Дырка от... бюджета
Счетная палата отчитывается о хронических проблемах невыполнения главного финансового плана страны, которые, по мнению эксперта, угрожают дополнительной эмиссией и, соответственно, ростом цен на полках магазиновПостоянный недостаток денег в Госбюджете становится хронической болезнью действующего правительства. После июльского скандала с несвоевременной выплатой пенсий, он так и не смог наладить процесс своевременного наполнения казны, и в ней появляются новые «дыры».
План доходов общего фонда Госбюджета в первом полугодии не выполнен на 15 млрд гривен. А задолженность предприятий по заработной плате выросла до наибольшего с 2010 года объема — 2,7 млрд гривен.
Об этом заявил глава Счетной палаты Валерий ПАЦКАН во время рассмотрения заключения о состоянии выполнения закона о Государственном бюджете Украины на 2018 год в первом полугодии на заседании Счетной палаты.
«Три месяца тому назад мы на заседании рассматривали неутешительные результаты выполнения государственного бюджета в первом квартале, когда поступления общего фонда государственного бюджета оказались меньше от плановых на 22,5%. Тогда мы предложили Правительству инициировать внесение изменений в закон о Государственном бюджете на 2018 год для сбалансирования расходов и поступлений. Но руководители Министерства финансов заверяли о позитивных тенденциях в экономике и обещали выполнение плана доходов за полугодие», — цитирует Пацкана Управление информационной политики Счетной палаты Украины.
Подводя основные итоги выполнения государственного бюджета в первом полугодии, глава Счетной палаты отметил: «Рост экономики ускорился, но план доходов общего фонда не выполнен на 15 млрд гривен. И это при том, что от Национального банка поступило 38 млрд. грн из годового объема средств 44,6 млрд грн, и получено 8 млрд грн разовых поступлений от продажи лицензий на внедрение 4G».
Также, отметил Пацкан, так и не осуществлено запланированное еще на первый квартал размещение облигаций внешней государственной ссуды на сумму 56 млрд грн, не выполнен и план поступлений от приватизации государственного имущества на 4,5 млрд гривен. Как следствие, общее невыполнение плана поступлений общего фонда государственного бюджета выросло с 66 млрд грн в первом квартале до 74 млрд грн в первом полугодии.
Кроме того, подчеркнул глава Счетной палаты, Кабинет министров, Министерство финансов и главные распорядители бюджетных средств не обеспечили надлежащей организации бюджетного процесса в части утверждения порядка использования средств, распределения средств по направлениям (объектам), паспортов бюджетных программ, что не дало возможность произвести расходы в сумме 3,5 млрд гривен.
В итоге план расходов общего фонда не выполнен на 41 млрд гривен.
«Хочу также привлечь внимание к проблеме, которая возникла еще в прошлом году. Задолженность по предоставленным льготам и жилищным субсидиям населению на оплату жилищно-коммунальных услуг хотя и уменьшилась с начала года, однако состоянием на 1 июля 2018 года составляла 8,3 млрд грн, из которой просрочено 60%. При этом в январе-июне этого года перечислена субвенция для предоставления этих льгот и жилищных субсидий в объеме 77% плана на год. Отмеченное увеличивает имеющиеся риски не обеспечения до конца года таких выплат населению в полном объеме», — отметил Валерий Пацкан.
Он также отметил, что в январе — июне 2018 года задолженность по предоставленным из единого казначейского счета средствам для покрытия временных кассовых разрывов Пенсионного фонда на выплату пенсий и помощи выросла на 6,5 млрд грн, до 54,5 млрд грн, из которой 48 млрд грн — задолженность за 2007 — 2014 года. И все это еще к известным задержкам с выплатами пенсий во второй половине июля.
«К сожалению, плохому примеру государства относительно выполнения своих обязательств перед гражданами следуют и предприятия, задолженность которых по выплате заработной платы даже при благоприятных экономических условиях выросла до наибольшего с 2010 года объема — 2,7 млрд гривен», — прибавил глава Счетной палаты.
«И в конце о государственных долгах в целом. В первом полугодии объем долговых и гарантийных обязательств государства уменьшился на 6,7% — до 1 трлн 998,0 млрд грн, что предопределено в первую очередь ревальвацией гривни относительно иностранных валют, в которых номинирован долг. Как известно, в июле-августе тенденция изменилась, гривня стала быстро обесцениваться, потому следует ожидать роста долга, — подчеркнул Валерий Пацкан и прибавил. — Обобщая, стоит сказать, что риски невыполнения государственного бюджета за год растут».
Между тем в Минфине отметили, что дефицит бюджета содержится в пределах запланированного предельного объема и составляет 9,8 млрд грн. При этом в Национальном банке Украины уже допускали, что дефицит госбюджета может превысить запланированный уровень — 2,5% ВВП (около 17,5 млрд грн).
Отметим, недавно и.о. министра финансов Оксана Маркарова заявила, что для секвестра бюджета Украины нет причин, хотя раньше она допускала возможность сокращения расходов госбюджета. Как объяснила глава Минфина, ситуация с наполнением бюджета начала выравниваться в мае-июне.
«Самое удивительное в нынешней ситуации — это текущие отчеты Госстата. Они не просто позитивные, они грандиозные: за первый квартал 2018 года ВВП Украины увеличился на 3,2%, а за второй — на 3,4%. В теории такой рост неминуемо должен сопровождаться рекордами по перевыполнению госбюджета, тотальным профицитом. У нас же — дефицит, причем, этот дефицит становится хроническим. И, кстати, совпадает со стихийным увеличением импорта в Украину — сразу на 20%, при котором таможня не просто не перевыполняет планы относительно сборов, а даже не справляется с текущими задачами. В январе-июле Гостаможслужба не выполнила свой текущий план на 5 млрд... или на 2,7%. При этом никто почему-то не устраивал в ведомстве кадровые зачистки и не назначал на ключевые должности тех, кто начнет согласно плану наполнять казну (о настоящей борьбе с коррупцией и тотальными злоупотреблениями речь уже не идет), — комментирует экономист Александр ОХРИМЕНКО.
По словам эксперта, свой «главный козырь» власть в этом году уже использовала — Нацбанк перечислил в августе в Госбюджет 6 млрд грн своего дохода и совокупно 38 млрд грн с начала года.
Нацбанковская гривня — это эмиссионная гривня, подчеркивает Охрименко. Ею пользуются очень аккуратно и перечисляют в казну частями, чтобы взвешенно наращивать гривневую массу и излишне не девальвировать гривню, провоцируя рост инфляции.
«В условиях отсутствия ощутимых реформ и сокращения поступлений в госбюджет над экономикой Украины навис риск новой эмиссионной волны, — прогнозирует экономист. — Если у власти опять не хватит средств на выплату пенсий, зарплат или помощи, она опять может призвать на службу Нацбанк и его «эмиссионные заработки». Исходя из текущих бюджетных отчетов, может понадобиться «печать» еще около 70—80 млрд. грн. — где-то столько может не хватить казне, чтобы рассчитаться с пенсионерами и другими бюджетниками».
Платить же за все эти расчеты будут все остальные — и в курсе гривни, и в ценах на полках магазинов.
Выпуск газеты №:
№154, (2018)Section
Экономика