Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Единое небо Европы... все еще без Украины

Эксперты: Соглашение об общем авиационном пространстве может быть подписано на саммите Украина-ЕС в октябре этого года
27 июля, 19:35

Премьер-министр Денис Шмыгаль во время рабочего визита в Брюссель заявил, что необходимо найти возможность подписать соглашение о совместном авиационном пространстве с ЕС как можно скорее.

Во время встречи глава правительства выразил надежду, что в ближайшее время удастся начать работу над Общей декларацией Шестого Саммита Восточного партнерства.

Шмыгаль подчеркнул, что стороны должны приложить максимум усилий для реализации тех задач из «20 достижений до 2020 года», которые до сих пор остаются невыполненными: «Я говорю о подписании Соглашения о совместном авиационном пространстве. Необходимо найти возможность подписать это соглашение с Украиной как можно скорее».

Также он отметил, что рассчитывает на поддержку Европейской Комиссии в этом вопросе.

«Это будет способствовать дальнейшему развитию украинской авиационной отрасли, увеличению количества полетов и пассажирских перевозок», — добавил глава правительства.

Напомним, что Европейское общее авиационное пространство (ОАП) — двустороннее соглашение между ЕС и третьими странами, устанавливает общие стандарты безопасности и либерализует рыночные отношения в сфере авиации, позволяя эффективнее и безопаснее использовать воздушное пространство.

Переговоры по Соглашению начались в 2007 году. К тому времени ЕС уже подписал такие соглашения с другими странами, однако Украина оказалась случаем нетипичным, поскольку имела собственную развитую авиационную отрасль, и согласования всех юридических и технических норм потребовало гораздо больше времени. В конце концов, финальный текст Соглашения Украина и ЕС парафировали только через 6 лет, во время того самого Вильнюсского саммита 2013 года. Далее должны быть подписание и ратификация, однако этого до сих пор не произошло.

Подписание соглашения было заблокировано из-за конфликта между Великобританией и Испанией о статусе аэропорта Гибралтара.

И хотя выход Великобритании из Евросоюза открыл перед Украиной новое окно возможностей для подписания и ратификации Соглашения об Общем авиационном пространстве с ЕС, европейцы в прошлом году заявляли, что пока не знают, когда будет подписан договор с Украиной.

Руководитель команды экспертов проекта SAFER-U Кахи Кваташидзе отмечает, что даже после подписания соглашения об «открытом небе» Украине нужен переходный период.

«Не надо думать, что сразу после подписания, завтра все будет работать. Надо пройти переходный период. Имплементировать все регуляции, научить людей и все сертифицировать. Например, Грузия после подписания до сих пор продолжает осуществлять мероприятия по соответствию с ЕС», — отметил он.

Стоит отметить, что внедрение Украиной Соглашения предусматривает два переходных периода, а все ограничения на перелеты между ЕС и Украиной для украинских и европейских перевозчиков снимаются уже во время первого из них.

В дальнейшем упрощение доступа на рынок и создание прозрачных унифицированных правил будет способствовать повышению конкуренции и снижению цен для пользователей, а также развитию региональных аэропортов. Приведение технических стандартов в соответствие со стандартами ЕС будет способствовать безопасности полетов.

Эксперты говорят, что ОАП можно сравнить с зоной свободной торговли в сфере авиации. Соглашение направлено на установление единых стандартов и либерализации рынка воздушных перевозок.

В частности, в украинском варианте оно предполагает, что после полной имплементации европейские перевозчики будут иметь неограниченные коммерческие права на выполнение перелетов между аэропортами Украины и Европейского Союза и между аэропортами внутри нашей страны, а украинские — между аэропортами Украины и Евросоюза и между странами ЕС, правда, без права на внутренние перелеты в самих странах-членах.

Неограниченные права здесь означат гораздо упрощенную процедуру доступа авиаперевозчиков к маршрутам перевозок, когда для выполнения того или иного рейса фактически нужно договариваться только на уровне аэропортов, без прямых переговоров и согласований между авиационными регуляторами и МИД. Чтобы понять, насколько важно такое упрощение, стоит посмотреть, как это работает в отношениях со странами, сообщение с которыми не либерализовано.

Например, в 2019 году авиационные власти Украины и Франции договорились увеличить количество рейсов по маршруту Киев-Париж до 18 рейсов в неделю. Прямое общение авиационных регуляторов тоже понадобилось, чтобы назначить дополнительного перевозчика, имеющего право выполнять рейсы между Францией и Украиной, или дополнительную точку для сообщения между Украиной и Чехией. С присоединением Украины к САП все эти процессы будут происходить значительно быстрее и проще.

Так сейчас организуются сообщения с Австрией, Болгарией, Грецией, Эстонией, Ирландией, Испанией, Литвой, Люксембургом, Польшей, Румынией, Словенией и Словакией, с которыми Украина имеет двусторонние соглашения об отмене всех ограничений (фактически двусторонний ОАП). После Соглашения о ОАП такой режим будет работать для всех стран ЕС. Кроме того, ОАП даст доступ украинским перевозчикам к внутренним перелетам между странами ЕС.

Заместитель руководителя Офиса президента Украины Игорь Жовква в интервью агентству Интерфакс-Украина заявил, что украинская сторона ожидает заключения соглашения об общем авиационном пространстве на саммите Украина-ЕС, который планируется в октябре этого года.

«Всем было известно о проблеме между Великобританией и Испанией из-за статуса аэропорта Гибралтар. С выходом Великобритании из ЕС эта проблема нивелирована. Сейчас идут последние технические переговоры. Свою формулировку о статусе аэропорта должна предоставить Испания. И у нас есть конкретная цель, чтобы во время саммита Украина-ЕС в октябре это соглашение, наконец, был заключено», — отметил он.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать