Отчет президента
Путин доложил россиянам о результатах своего правленияПрезидент России Владимир Путин считает, что проводимая при его правлении политика дала результат. Об этом он заявил вчера в Кремле на заседании Госсовета, в повестке дня которого обсуждалась «Стратегия развития России до 2020 года». СМИ уже окрестили доклад Путина «последним традиционным ежегодным обращением президента к Федеральному собранию». Подводя итоги восьми лет своего президентства, Путин напомнил, что в 1999 году инфляция составляла 36,5%, бизнес был в руках олигархов, «задолженности по зарплатам достигали двух лет, а треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума». По его словам, сейчас Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, а государственный долг сократился до 3% ВВП, одного из самых низких показателей в мире. Он признал, что России удалось достичь успехов последних лет благодаря своим природным богатствам.
Российский президент не упустил возможности покритиковать Запад. Подчеркнув, что в мире разворачивается новый виток гонки вооружений, он намекнул, что причина этого — политика НАТО. Путин также заявил о недопустимости и незаконности вмешательства зарубежных стран в политическую жизнь страны. «Они (попытки вмешательства. — Ред. ) унижают достоинство нашего народа и ослабляют наше демократическое государство», — подчеркнул президент.
Касаясь внутриполитической жизни, Путин высказался за уменьшение централизации госуправления. «Одной из главных проблем сегодняшнего госуправления остается его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные, решения принимаются в правительстве месяцами, а то и годами», — сказал он. Кроме того, российский президент признал, что «государству не по силам да и ни к чему такой колоссальный государственный сектор». «Многочисленные учреждения и организации должны быть адекватны рынку, должны получать оплату за результат, а не за факт своего существования, а их руководители должны нести персональную ответственность за качество управления», — подчеркнул президент.
КОММЕНТАРИЙ
Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:
— Все выглядит как отчет уходящего президента о достижениях страны за восемь лет его правления. Хотя темой заседания была «Стратегия развития России до 2020 года», те вещи, которые говорятся относительно стратегии и планов на будущее, являются менее впечатляющими и менее конкретными, чем то, что говорится об итогах прошлого развития. В тех, частях выступления президента, которые сейчас печатаются, есть некоторое приукрашивание того, что было. Например, когда говорится, что объем внешней торговли за восемь лет вырос в пять раз. Но при этом не говорится, что цены на нефть выросли и, соответственно, тот же объем торговли стоит других денег. Пока трудно судить о том, насколько содержательными являются уроки прошлого и насколько осмысленными являются задачи на будущее. Пока, кроме самых общих фраз о том, что мы удвоим ВВП в 2009 году и станем одной из пяти крупнейших мировых экономик, ничего более конкретного и более содержательного, что можно было бы рассматривать как стратегию, а не как какие-то обещания или общие ориентиры, не видно. По крайней мере, очевидно то, что Медведеву, по сути, не дали выступить со своей президентской программой.
Что касается слов президента о разворачивании нового витка вооружений? Пока распределение ролей между Путиным и Медведевым в отношении внешней политики заключается в том, что первый делает, в том числе, такие резкие заявления. Другой старается их избегать. Медведев просто не говорит того, о чем в негативном ключе упоминает Путин. Это может выглядеть как сознательное построение Медведеву имиджа такого доброго и либерального политика, в том числе и в отношении внешнеполитического курса — по контрасту с тем жестким стилем, который сейчас практикует Путин.
Общие и достаточно жесткие заявление в адрес бюрократии Путин делает несколько лет. И эти заявления пока никак не подкрепляются какими-то конкретными действиями. Говорить об оптимизации государственного управления можно и нужно. Но давно пора от общих разговоров перейти к каким-то конкретным решениям и действиям. Пока этого не видно. Сегодняшняя речь в этом смысле ничего нового не добавила.
Сигнал относительно того, что России не под силу содержать государственный сектор, можно воспринимать по-разному. То, что происходило во время второго срока президента, трудно назвать иначе как усилением присутствия государства в экономике. И это усиление принимало разные формы. В том числе и активно используемую сейчас форму передачи государственных активов так называемым госкорпорациям. Пока не совсем понятно, как эти госкорпорации будут действовать и насколько они будут контролироваться государством. Но ясно то, что согласно положению о госкорпорации, они выведены из под контроля правительства. Последние два месяца мы видим передачу колоссальных ресурсов из государственных активов в госкорпорации. В этом можно рассматривать скорее раздел наследства в конце путинского второго срока, чем то, что, очевидно, имеет в виду Путин, говоря о каком-то расгосударствлении. Под флагом расгосударствления идет передача доверенным лицам и близким Кремлю чиновникам очень большой государственной собственности, форма управления которой еще окончательно даже не определена.