Дискриминация как принцип
Налоговые привилегии лишают бюджет астрономических доходовЛюбому нормальному человеку свойственно надеяться на лучшее. А каждому здравомыслящему украинцу желательно еще и готовится к худшему. Прежде всего потому, что выбранные им политики обещают «все оставить без изменений».
Впрочем, судя по тому, какие политики были выбраны на прошлых парламентских выборах, наши люди еще не вполне осознали, что во время голосования каждый голосующий, по сути, дает собственный ответ на вопрос, какую часть личного дохода он позволит отобрать государству. Как это ни странно звучит в наших условиях, но именно избиратели являются главными заказчиками «налоговой» цены государства. Вот и теперь, готовясь к президентским выборам, избиратели фактически должны будут решить, как они хотят жить. Чтобы за тем между правительством и президентом, которые от имени «народа» организуют производство общественных благ, и обществом, настроения которого выражает парламент, утверждая налоговые законы, было заключено пятилетнее «меновое» соглашение — на государственные услуги были установлены цены, которые население (при существующем политическом балансе сил) согласилось оплачивать.
К сожалению, большинство «налоговых претензий» кандидатов в президенты для широкой публики — тайна. Но не только потому, что претенденты не считают нужным обнародовать ключевые положения своих программ. По большому счету, рядовой украинский избиратель пока безразличен к своему праву выбора. Иначе он бы никогда не пропустил в первые строчки президентских рейтингов авторов нынешней системы налогообложения.
На прошлой неделе председатель Верховной Рады Александр Ткаченко (как он сам о себе говорит, еще не первый, но уже и не второй человек в государстве) пообещал, что ни в этом, ни в будущем году налоговых новаций не предвидится. «Были предложения сформировать бюджет-2000 на новой налоговой базе. Безусловно, 2000 год не может быть экспериментальным, бюджет будет сформирован на существующей налоговой базе с учетом принятых поправок (изменений в налоговые законы) и с учетом бюджетной резолюции. Кодексы (налоговый и бюджетный) мы рассмотрим на IV сессии и они будут положены в основу бюджета 2001 года», — сказал г. Ткаченко.
Ранее как парламент, так и правительство предполагали формировать бюджет-2000 на основе Налогового кодекса (сборник налогового законодательства Украины), предполагающего внесение изменений в существующую налоговую базу. При этом было разработано несколько редакций Налогового кодекса — правительственная и ряд парламентских версий Кодекса. Впрочем, не исключено, что после принятия Налогового кодекса (в любой редакции) положение налогоплательщиков только ухудшилось бы.
По оценке аналитиков Центра рыночных реформ (президент ЦРР Владимир Лановой), «существующая налоговая ситуация сохранится без заметных улучшений и в нынешнем, и в 2000 годах». Эксперты исходят из того, что действующее правительство не способно обеспечить конструктивных изменений, поскольку не считает налоговое бремя чрезмерным (по мнению премьера, в Украине самый слабый налоговый пресс в Европе). Об этом же говорит и переданный в ВР проект Налогового кодекса, а также 30 законопроектов, направленных на увеличение налогово-фискального давления еще, как минимум, на 4 млрд. грн. Что касается других налоговых концепций, то они, как считают в ЦРР, или откровенно «левые», или «недостаточно конкретизированы».
Президентские указы, согласно расчетам ЦРР, также не нацелены на стратегическое регулирование системы налогообложения. «В предвыборных условиях они отличаются некоторым ослаблением налогового давления, но преследуют прежде всего собственную цель — увеличение объема государственных заимствований для пополнения бюджета, а также корректируют некоторые «найдурнішi» эпизоды двойного налогообложения…»
По данным Гарвардского института международного развития, около 60% всех бюджетных поступлений обеспечиваются за счет предприятий негосударственной или смешанной формы собственности. Эти предприятия не имеют доступа к бюджетным деньгам и зависят исключительно от платежеспособного спроса на свои товары и услуги. Еще 30% доходной части бюджета поступает от предприятий, на которые приходится львиная часть государственной поддержки — госпредприятия аграрного, топливно-энергетического секторов, а также других так называемых базовых отраслей. Оставшиеся 10% доходов дают предприятия теневой экономики, вырабатывающие 60%—70% ВВП. Таким образом, основная фискальная нагрузка приходится на самую жизнеспособную часть рентабельных предприятий.
В целом же многолетнее реформирование налоговой сферы обеспечило лишь одно достижение: близкие к власти предприниматели имеют в своем распоряжении эффективные механизмы законного уклонения от налогов. Это, во-первых, официальные льготы. Во-вторых, полуофициальные льготы, отсрочки платежей, списание задолженности. В-третьих, неприменение процедур банкротства или, иными словами, безнаказанная неплатежеспособность (которая обычно завершается теми же льготами и списаниями долгов). Специалисты подсчитали, что если бы «избранные» предприятия не пользовались такими привилегиями, уровень фискальных поступлений достиг астрономической величины — 2/3 объема ВВП.
Кстати, за две последние недели налоговая система получила еще несколько исключений из правил. Вот только некоторые. «Государственная налоговая администрация должна предоставить Часовярскому огнеупорному комбинату отсрочку по погашению задолженности, сложившейся на 1 июня по платежам в государственный бюджет и государственные целевые фонды на период в 36 месяцев без начисления штрафов и пени при условии выплаты текущих платежей», — говорится в постановлении Кабмина от 29 июня. Кабинет Министров решил предоставить Черноморскому морскому пароходству до конца года отсрочку по уплате задолженности по налогам в бюджет и целевые фонды, а также разблокировать счета пароходства, — сообщила «Українським новинам» пресс-служба Кабмина. Постановлением Кабинета Министров от 5 июля импортером азербайджанского дизельного топлива в Украину для нужд АПК определена государственная компания «Укрресурсы», оператором поставок топлива по Украине будет концерн «Украгротехсервис». Обе компании получают отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость до 1 ноября 1999 года, до 1 декабря — отсрочку по погашению векселей акцизного сбора за топливо. Еще раньше, 18 июня, Кабинет Министров принял постановление, которым включил нефть в перечень товаров критического импорта и этим освободил от НДС весь импорт нефти.
Интересно, что 8 июля Верховная Рада отклонила законопроект и указ Президента, наделяющий Кабинет Министров полномочиями изменять ставки акцизных сборов и ввозных таможенных пошлин на подакцизные товары. Кроме того спикер Александр Ткаченко намерен поручить Кабинету Министров отменить введенный с 1 июля до 31 декабря этого года дополнительный сбор с импортируемых товаров — 2% их таможенной стоимости. Естественно, такие ограничения Кабмину не приятны, но терпимы. Права предоставлять налоговые льготы «своим» у него еще никто не отобрал. А добровольно от такого не отказываются.
Сегодня обделенные высочайшим вниманием предприниматели соглашаются легально платить налоги с четверти своих доходов. Завтра эта величина станет еще меньше, а количество протестующих гривной — больше. И все же не финансовый протест, а сознательный политический выбор лишит наших налогоплательщиков статуса преступников. Одним словом, умных вам всем решений!
Выпуск газеты №:
№125, (1999)Section
Экономика