Аренда и концессия газораспределительных сетей
Эксперт: Новый Закон о рынке природного газа позволяет только на оплате за аренду сетей зарабатывать по 5—7 миллиардов гривен ежегодноС 1 октября 2015 года в Украине действует Закон о рынке природного газа. Главная цель документа — создание условий для прозрачной конкуренции на рынке и привлечение дополнительных средств. Кроме того, в контексте закона Кабмин передал газораспределительные сети, находившиеся на балансах облгазов, в пользование «Нафтогаза». Отныне облгазы (независимо от формы собственности) обязаны платить за пользование государственными газораспределительными сетями. По словам экспертов, это довольно существенная реформаторская новация, которую на практике, к сожалению, реализовать будет непросто. Чтобы закон заработал на свою «проектную» мощность, говорят они, нужно сделать еще несколько шагов как в направлении внесения изменений в действующее законодательство, так и относительно разработки ряда подзаконных актов. Мол, только тогда можно будет говорить о создании предпосылок для новой модели рынка природного газа, в которой будет возможна практика аренды или концессии государственных газораспределительных сетей как дополнительных источников финансовых поступлений в госбюджет.
Оксана КОРОТКЕВИЧ, эксперт Института общественно-экономических исследований (ИОЭД):
Шаг №1 «Генеральная компания»: Задекларировав намерение создать новую государственную компанию, которая бы взяла на свой баланс газораспределительные сети, государство не спешит этого делать.
Сегодня в целом рассматриваются два варианта: либо создать новую компанию «с нуля», либо передать имущество и управленческие функции на баланс дочерней компании «Нафтогаза» ДК «Газ Украины», которая в течение последних трех лет фактически не ведет никакой хозяйственной деятельности, имеет миллиардные долги перед кредиторами и бюджетом. Если сети передадут «Газу Украины», то исключительно для расчетов этой компании с кредиторами, улучшения ее неплатежеспособного положения или же для скрытой приватизации этого имущества.
С чем столкнется новый балансосодержатель? Во-первых, для операторства газораспределительными сетями со стороны нового владельца понадобятся колоссальные инвестиции на создание параллельной инфраструктуры обслуживания государственного имущества, которая годами строилась облгазами. Во-вторых, следует учитывать юридические аспекты, которые в свою очередь, возможно, будут требовать изменений законодательства. Арендные отношения больше направлены на объект аренды, а законодательство Украины запрещает передачу в аренду объектов газораспределительных сетей государственной собственности.
Шаг №2 Инвентаризация и аудит: До сих пор нерешенным остается вопрос инвентаризации профильного имущества и всех активов. Аудит такого типа, заказанный у ведущих консалтинговых компаний мира, может обойтись государству в несколько сотен миллионов долларов США, но государство через год-два сможет «отбить» эти средства.
Допустим, аудит состоялся. Что дальше? Если документально подтверждается, что 40% газораспределительных сетей имеют спорную собственность (в 1999 г. таких было 3%, в 2009 г.— 20%), дальше нужно выявлять владельцев сетей, определять, на чьем балансе находится тот или иной объект, кто вкладывал в его сооружение средства и тому подобное.
Кроме инвентаризации имущества, определения, что государственное, а что частное, нужно четко регламентировать с каждым облгазом взаимные обязательства в виде заключения новых договоров на пользование. А наполнение бюджета осуществлять за счет, например, рентных платежей, которые платят добывающие компании.
Шаг №3. Юридическое совершенствование: Как видно, у государства и у частных участников рынка появляются новые возможности. Нельзя сказать, что позитивный экономический эффект от введения в действие закона о рынке газа станет ощутимым сразу. Совершенно очевидно наличие противоречивых и проблемных моментов, которые нужно регулировать дополнительно. Например, еще один спорный аспект. Действующая нормативно-правовая база позволяет тратить средства предприятиям только на то имущество, которое находится на его балансовом учете. А новые нормы закона о рынке газа предполагают сумму платежа государству за эксплуатацию государственных газораспределительных сетей на условиях аренды или концессии закладывать в тариф на транспортировку газа.
И с введением в действие закона вырисовываются четкие перспективы относительно аренды и концессии газораспределительных сетей. Подсчитано, что плата за аренду сетей в Украине может составлять 5—7 млрд грн в год, то есть казначейство может обогатиться дополнительными $300 млн.
Если рассматривать концессию газораспределительных сетей, то такой путь довольно перспективен. Концессия не требует жестких рамок при заключении договоров, может быть долговременной. Учитывая тот факт, что на сегодня имущественный комплекс газораспределительной системы имеет разную форму собственности, при заключении договоров концессии можно предусмотреть не только получение средств за пользование объектами газораспределительных сетей, но и в случае окончания действия договора концессионер должен будет вернуть весь имущественный комплекс, включая новые или модернизированные объекты, государству с возможностью компенсации с его стороны вложенных средств. Поэтому, создав благоприятные и понятные условия для частных инвесторов, заключив с ними долговременные договоры, можно надеяться на получение прибылей за счет пользования этими сетями и вкладывания денег с их стороны в капитальный ремонт и модернизацию устаревших сетей.
P.S. Материал подготовлен в рамках реализации инфографического проекта ИСЭИ — «Скрытые возможности Украины». Его суть — эксперты готовят серию инфографиков, которые будут отражать нереализованный по тем или иным причинам потенциал в разных экономических сферах и отраслях. Проект стартовал с инфографики скрытых возможностей отечественной атомной энергетики.
Выпуск газеты №:
№197, (2015)Section
Экономика