Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Стихия и сила

Переброска в Казахстан войск ОДКБ напоминает ввод советского «ограниченного контингента» в Афганистан в 1979 году
10 января, 14:26
ФОТО РЕЙТЕР

Ситуация в Казахстане остается неясной. В страну завершена переброска миротворческого контингента ОДКБ. Официально его численность не называется. Неофициально поступает информация, что было переброшено  около 4 тыс. человек. Основу контингента составляют российские войска – спецназ воздушно-десантных войск, спецназ ГРУ, части ВДВ. И командует силами миротворческого контингента в Казахстане главком ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Москва заявляет, что российские военнослужащие, как и военнослужащие из других государств ОДКБ не участвуют в подавлении беспорядков, а только охраняют стратегические объекты, включая транспортную инфраструктуру. По словам генерала, миротворцы останутся в Казахстане «до полной стабилизации обстановки в стране».

Все это чрезвычайно напоминает ввод советского «ограниченного контингента» в Афганистан в 1979 году. Тогда Кремль тоже утверждал, что советские войска в боевых действиях участия не принимают, а только охраняют стратегические объекты, а также границы Афганистана от вторжения боевиков из Пакистана. Но, как мы помним, ограниченный контингент задержался в Афганистане почти на 10 лет, потеряв в боевых действиях, которые он будто бы не вел, до 30 тыс. человек убитыми и уничтожив бессчетное число афганцев. После ухода советских войск коммунистический режим в Афганистане долго не продержался. Правда, между вводом войск в Афганистан и Казахстан есть одно существенное различие. В нынешней ситуации Кремль не заявляет о том, что российские войска и их союзники будут охранять границы Казахстана от проникновения террористов и боевиков. Хотя президент Касым-Жомарт Токаев прямо заявил, что Казахстан подвергся вторжению террористов извне и что Алма-Ату атаковали 20 тыс. хорошо обученных боевиков.

Но вот насчет пропагандистской конкретики возникают непреодолимые препятствия из-за экономики и географии. Для того, чтобы версия об иностранных террористах в рядах протестующих звучала не то чтобы убедительно, но хотя бы внятно, требуется назвать страну, откуда прибыли террористы-боевики. А вот с этим возникают практически неразрешимые проблемы. Все дело в географическом и геополитическом положении Казахстана. Наиболее протяженная граница у него – с Россией. Но сказать, что террористы прибыли из России, играющей главную роль в миротворческих силах ОДКБ, у Токаева язык не повернется. Но по отношению к остальным соседям ситуация с версией с террористами из-за рубежа складывается не лучше. Казахстан граничит с Китаем, и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе проживает довольно многочисленное тюркское мусульманское население. Однако версия о том, что Китай мог послать исламских террористов в Казахстан с целью дестабилизации, выглядела бы чересчур абсурдной даже с точки зрения невзыскательной казахстанской пропаганды. Учитывая большие проблемы, которые Китай имеет со своим мусульманским меньшинством, он никогда не рискнул бы готовить исламских террористов из-за слишком большого риска того, что они применят полученные навыки на китайской территории. Но даже это не главное. Китай является крупным инвестором в казахскую экономику, и ссориться с ним для Токаева смерти подобно.

Можно, конечно, заявить, что воду мутят пришедшие к власти в Афганистане талибы. Но Афганистан с Казахстаном не граничит, и террористы оттуда могли попасть в Алма-Ату только через территорию Китая, Таджикистана, Узбекистана или Туркмистана. Однако про Китай мы уже говорили, а три других государства сами смертельно боятся появления талибов и их агентуры на своей территории. Да и ссориться с Узбекистаном и Туркменистаном Токаеву невыгодно. А Таджикистан вообще участвует в миротворческой операции в Казахстане. Также объявить коллективный Запад ответственным за протесты в Афганистане и засылку туда террористов Токаеву, в отличие от Путина, совсем не с руки. 30% инвестиций в казахстанскую экономику приходится на страны Евросоюза, и Токаеву нет смысла раздражать их антизападной риторикой. Тем более, что и в отношении этой версии встают неразрешимые географические проблемы: как страны Запада смогли перебросить тысячи террористов в Казахстан, не имея с ним общих границ, да еще в условиях строгих транспортных ограничений из-за коронавируса.

Попытки любой ценой найти «иностранный след» порой выглядят анекдотично. Так, по казахстанскому телевидению показали ролик, в котором сильно избитый киргиз признается в том, что он является безработным и что неизвестные заплатили ему около 200 долларов и направили в Казахстан для организации беспорядков. «Безработного» сразу же опознали многие телезрители. Он оказался известным киргизским джазовым музыкантом, пианистом Викрамом Рузахуновым, который регулярно ездит на гастроли в Казахстан и за один концерт получает значительно больше, чем 200 долларов. Правительство Киргизии, которая тоже участвует в миротворческих силах ОДКБ в Казахстане, уже заявило по этому поводу протест и потребовало немедленного освобождения Рузаханова.

Таким образом, складывается идиотская ситуация. Войска ОДКБ приглашены Токаевым в Казахстан под предлогом внешней угрозы, так как устав этой организации предусматривает лишь такую возможность отправки военнослужащих на территорию одного из государств-членов. Но вот насчет самой внешней угрозы казахским властям не удается придумать сколько-нибудь убедительную версию даже для собственного населения. Впрочем, как кажется, проблема легитимности присутствия миротворцев ОДКБ в Казахстане ни Токаева, ни Путина особо не волнует. Поскольку власти установили в Казахстане почти полную информационную блокаду, сейчас нельзя сказать, принимают ли российские военнослужащие участие в подавлении протестов и выполняют ли они отданный Токаевым приказ стрелять в тех, кого подозревают в терроризме, без предупреждения. Учитывая ненадежность казахстанских силовых структур и их небольшое желание стрелять в соотечественников, участие российских омоновцев и спецназовцев в подавлении революции в Казахстане исключить нельзя.

Пользуясь неожиданно представившимся случаем, Токаев забрал у Назарбаева контроль над силовыми структурами и сделал козлом отпущения за протесты и беспорядки председателя Комитета национальной безопасности Казахстана Карима Масимова, близкого к Назарбаеву. Его не только сняли с поста главы КНБ, но и арестовали по обвинению в государственной измене. Сейчас в КНБ и других силовых структурах началась масштабная чистка. Однако сам по себе контроль над силовыми структурами еще не гарантирует Токаеву удержание власти. Несмотря на то, что, по официальным данным, в ходе революции уже погибло 164 человека, включая 3 детей (протестующие утверждают, что убитых гораздо больше), а более 8000 человек арестовано, власти еще не взяли под полный контроль ситуацию в стране. В Алма-Ате продолжаются перестрелки, в ряде городов продолжаются протесты. Неясно, какого рода политические уступки могли бы прекратить протесты. Очевидно, протестующих вполне удовлетворило бы назначение действительно свободных выборов президента и парламента. Но ясно, что подобную «ересь» Путин и Токаев допустить не могут. А то, что восстание было чисто стихийным и было вызвано прежде всего экономическими причинами, доказывается тем фактом, что у протестующих до сих пор нет ни общепризнанных лидеров, ни четкой политической программы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать