Черкассы: кредитная история
«День» посетил город, где в условиях ограниченного финансирования внедряют новые инфраструктурные проекты за счет заимствованных средствНе так давно в Черкассах были разбитые дороги, проблемы с подключением тепла зимой, отсутствовала горячая вода. Все изменила разработанная муниципальной властью новая стратегия развития города, направленная на решение местных проблем за счет займов. Благодаря этому Черкассы смогли запустить ряд проектов по модернизации, а также начать воплощение ряда фантастических, как для Украины, идей.
Изменения начались в 2005 году. Тогда город выпустил первые облигации. Таким образом тогдашняя муниципальная власть попробовала найти средства на ремонт сети водоснабжения. Приобрели четыре насоса и частотных преобразователя. «Обновление» позволило регулировать давление воды в трубах в зависимости от потребления в определенное время суток. Впоследствии такие же системы установили и на канализационных сетях.
«Замена труб, насосов и установление частотных преобразователей обошлось приблизительно в 10 миллионов долларов. Это нам позволило сэкономить на 50—60% потребления электроэнергии и в 60 раз уменьшить количество прорывов на водосетях», — рассказывает «Дню» мэр Черкасс Сергей Одарич, сидя в своем просторном кабинете. Ремонт выполнен в аскетическом стиле, без особых изысков и гламура, присущего современным чиновникам. На стенах висят символика города и большое фотоизображение центрального бульвара, сфотографированного из космоса. В течение разговора он успевает отдать несколько распоряжений, пользуясь своим функциональным смартфоном. Должность мэра Одарич занял в 2006 году, поэтому некоторые проекты ему достались в наследство, но многое было воплощено в городе по его инициативе.
КРЕДИТ НА ТЕПЛО
Самой большой проблемой коммунальной сферы Черкасс остается теплоснабжение. По словам мэра, устаревшие коммуникации порождают непомерно большие расходы. Но для кардинальных изменений у города не хватало средств. Поэтому власть решила взять кредит у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 11,2 миллиона евро, который стал первым в украинской истории кредитом, взятым под гарантии муниципальной власти, а не правительства.
На конец 2012 года была произведена замена 40% теплосетей на изолированные трубы. Благодаря этому потери тепла к конечному потребителю уменьшились до 8,5%, тогда как в среднем по стране эта цифра составляет 30—35%.
Кроме того, в подвалах 103 жилых домов к лету 2013 года будет переоборудовано 109 индивидуальных тепловых пунктов. Эти автоматические установки, немецкого производства, значительно меньше советских теплопунктов — размером с системный блок компьютера. Теплопункт может нагревать батареи и горячую воду для нескольких подъездов «хрущевки». Благодаря этой установке, а также замене окон на пластиковые и утеплению домов жители могут сэкономить до 15% энергии.
В аппарате Черкасс предполагают, что привлечение кредита от ЕБРР сдержит резкий рост тарифа на тепло для населения. Кроме того, это поможет экономить бюджетным учреждениям, услуги которых оплачивается из городской казны. Одарич прогнозирует, что в связи с повышением цен на газ — тарифы будут расти пропорционально, но благодаря экономии — они для населения будут не ощутимы.
Одним из направлений модернизации системы теплоснабжения города является переход на альтернативные источники энергии. За средства ЕБРР в одном из микрорайонов города был установлен биокотел, работающий на остатках древесины. «В перспективе мы вообще не хотели бы зависеть от газа. Это дорого», — подчеркивает мэр.
ОСМД ЭКОНОМЯТ 20%
Инновационными теплопунктами пока оборудованы только дома коммунальной собственности. В других жилищах теплопункты, по планам власти, должны быть реконструированы за средства жителей. Этому должна посодействовать давняя инициатива мэра по переводу всех многоэтажек в собственность объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Сегодня на 1400 многоквартирных домов работает всего 129 ОСМБ. Еще 120 домов находятся в собственности созданных в советское время жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).
«Мы были первым городом, который начал передавать объединениям граждан в частную собственность землю, на которой находится дом», — рассказывает Одарич. По его словам, такая организация управления домом помогает городу экономить. «Во-первых, квартплата ниже на 20%, чем плата обычному ЖЭКу. Потому что ОСМД и ЖСК (согласно закону «О ЖКХ». — Ред.) не платят налог на добавленную стоимость. Кроме того, жители вправе сами выбирать услуги, за которые платят», — объяснил городской голова.
Он отмечает, что объединения граждан должны стать началом для реформирования управления государством, в частности через расширение полномочий самоуправления. «На сегодня почти 99% управления сконцентрировано на высших трех уровнях власти. От местной власти забрали право контроля за тем, что и где строится», — подчеркивает Одарич. Он отмечает, что городом должно управлять общество — люди, которые большую часть жизни проводят в своем населенном пункте, а поэтому заинтересованы в его развитии. В Черкассах уже действуют центры, где жители города на безоплатной основе осуществляют разные позитивные проекты в своих микрорайонах. В частности, они разбивают клумбы, обустраивают детские площадки, проводят культурные мероприятия. Муниципалитет помогает финансово.
МУСОР ВЫВОЗЯТ ТРИ КОМПАНИИ
По-особому в Черкассах осуществляют контроль за чистотой города. Кроме многоэтажек, контейнеры есть и у каждой частной усадьбы. Два года назад городская власть закупила одиннадцать тысяч мусорных контейнеров отечественного производства за 6,4 миллиона гривен. Контейнеры изготовлены из первичного пластика, выдерживающего низкую температуру. Их люди держат во дворах и вывозят на улицу раз в неделю в день приезда мусоровоза. За вывоз мусора в городе отвечает три компании: одна коммунальная и две частные.
Одарич рассказывает, что, когда два года назад компания «Гринко» за один день прекратила обслуживание горожан, другие три компании сразу подстраховали и никто из жителей города не почувствовал кризисного момента. Мэр говорит, что пока не вводит практику раздельного мусоровывоза, потому что все равно все вывозится на один полигон. «Сейчас рассматриваем планы по строительству мусороперерабатывающего завода, но для Украины это пока нереальная перспектива, и не начнется строительство таких предприятий до тех пор, пока тариф на утилизацию мусора не увеличится в 8—10 раз. Это приблизительно 50 гривен в месяц. Я не уверен, что это небольшая сумма для украинцев», — рассказывает Одарич.
Функции уборки улиц в городе тоже были отданы нескольким частным предприятиям. По словам мэра, после такого шага оказалось, что услуги коммунального предприятия обходились на 10% дороже.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСКУССТВЕННОЙ МОНОПОЛИЕЙ
Другим приоритетом черкасской власти является транспортная инфраструктура. Прежде всего это стремление отремонтировать дороги, которые еще до недавнего времени были в ужасном состоянии. «В прошедшем году мы ввели в действие новый асфальтный завод и провели реконструкцию почти 30 километров основных дорог, потратив на это 120 миллионов гривен», — подчеркнул Одарич. По его словам, при таких темпах полную реконструкцию дорог в городе можно закончить за 20 лет. «Как раз к тому времени нужно будет уже реконструировать дороги, которые мы укладывали недавно», — говорит мэр, отмечая, что в нынешних финансовых условиях нарастить темп реконструкции дорог пока не получится.
В реформировании нуждается и общественный транспорт. «Общественный транспорт должен быть искусственной монополией, потому что его функция не зарабатывать деньги, а создавать комфортные условия для жизни людей. Если вы живете на окраине, то даже в 12 вечера вы должны иметь возможность добраться до своего дома. Поэтому автобусы или троллейбусы должны ехать в самый отдаленный уголок города даже с одним пассажиром или вообще без него», — уверен Одарич.
Он отмечает, что города предназначены для людей, а не для автотранспорта, «как это произошло в нашей стране из-за непродуманной строительной политики в советские времена, а затем непродуманной и иногда коррупционной политики во времена независимости».
В это время в качестве примера мэр показывает на фотографию из космоса центрального шестикилометрового бульвара Шевченко, которая размещена на стене его кабинета. «Одномоментно я насчитал 82 маршрутки. Это — каждый третий автомобиль на дороге, и всего два троллейбуса», — подчеркивает мэр. Поэтому, с его точки зрения, лучшая схема — это переход на вместительный общественный транспорт, которым будет управлять одна компания, находящаяся в общей коммунально-частной собственности. «Это в свою очередь даст возможность реально просчитать пассажиропоток и дотировать эту отрасль на понятную всем сумму», — добавляет Одарич.
Также в центре устанавливаются новейшие стеклянные остановки современного дизайна, похожие на те, которые перед Евро-2012 устанавливали в Киеве. На каждой будет карта и расписание движения общественного транспорта. Скоро такие будут по всему городу.
Особое внимание мэр уделяет и популяризации велодвижения, которое сейчас в тренде всех развитых городов. «Когда я работал директором на местном деревообрабатывающем заводе, я по своей инициативе обустроил крытую стоянку для двухколесного транспорта. Уже через месяц мне ее пришлось увеличить втрое», — рассказывает Одарич. В планах на ближайшую весну у черкасской городской власти — создать велодорожки на основных дорогах города, а также обязать предприятия и государственные учреждения обустроить возле своих зданий велопарковки.
ИНТЕРНЕТ
«Фишкой» черкасской власти стало большое присутствие и открытость во Всемирной интернет-сети. Одарич был одним из первых украинских политиков, который завел блог на социальной платформе Livejournal. Позже он расширил присутствие в других социальных сетях. На обороте его визитки изображен QR-код. Если его сфотографировать на современный телефон, то специальная программа переориентирует вас на страничку Одарича в Facebook, где он активно пишет о новостях города и обсуждает их с пользователями социальной сети.
Да и портал черкасской власти является примером настоящего представительства городского муниципалитета в интернете. Здесь можно узнать городские новости, найти решения горсовета и исполкома, формы разных документов. На сайте можно просмотреть в прямом эфире пресс-конференции городского головы, заседания исполнительного комитета, сессий городского совета, ежедневные утренние совещания, заседания депутатских фракций и т. п. Кроме того, здесь можно найти прямую трансляцию из Центра предоставления административных услуг (ЦПАУ). Это учреждение — еще одна изюминка Черкасс. Именно здесь в просторном помещении, которое городу подарили японские владельцы бывшей табачной фабрики, жители Черкасс могут получить муниципальные административные услуги, оформить документы у специалистов единого разрешительного центра, государственных регистраторов земли.
Во избежание очередей и недоразумений специальный терминал выдает номерок в очередь к нужному специалисту. Руководитель учреждения Любовь Полишкевич рассказывает, что приблизительно 25 сотрудников достаточно, чтобы посетители ждали не дольше трех-пяти минут. В этом же помещении есть несколько банкоматов, пункт обмена валют, детская площадка и компьютер с подключенным принтером и интернетом, где можно заполнить и распечатать формы разных документов. Сама же территория бывшей фабрики достаточно большая, и уже скоро городская власть надеется перевезти на ее территорию все органы муниципальной власти. А старое помещение мэрии сдать в аренду коммерческим структурам, например для обустройства гостиницы или офисного центра.
ЛИКВИДИРОВАЛИ СЛУЖЕБНЫЙ ТРАНСПОРТ
Экономят в Черкассах на всем. Ни один заместитель мера не имеет служебного автомобиля, а ездит на личном. Причем из бюджета деньги на бензин также не возмещают. «Мы ликвидировали служебный транспорт еще в 2007 году. Только на автомобилях аппарата управления в первый же год сэкономили 270 тысяч гривен», — говорит Одарич. В его ближайших планах — сделать улицу Крещатик пешеходной в выходные и праздничные дни, как в Киеве, начать строительство социального жилья по абсолютно новой схеме, которая будет отличаться от «заторможенных» правительственных программ, а также улучшать инфраструктуру.
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, ИЛИ НЬЮ-ВАСЮКИ
«Постоянные радужные заявления Одарича, которые напоминают проект «Новых Васюков», являются раздражителем черкасской элиты. Из того, что обещал Одарич, сейчас сделано несколько процентов», — утверждает экс-руководитель КП «Черкассытеплокоммунэнерго» (2011—2012) Павел Карась. По его словам, обещаниям мэра и тому, что он рассказывает, «уже давно никто не верит».
«Начиная от автобана Киев-Черкассы-Днепропетровск и заканчивая заменой всех окон на пластиковые. Черкассы — международный центр выставочной деятельности. Возобновление Черкасского грузового аэропорта и осуществление грузовых перевозок из Китая в Европу через Черкассы. Международные шахматные турниры и выделение 300 тысяч гривен на закупку шахматных досок. Выделение 17 миллионов гривен на реконструкцию улицы Крещатик, хотя никто не видел проект... даже Одарич. Проект у него еще в голове, а деньги уже выделены. И таких непоследовательных вещей достаточно много», — подчеркивает Карась. Он утверждает, что мэру нравится быть на слуху. «Одарич превратился из городского головы в шоумена. Он показывает Киеву, что лучший мэр Украины, рассказывая о новом асфальте, тепловых пунктах и переходе на ОСМД, хотя процент таких объединений один из самых низких в Украине», — подчеркивает Карась. Экс-чиновник считает, что вся проблема кроется в неправильно подобранной команде. «При этом часто хвастается проектами, не являющимися его достижениями. Он отдал город в управление людям, которые откровенно этот город грабят, при этом сам потерял рычаги управления городом. А в это время сам Одарич рассказывает о светлом «нью-васюковском» будущем Черкасс. И это является основной причиной неприятия со стороны жителей Черкасс», — подчеркивает Карась.
В свою очередь председатель Черкасской областной организации Всеукраинской общественной организации «Гражданская сеть «ОПОРА» Николай Макуха считает, что не все так плохо. «Всегда есть люди, которым симпатизируют, а есть, которых не любят. Город — это сложный механизм, к управлению которого нужно подходить весьма скрупулезно и профессионально. Я вижу, что развитие есть. Хотя существует куча проблем. Есть много заявлений городской власти о проектах, которые до сих пор не выполнены. Но на это существуют объективные причины. Мы пережили большой кризис в стране. Сейчас мы переживаем большой кризис в госбюджете, когда казна глубоко влезает в карманы местных бюджетов. Несмотря на это, в городе был воплощен ряд важных проектов, таких как ЦПАУ, реконструкция дорог, тепло- и водосетей, которые можно ставить в пример другим украинским областным центрам. Кроме того, в городе улучшились условия для отдыха: отремонтировали парки, скверы и набережную, учредили много новых культурных мероприятий», — подчеркнул Макуха.
Выпуск газеты №:
№33, (2013)Section
Экономика