Еда как магнит
Как крафтовый бизнес может привлекать туристов и создавать добавленную стоимость для громад30% всего объема валового внутреннего продукта Украины составляет сельскохозяйственная продукция, и это без переработки. До сих пор сельское хозяйство остается крупнейшим работодателем в деревне. Его развитие и наращивание мощности по переработке продукции дают возможность не только развиваться самому предприятию и создавать новые рабочие места, но и привлекать туристов и увеличивать потенциал громад. Об этом и не только шла речь на двухдневном туристическом форуме VinTourism, который на днях прошел в Виннице. Представители и представительницы отелей, зеленых усадеб, ресторанов, общественности и власти обсуждали перспективы внутреннего туризма, к развитию которого побудила пандемия коронавируса. И, как оказалось, не последнюю скрипку в привлечении туристов в село может сыграть именно сельскохозяйственный бизнес, в частности производство вкусных крафтовых продуктов.
«Лето показывает, что украинский турист жаждет отдыха в экоусадьбах, подальше от городской суеты и интернет-сетей. Но он хочет получить не только определенный уровень сервиса, инфраструктуры, но и эмоцию, причем вкусную, к примеру, от вкушения крафтовых продуктов и хорошего вина. Туристы готовы подниматься в горы, чтобы посмотреть на процесс производства брынзы. Хотят порыбачить на фермерских хозяйствах и самостоятельно приготовить рыбу. Мечтают просто устроить тихий отдых в единении с природой, — рассказывает президент Винницкого клуба деловых людей Надежда Лисецкая. — То есть пандемия и карантин внесли значительные коррективы в жизнь всей планеты, а в туристическую сферу больше всего. Но одновременно эта непростая ситуация сформировала у людей запрос на свое-родное, определенную аутентику. И пока зеленый, крафтовый туризм становится достаточно востребованным. Поэтому главное воспользоваться этой ситуацией, улучшить сервис и усилить информационную кампанию. В этой плоскости подставить плечо бизнесу должна власть. Однако, как мы видим, часто фермеры за свои средства и своими силами прокладывают дороги в селах и создают промокампании для громад, представляя гастротуры и вкусные фестивали».
КРАФТОВЫЙ КЛОНДАЙК ВИНА И ВКУСА
Собственно, именно вкусный отдых сейчас достаточно популярен среди украинских туристов, которые посещают Закарпатье. Это показывает опыт туристического проекта «Дорога вина и вкуса», который имеет целью развитие территорий Закарпатской области как этногастрономических туристических дестинаций. О сути на туристическом форуме в Виннице рассказывал продюсер туристических продуктов, эксперт по digital-туризму Алексей Медведев. По его словам, проект прежде всего призван помочь локальному бизнесу создать действенную систему по обеспечению края туристами круглый год, в том числе и с использованием географических указаний в соответствии с Соглашением об ассоциации Украина — ЕС. Ведь регистрация географических указаний не только открывает производителям новые торговые возможности, но и помогает сохранить местные традиции, способствует развитию сельских территорий и повышает туристическую привлекательность регионов. Поэтому на Закарпатье акцент в рамках проекта решили сделать на виноградарском и винодельческом деле, которое имеет серьезный бэкграунд и тысячелетнюю историю, но до сих пор остается малоизвестным даже для самих украинцев. Конечно, добавить сюда сотни уникальных локальных блюд.
«Главная цель — поднять авторитет крафтовых продуктов Закарпатья. Для этого мы создали общественную союз из числа представителей бизнеса. Это в основном виноделы, производители мяса и молочных продуктов, сыроделы и рестораторы, которые популяризируют локальную кухню и возрождают кулинарную культуру Закарпатья, — рассказывает Алексей. — Объединяясь, они притягивают к себе производителей различных мощностей. Мотивируют и побуждают мелких производителей получать лицензии и производить сертифицированные продукты, которыми можно безопасно угощать туристов, прокладывать эногастрономического маршруты и комплексно развивать территорию. Но, к сожалению, есть проблема с «серым» бизнесом, отказом от сертификации, от уплаты налогов. Таким образом эти игроки, которые не хотят нормально и легально развиваться на европейском уровне, в будущем продолжат обесценивать усилия других добросовестных производителей в глазах туристов, которые приезжают в любую точку Закарпатья.
Например, турист приехал, отравился вином, которое сделали в грязном подвале с добавлением порошка и «отстояли» в пластиковой бутылке на солнце, и не поедет в Закарпатье. Мы же предлагаем альтернативу. Вступить в союз, работать честно и поднимать авторитет Закарпатья как крафтового клондайка, продолжая производить уникальный продукт. В будущем надеемся, что этот «черный / серый рынок» будет нейтрализован или он просто исправится».
Идею проекта «Дорога вина и вкуса Закарпатья» крафт-производители Карпат начали внедрять почти одновременно с бессарабскими коллегами. Как отмечает Алексей, благодаря подобному проекту локальный одесский бизнес сможет привлечь не только туристов, но и нарастить прибыль. В рамках инициативы «Дорога вина и вкуса» украинских Бессарабии или Закарпатья каждый регион имеет возможность превратиться в туристический центр, в котором местные власти вкладывать средства в инфраструктуру, проведение гастрофестивалей. А гастрономические сувениры в виде вина могут быть на кухне многих украинцев. Кстати, именно вкусная эмоция-воспоминание побуждает туриста вернуться в регион, на конкретную локацию, чтобы снова ее уловить. А так привлекаются постоянные клиенты, которые готовы искать крафтовый отечественный продукт в супермаркетах своего города или заказывать его непосредственно у производителя и получать по почте.
ГАСТРО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ
Общая тенденция к популяризации своего локального продукта побудила крафтовых производителей к интересным инновациям. Так, в Хусте решили одним проектом решить сразу три вопроса: построить дорогу и обустроить информационную площадку на Замковой горе, поддержать развитие местного театра и создать рекламу продуктов местных товаропроизводителей и кухни через организацию гастротура.
Для этого Закарпатский областной театр драмы и комедии представил «Легенду о разбойнике Пинте» под открытым небом. В интерактивном формате они работают на трех локациях и поднимаются с туристами на Замковую гору. Там рассказывают о событиях 17 века и приглашают на угощение. Стол накрывают местные рестораторы с товаропроизводителями. Каждый турист имеет возможность не только попробовать закарпатские вкусности, но и приобрести крафтовые продукты с собой — и вспомнить, как хорошо в Хусте, за вкусным ужином уже у себя дома.
«Это реальный новый туристический продукт и вкусный магнит города. По моим ощущениям во время первого дня проекта было под 200 зрителей, которые шли за театром до самой вершины, поскольку представление развивалось на 3 различных локациях, — продолжает рассказывать Алексей. — На сегодняшний день это уникальный проект, не имеющий аналогов. Поддерживает его местный бизнес, то есть это сугубо локальная инициатива. Ее инициировала ресторатор пани Марина, за которой подтянулись и производители, потому что это интересная форма продвижения. Сейчас мы рассматриваем возможность, чтобы сделать этот проект коммерческим, так как нужно помогать театру развиваться, наращивать материально-техническую базу. По сути, эта инициатива показывает, что бизнес готов развивать не только территорию, на которой работает, но и культуру, миксуя предложения.
В рамках этой инициативы, кстати, была создана печатная карта для туристов с гастрономическими и историческими местами Хустского района. Она распространяется бесплатно с возможностью заказать организованный гастротур по локациям, описанным в карте. Таким образом мы распространяем информацию комплексно о Закарпатье, потому что туристы забирают карты на память вместе с собой домой и делятся ими с друзьями. Возможно, это побудит власть к более активным действиям, так как сейчас активной помощи и инициативы на местах бизнес не чувствует. К примеру, мы до сих пор не можем понять, кто должен разместить на Замковой горе в Хусте указатели об опасных участках для предупреждения туристов. Активные действия бизнеса побуждают власть исходить из позиции «нейтралитета».
К туризму у власти всегда было непонятное отношение. Почему? Один из аргументов, который часто приводится в отчетах, — туристическая отрасль занимает скромное место в экономике Украины и занимает ориентировочно 1,5% ВВП. Однако, как показал опыт спикеров туристического форума в Виннице, туристы приносят доходы и другим отраслям, в частности торговле, общественному питанию, транспорту, гостиничному бизнесу и т.п. То есть вносят свою «копейку» в развитие всего общества в целом. Главное предложить посетителю не китайские сувениры, а свои локальные суперэксклюзивные продукты. В этом контексте эксперты отметили важность сотрудничества местных предпринимателей, так как самостоятельно построить целую инфраструктуру с проживанием, питанием и вариантами досуга — сложно. Зато от сотрудничества выигрывают все, ведь объединение бизнеса влияет на развитие туристического продукта всего региона в целом, а не отдельной территории.
Выпуск газеты №:
№161-162, (2020)Section
Экономика