Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Нужно больше позитивных сигналов от Украины»

Анна Гопко — о результатах визита в Вашингтон
18 декабря, 19:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На прошлой неделе с визитом в США находилась украинская парламентская делегация, среди членов которой была председатель Комитета по иностранным делам Украины Анна Гопко. Этот визит совпал со многими хорошими для Украины новостями: президент Трамп подписал оборонный бюджет на следующий год, который предусматривает предоставление Украине помощи в 350 млн долларов, а правительство Канады одобрило внесение Украины в перечень стран, в которые разрешен экспорт оружия (Automatic Firearms Country Control List). Между тем из Украины поступали не лучшие новости: продолжающийся конфликт НАБУ и ГПУ, а также судебное заседание по делу экс-президента Грузии, лидера политической партии «Рух нових сил» Михеила Саакашвили.

Председатель комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анна ГОПКО рассказала «Дню» о цели поездки в Вашингтон и достигнутых результатах:

— Визит проходил в рамках продвижения инвестиционного плана поддержки Украины, который мы вместе с литовцами с марта этого года активно продвигали в Варшаве, Лондоне, Париже, Берлине, Вашингтоне, дважды в Брюсселе. Это так называемый «план Маршалла», план Западной поддержки Украины, инвестиции в реальный сектор экономики для экономического роста.

Во время встреч во Всемирном банке мы говорили о том, что нужно сделать ревизию тех политических обязательств, которые дали страны G7 после Революции Достоинства, — 25,5 млрд долларов через двусторонние проекты и Международный валютный фонд. Сейчас пришло время, учитывая председательство Канады в будущем году в G7, пересмотреть, куда пошли средства, и некоторые из них Украина не использовала, какие отрасли должны быть сейчас приоритетными.

Встречаясь с представителями Сената и Палаты, Госдепартамента и аналитических кругов, которые формируют политику нынешней администрации США, мы ставили цель продвинуть политическое решение относительно поддержки так называемого Плана инвестиций Украины. Это можно осуществить через политические сигналы, которые США должны были дать для остальных стран по переоценке той финансовой помощи, которая была предоставлена Украине и которая будет дальше.

ФОТО С ФЕЙСБУК СТРАНИЦЫ АННЫ ГОПКО

Ввиду того, что во время пребывания в США президент Дональд Трамп как раз подписал оборонный бюджет, который предусматривает 350 млн долларов помощи Украине, для нас также было важно проговорить имплементацию закона о санкциях, которые включают энергетический пакет. Фактически уже само принятие данного закона помогло приостановить «Северный поток-2», но теперь мы хотим, чтобы Администрация Трампа ускорила саму имплементацию, чтобы также был обнародован список российских высокопоставленных должностных лиц, приближенных к российскому президенту Путину, принимавших участие в разных преступлениях.

Я бы хотела при случае поблагодарить нашу литовскую команду, друзей, среди которых был пан Андрюс Кубилюс, народный депутат Жигимантас Павиленис, представитель министерства иностранных дел Литвы. Недавно Литва приняла акт Магнитского. И мы это обсуждали, ведь сейчас в украинском парламенте как раз готовится к представлению законопроект по поводу расширения наших санкций против России и принятия акта Магнитского. Это необходимо для того, чтобы установить ответственность за финансирование вооруженного конфликта на востоке Украины тех, кто причастен к нарушению прав человека, и чтобы Украина могла присоединиться к таким странам, как США, Канада, Литва, которые приняли акт Магнитского.

В ходе встреч с американскими коллегами мы обсуждали гуманитарный вопрос: освобождение тех людей, которые были задержаны и находятся в СИЗО, в плену или в оккупированном Донбассе, в оккупированном Крыму или в РФ. Говорили о том, чтобы этот вопрос приобрел актуальность.

Что касается предоставления Украине летального оружия, то у нас сложилось ощущение, что мы уже приближаемся к принятию какого-то политического решения. Это как раз совпало с решением Канады о разрешении на продажу Украине оборонного защитного летального оружия.

Со своей стороны наши партнеры четко говорили, что для того, чтобы они эффективнее продвигали интересы Украины, им хочется иметь больше позитивных новостей, видеть действенные эффективные независимые антикоррупционные институции, чтобы не было давления, например, на новосозданное НАБУ. Эти институты должны быть профессиональные. В Конгрессе и в Сенате наши союзники очень четко просили ускорять темп реформ, отмечая, что масштабы помощи Украине будут зависеть от нашей внутренней способности выполнять существующие международные обязательства, в частности, по МВФ.

Мы обсуждали такой очень важный вопрос, как законопроект по поводу сотрудничества с Украиной в вопросах кибер-безопасности. У этого документа — 22 соавтора. Он сейчас как раз находится на рассмотрении Комитета по вопросам Европы, Евразии и новых угроз Комитета иностранных дел. Этот закон поможет правительству Украины усовершенствовать собственную стратегию кибер-безопасности, в частности, на таких направлениях, как установление самых современных безопасностных обновлений на компьютерах органов государственной власти, это системы программной защиты, направленные на защиту объектов критической инфраструктуры, сокращение зависимости Украины от российских технологий, развитие собственных возможностей в сфере кибербезопасности и участие в международных усилиях противодействия киберугрозам.

Также мы (и я лично уже давно) продвигали идею визита в Украину в следующем году президента Дональда Трампа или вице-президента Майка Пенса, что чрезвычайно важно. Кроме этого, проведение заседания стратегической межправительственной комиссии, которая была еще создана во времена Кучмы и тогдашнего вице-президента Альберта Гора как один из эффективных механизмов, где можно проговаривать двусторонние вопросы.

Также у меня была встреча с представителями радио «Голоса Америки», «Радио Свобода», их телекорпорации, где мы также говорили, насколько важно противодействие российской пропаганде не только в Украине, но и во всех наших русскоязычных странах-соседях. Учитывая парламентские выборы в Молдове в 2018 году, чтобы можно было лишать окружение Кремля большого российского влияния в регионе и чтобы в регионе Восточной Европы благодаря роли США вместе с Германией через лучшую координацию мы отражали те угрозы и вызовы, которые имеются в частности через влияние Путина на выборы. Также мы четко говорили о важности 2019 года. Потому что одна из стратегий Кремля — выиграть выборы здесь через своих представителей и те партии, которые будут создавать: от «Оппоблока» до Медвечуков. Поэтому очень важен рост социального благосостояния людей, оправдание тех ожиданий, которые были.

— Как наши американские партнеры отнеслись к идеям предоставления Украине так называемого «плана Маршалла» и летального оружия?

— Что касается летального оружия, то во многих кабинетах политическая воля уже созревает к принятию позитивного решения.

Относительно «плана Маршалла», то в частности Линдси Грем четко сказал, что в них есть один из законов относительно противодействия российской агрессии и, что он четко понимает, почему нужно, чтобы США предоставили, например, 20 млн долларов и послали политический сигнал всей «Большой семерке». По его словам, он считает это действительно нужным, учитывая угрозы популизма, реванша пророссийских сил, важность для людей реформ и наглядных результатов в виде улучшенной инфраструктуры, новых дорог, поездов. Поэтому он понимает, зачем это нужно, и говорит, что они готовы рассматривать это.

Во Всемирном банке нам четко сказали: займитесь улучшением инвестиционной возможности, чтобы эффективнее использовать те средства, которые вам уже дали, проведите в правительстве инвентаризацию, привлеките новых людей, инвестируйте в них для того, чтобы использовать уже даже предоставленные средства (Всемирным банком — 600 млн долларов, Европейским инвестиционным банком для аграриев — 400 млн евро). В организации подчеркнули, что только тогда, как мы покажем ускоренные темпы выборки средств, которые есть, они будут готовы запускать новые программы. В частности, Всемирный банк будет помогать воплощать медицинскую реформу, продолжение наработок относительно пенсионной, образовательной реформ и приватизации.

Все зависит сейчас от нас. Они четко говорили, что нужно больше позитивных сигналов от Украины и прекратить попытки уничтожить антикоррупционные достижения, ведь это не добавляет нам возможностей.

В действительности, если бы у нас был более быстрый темп реформ, мы спокойно могли бы говорить с США о ПДЧ в НАТО (План действий относительно членства. — Ред.), чтобы США выступали как один из наших адвокатов и помогали Украине в этом. Если бы мы выполнили Соглашение об ассоциации не на 20%, а хотя бы на 70%, и не видели откаты в антикоррупционной сфере или увидели более быструю деолигархизацию, мы могли бы с ЕС не воевать за то, будет ли упомянуто в декларации признание наших европейских перспектив членства, мы бы уже четко говорили, что Соглашение об ассоциации действует и нам нужен следующий шаг — это переход к реальному рассмотрению членства. Поэтому во многих вещах нам дали четкие сигналы, что если мы хотим требовать от Запада большего, нужно продемонстрировать свою готовность... Что касается безопасностного компонента, то существуют условия для получения этих 350 млн долларов из оборонного бюджета США. И это тоже, с одной стороны, возможно, несправедливо, но с другой — таковы реалии. Пока мы не выполним на 150 млн конкретные условия, среди которых воплощение парламентского и гражданского контроля, гражданский министр обороны, эта помощь не придет в Украину. То есть 50% от 150 млн дается просто, а остальные — под конкретное выполнение Украиной требований.

— Когда можно ожидать визит президента Трампа или вице-президента Пенса в Киев?

— Думаю, что в следующем году можно ожидать. Нам не нужен символический визит, нам нужен визит с конкретными сдвигами. Например, в миротворческой миссии, с соблюдением всех красных линий Украины или предоставление летального оружия, или новый огромный прямой пакет иностранных инвестиций (например, сейчас финализируется соглашение с General Electric). Также нам очень важны США в энергетических вопросах, первый газ LNG в Украину зашел, приостановлен «Северный поток-2», но нужны последующие шаги. В частности, чтобы США дальше напрямую контактировали с Германией, чтобы вопрос «Северного потока-2», несмотря на попытки лоббизма разных высокопоставленных должностных лиц, был окончательно заблокирован.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать