Бюджет «хронической бедности»
Девальвация гривни может спровоцировать скачок инфляции до 19%, — экспертСтоит ли напоминать, что государственный бюджет любой страны, и Украина вовсе не исключение, — это компромисс. И даже тем, кто под ним подписался, то есть одобрил, он в глубине души может частично или и вообще не нравиться. Так как компромисс по бюджетному делу предполагает взаимные или односторонние уступки, а нередко и большие деньги за каждый дополнительный голос. Поэтому бюджетная ночь чаще всего продолжается и после успешного голосования: одни ищут забвения где-нибудь в ресторане, другие долго не могут уснуть, взвешивая, не продешевили ли, а кому-то (таких тоже, по-видимому, немало) спать не дают угрызения совести...
Не знают сомнений лишь там, наверху. Так, Президент Украины Петр Порошенко в адрес бюджета-2018 высказался однозначно положительно. «Такого давно не было. До тридцать первого (декабря) еще 24 дня, а Верховная Рада уже и бюджет проголосовала», — наверное, непреднамеренно почти в рифму написал глава государства в «Фейсбуке» и, не забывая о своих заслугах, привел самые красноречивые, на его взгляд, позиции.
На строительство и ремонт дорог заложили 40 миллиардов гривен. «Стартует президентская инициатива реанимации сельской медицины, в амбулатории, ФАПы, скоростной интернет инвестируем 5 млрд», — отметил он и анонсировал еще одну инициативу: повышение минимальной заработной платы (с 1 января на 16,3% — до 3723 гривен в месяц, и последующее возможно ее повышение по итогам первого квартала).
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«Очередное повышение «минималки» детенизирует занятость, и, как и в этом году, подтянет реальную среднюю зарплату», — спрогнозировал Президент. От приятного для своих граждан он сразу перешел к «разговору» с врагом: «На армию предусмотрено 86 миллиардов гривен, что почти на 25% больше, чем в текущем году. Пятая часть бюджета будет использована на вооружение и военную технику, что на 34% больше, чем в этом году».
Дополняя Президента, приведем несколько главных цифр сметы страны. Рост ВВП, согласно ей, будет составлять 3% при инфляции 9% и курсе гривни 30,1 к доллару на конец 2018 года. Отметим также как существенный бюджетный позитив то, что в процессе работы над новым бюджетом парламент ввел таможенные стимулы для ввоза электромобилей (на один год), снизил ренту на бурение новых газовых скважин (до 2023 года) и для газового конденсата и отсрочил (ввел рассрочку) уплаты импортного НДС на оборудование. Эти меры можно оценить как направленные на развитие промышленного производства и экономики в целом.
Рада также «прикрутила» кран для организованной массовой «мешочной» контрабанды через границу, ограничив беспошлинный ввоз товаров стоимостью не более 50 евро и весом не больше 50 килограммов и одним переходом через границу за трое суток. Следовательно, отечественная легкая промышленность сможет немного подняться, избавившись от конкуренции с контрабандой.
Конечно, оппозиция видит в бюджете много изъянов. Депутат от фракции «Батьківщина» Иван КРУЛЬКО при обсуждении главной сметы страны заявил, что «ничего позитивного от этого бюджета ожидать не стоит». По его словам, документ предусматривает увеличение внешнего долга до 88% от ВВП. При этом на его обслуживание в 2018 году Украина, по его мнению, потратит рекордную сумму в 300 миллиардов гривен ($11,07 миллиарда), что больше, чем страна тратит «на все пенсии или на оборону».
Не довольны бюджетом и украинские аграрии. Уже на второй день после его принятия об этом говорил журналистам заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Михаил СОКОЛОВ. «Мы считаем отмену квазиаккумуляции НДС (дотаций) для аграрных производителей абсолютно неприемлемой. Правительство принимало на себя обязательство, что после отмены спецрежима НДС у животноводов будет госпомощь в виде квазиаккумуляции, и нас обманули», — отметил представитель аграриев. По его мнению, это крайне негативно отразится на отрасли, потому что речь идет о средствах, на которые бизнес рассчитывал как на помощь без коррупционных рисков, которая сегодня жизненно необходима животноводству.
Значительные сомнения относительно реальности и эффективности бюджета выражают и эксперты. От них в эти дни можно услышать довольно радикальные высказывания. Так, политолог Александра РЕШМЕДИЛОВА считает, что принят очередной бюджет тотальной хронической бедности, а все его позитивы типа обещанного повышения минимальной зарплаты будут съедены инфляцией. Она также констатирует, что этот бюджет не учитывает и не стремится прекратить фантастический миграционный процесс, который сегодня вымывает из Украины трудовые ресурсы. По ее мнению, бюджет не уменьшает зависимость от зарубежных кредитов, по ее словам «с этой иглы мы не сходим».
Как указывает экономист Всеволод СТЕПАНЮК, показатели бюджета недосягаемы. По его словам, государственный долг планируется уменьшить с 63% до 60% ВВП. Но учитывая то, что больше половины этого долга номинировано в иностранной валюте, эксперт не понимает, каким образом это может быть сделано при 10% девальвации гривни. Рост доходов бюджета (планируется на 15% против 2017 года) при инфляции 9% и росте экономики на 3%, по его мнению, возможен максимум на 10-11%. В связи с этим он прогнозирует рост налогового давления на бизнес.
Первый приоритет этого бюджета — это манипуляция, отмечает экономический эксперт Фонда общественной безопасности Юрий ГАВРИЛЕЧКО, а второй — коррупционность. Такое утверждение он связывает с тем, что в бюджет не заложены плановые расходы на компенсацию НДС экспортерам. «100 миллиардов гривен куда-то делись, исчезли, и никто не знает, как и кому они могут возмещаться», — говорит эксперт. А третий приоритет бюджета заключается в низких социальных расходах, с одной стороны, и намного большей потенциальной базе для получения этих расходов. Поэтому третий приоритет, по мнению эксперта, — это предвыборный характер бюджета, построенного на обещаниях. Гаврилечко, в частности, подчеркивает, что наращивание субсидий населению, это, точнее, передача денег олигархам, потому что никто из украинцев не является получателем субсидий. Все они, по его мнению, только их оформляют.
Спрашивая у исполнительного директора Фонда Блейзера в Украине Олега УСТЕНКО о главном, по его мнению, позитиве бюджета, «День» надеялся на оптимистичный ответ чуть ли не в стиле Порошенко. «Вот что я вижу позитивного, — рассказывает эксперт. — Кабмин, похоже, начал больше верить в экономический рост. Ведь 3% — это в полтора раза больше, чем будет по прогнозу в этом году. Проблема лишь в том, что это в полтора раза меньше, чем у других стран, которые относятся к группе развивающихся рынков, где находится Украина. Но, повторяю, по сравнению с предыдущим годом это в 1,5 раза больше».
«Кабмин верит в то, что инфляция будет меньше в 1,5 раза, чем в этом году (15%). Кабмин считает, что будет 9%, и депутаты так считают, — продолжает Устенко. — А ничего, что это едва ли самый высокий уровень инфляции в Европе? Вижу также сокращение дефицита госбюджета с 3,5% в этом году до 2,4% в следующем году. И это опять-таки в 1,5 раза. Однако понимаю, что наличие этого дефицита для нашей вяло растущей экономики — это слишком много и что нужно будет каким-то образом его финансировать».
«Это неминуемо приведет к росту долгового груза, — добавляет эксперт. — Ведь 5% нашего ВВП в этом году пойдет на выплату процентов по внешним и внутренним кредитам. А в следующем долг будет продолжать расти». Какой же выход, спросил «День». «Можно было бы запустить экономику на высшую траекторию роста, а для этого провести структурные реформы, уменьшить коррупцию, а так у нас привычный бюджет на тройку», — ответил «Дню» Устенко.
Президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО считает, что в госбюджете 2018 года есть и будут проблемы с доходной частью. По его словам, увидев, что реальных доходов мало, авторы бюджета «подрисовали такой показатель, как импортный НДС». «Для этого они написали, что курс национальной валюты будет 30,1 гривни за доллар. Поэтому, по их мнению, импортный НДС зайдет и перекроет сумму, которую необходимо получить от налогов. А если импорта столько не будет? Или курс будет не тот. И тогда в бюджете будет, говоря простыми словами, дыра. Повторяю, импортный НДС в этом бюджете неправильный, — настаивает президент центра. — К тому же если курс гривни «загнать» до уровня 30,1, то этим фактически будет спровоцирована в Украине высокая инфляция. Думаю, в этом случае она скакнет до отметки в 19%». «Так бюджет не принимают», — добавляет Охрименко.