Шесть «С» правительства
Действительно ли украинские власти перешли от слов к делам в вопросах евроатлантической интеграции?Интерес украинского общества к евроатлантической интеграции растет. Это доказала II Международная конференция «Новая Украина — в новой Европе», прошедшая вчера в Киеве и посвященная заявленному украинским правительством стремлению перейти на качественно новый формат отношений с Организацией Североатлантического договора — План действий по получению членства (ПДЧ). Участникам мероприятия и представителям СМИ не хватало стульев, чтобы разместиться. Несмотря на дополнительные стулья, некоторым гостям пришлось стоя слушать выступления представителей правительства и оппозиции. Присутствующие стали свидетелями настоящей дискуссии по вопросу, являющемуся весьма противоречивым в украинском обществе. А дискутировать было кому. В зале присутствовали три министра внешних дел, два министра обороны, два вице-премьера.
Министр иностранных дел Владимир Огрызко считает, что сейчас действительно появляется Новая Украина, которая в вопросах европейской и евроатлантической интеграции переходит от слов к делам. По его словам, правительство, Президент и парламент слажено идут в Европу, которая перевела дыхание после принятия Лиссабонского договора. Касаясь темы обсуждения, глава МИД подчеркнул, что НАТО дает беспрецедентные гарантии территориальной целостности, неприкосновенности границ и суверенитета своих стран-членов. Он считает, что Украина объективно готова поднять уровень взаимодействия с НАТО по ПДЧ, который на 90% направлен на реформирование политической, экономической и социальной системы Украины, и лишь на 10% касается вопросов безопасности. Огрызко отметил, что Украина рассчитывает на позитивный ответ со стороны НАТО о присоединении к Плану действий на членство в Альянсе. В то же время министр опроверг тезис некоторых западных аналитиков, относящих Украину к swing state (странам объектов внешнего воздействия без собственного внешнеполитического стержня). «Этот стержень для нас был, есть и остается четким и неизменным — курс к членству в ЕС и НАТО, закрепленный в законодательстве Украины», — отметил министр.
Тем временем вице-премьер-министр по делам европейской и международной интеграции Григорий Немыря в своем выступлении на английском языке отметил необходимость браться за цели, являющиеся досягаемыми. После того, по его мнению, для достижения поставленной цели — интеграции в евроатлантические структуры, украинская власть должна соответствовать шести критериям: competence (компетенция), commitment (преданность), consistence (последовательность), confidence (доверие), communication (коммуникация), coordination (координация). По его словам, нынешнее правительство соответствует всем этим критериям, имеет надлежащую компетенцию, преданно своим обязательством — выполнило обязательство относительно подачи заявки Украины на присоединение к ПДЧ, последовательно — продолжает взятый еще в 2002 году курс на евроатлантическую интеграцию. Касаясь вопроса доверия, Немыря отметил, что в переданном в Брюссель письме есть четкая строка о том, что вступление Украины в НАТО состоится через референдум. Вице-премьер объясняет недостаточную поддержку населением идеи вступления в НАТО недостатком транспарентности и отсутствием тендеров относительно определения тех, кто будет осуществлять информационную компанию. Поэтому, по его мнению, очень важно качество тендерной процедуры. Если мы будем реалистами не только на словах, но и на деле, последовательными, преданными и будем координировать свою деятельность, то сможем добиться поставленной цели на пути к евроатлантической интеграции, считает Немыря.
С другой стороны, экс-министр обороны, глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко считает, что правительству необходимо еще доказать свою преданность и компетенцию. По его словам, весьма уместно было бы со стороны главы правительства Юлии Тимошенко выйти на экран и сказать, что «Украинский прорыв» — это План действий относительно получения членства. Более того, отметил Гриценко, о ПДЧ должны говорить все министры нынешнего правительства, а не так, как это было в трех предыдущих правительствах, когда на тему НАТО публично выступали лишь министры обороны и иностранных дел.
Экс-министр иностранных дел Константин Грищенко также отметил, что в реальности нет подтверждения шести «С» украинского правительства. Кроме того, оппозиционный министр упрекнул Немырю в том, что тот должен был выступать на украинском языке, потому что, мол, нужно убеждать украинцев в целесообразности присоединения Украины к НАТО, а не других стран-членов Альянса. Кажется, это утверждение весьма сомнительно, принимая во внимание то, что Киев хочет уже на саммите НАТО в Бухаресте получить ПДЧ. Очевидно, будущим союзникам нужно нести мысль на их языке.
Низкий уровень поддержки членства Украины в Альянсе Грищенко объясняет тем, что украинское общество не получило ответ, что в данных исторических условиях получит страна от членства в НАТО. Более того, экс-министр отмечает, что ситуация Украины отличается в сравнении с другими восточноевропейскими странами, вступившими в НАТО. По словам Грищенко, эти страны страдали от синдрома оккупированной страны. В Грузии, добавил он, также есть ощущение, что Российская Федерация является источником угрозы. Если основываться на статистике, то в Украине такого ощущения нет, отметил экс-министр. Что получим мы от быстрого присоединения к Альянсу, риторически спросил министр и призвал правительство открыть диалог с собственным народом.
Польский посол Яцек Ключковский не согласился с утверждением Грищенко, что Польша вступала в НАТО, чувствуя угрозу со стороны России. «Мы хотели быть соучастниками упрочения европейской и мировой безопасности. И после вступления в НАТО мы почувствовали больше доверия со стороны инвесторов», — отметил он. В то же время, посол высказался за восстановление доверия между действующей властью и оппозицией относительно евроатлантического выбора, который был сделан политическими элитами еще в 2002 году.
Не соглашаются с критикой относительно недостатка координации министр иностранных дел и вице-премьер-министр. В частности, на брифинге Огрызко заметил, что проблем с координацией нет и не будет. «Вице-премьер-министр ведет те направления, которые определены правительством. МИД ведет свои направления, у нас — полное взаимодействие», — сказал профильный министр. Со своей стороны Немыря добавил, что на прошлом заседании правительства принято решение о восстановлении работы правительственных комитетов. В частности, один комитет, возглавляемый вице- премьером, как раз и будет заниматься делами европейской, евроатлантической интеграции и международного сотрудничества, подчеркнул он.
Сейчас никто не собирается делать прогнозы относительно результатов саммита НАТО, который состоится 2—4 апреля в Бухаресте. Однако посол США в Украине Уильям Тейлор заявил на конференции, что этот саммит будет успешным как для союзников, так и для Украины. В то же время он отметил, что ПДЧ — это не членство в Североатлантическом Альянсе, и этот план составляется для каждой страны отдельно. Но некоторые послы стран-членов НАТО отмечают в частных разговорах, что для Украины результат саммита будет зависеть от того, насколько преданна своей цели — получению ПДЧ —украинская власть.
Отвечая на вопрос, что будет делать Украина, если в Бухаресте не получит желаемого ПДЧ, вице-премьер отметил следующее: «Время и дата вторичны по отношению к вопросу получения ПДЧ, главное — есть ли последовательность шагов. Результат получения ПДЧ в значительной мере будет зависеть от того, насколько внутри НАТО будет сформирован до момента саммита консенсус. Нужно меньше говорить, меньше создавать завышенные ожидания, нужно вести откровенную качественную дискуссию и делать шаги. 80% плана действий — это вопрос экономической, правовой реформы и стандартов, не имеющих никакого отношения к вопросам безопасности».