на этот рынок. Но их обязательно будут обманывать, предлагать различные незаконные схемы. Правительство их не защитит, да они на него и не надеются — не доверяют. А им надо гарантировать дополнительную, а главное — надежную защиту. Этим и должен заняться омбудсмен и его органы на местах, — предлагает ученый.
МОРАТОРИЙ: МЫ ОТМЕНЯЕМ, А ПОЛЬША ВВОДИТ
А что думают по поводу земельной реформы и рынка земли сами фермеры? Руководитель фермерского хозяйства «Ольгопиль» (Чечельницкий район Винницой области) Павел Каленич сказал «Дню»: «Сегодня ставить вопрос об отмене моратория, когда нет прозрачного закона о рынке земли и видения, кто может и даже должен, а кто не имеет права эту землю приобретать, очень опасно. Но рынок земли, конечно, должен быть. Причем соответствующий закон должен пройти очень серьезное обсуждение, в том числе и в экспертной среде. «У меня большой опыт (28 лет руковожу агропредприятием, с 1998 года депутат областного совета), но я не могу сказать, кто сегодня в селе готов и может покупать землю, — подчеркивает Каленич. — По крайней мере, молодой человек, закончивший институт и действительно желающий жить и трудиться в селе, ее точно не купит. Самая большая проблема сегодня в том, что люди не ощущают, что закон о свободном обороте земли принесет им пользу. И у меня самого это тоже вызывает большие сомнения. Хорошо бы, чтобы государство оказывало финансовую поддержку тем, кто хочет купить землю, чтобы работать на ней. Но пока это только разговоры, реклама. А какая реклама идет по телевизору в пользу рынка земли?! Наше государство сравнивают с очень бедными странами, где земля не продается — с Северной Кореей, Кубой и т.д. Но в апреле этого года не где-нибудь, а в Польше тоже приняли мораторий на продажу земли. И только по той причине, что поляки сейчас не имеют достаточно средств, чтобы выкупить землю. А вот иностранцы это могут сделать легко. Поэтому мораторий там приняли на пять лет. А у нас, в обстановке войны и при тотальном обнищании людей, вводить свободный и абсолютно не контролируемый рынок, по моему мнению, повторяю, — очень опасно».