«Новые мотивы» в Японии
Тадаши ИДЗАВА: Если страна не гордится своей историей и культурой, то она не является полноценной...Недавно в Японии произошло историческое событие. Впервые за более чем полвека правящая Либерально-демократическая партия потерпела поражение. И к власти под лозунгом перемен пришла оппозиционная Демократическая партия. Как смена власти может сказаться на самой Японии, а также ее внешней политике? На чем основывается уверенность нового японского премьера в возможности быстро разрешить с Россией спор о Северных территориях? Как выполняются договоренности, достигнутые в ходе первого за всю историю украинско-японских отношений визита в Страну Восходящего Солнца украинского премьера в начале этого года? Чем отличается украинская демократия от японской и в чем японцы и украинцы похожи друг на друга? Об этом «Дню» — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Японии в Украине Тадаши ИДЗАВА.
ОБ ОПЫТЕ СМЕНЫ ВЛАСТИ
— Господин посол, не могли бы вы более детально прокомментировать, что означают слова лидера Демократической партии, нового премьер-министра Юкио Хатоямы, сказанные им после победы: «Эти выборы означают изменение власти, старой политики на новую, а также системы управления, когда верховная власть будет принадлежать народу, а не бюрократической верхушке»?
— Прежде всего я хотел бы отметить, что для Японии, в которой при власти более 50 лет находилась Либерально-демократическая партия, такая смена власти является новым опытом. Япония — это демократическая страна, так же, как страны Европы и Америки, но, в отличие от этих стран, смена партий при власти в Японии происходила крайне редко. Это было, в том числе, и результатом тех реформ, которые проводила Либерально-демократическая партия. Однако такое положение дел имело и негативные стороны.
Параллельно возрастало определенное недовольство властью, Либерально-демократической партией, что привело к впечатляющей победе Демократической партии. Новый премьер Хатояма достаточно часто выступает в разных местах, и сегодня я бы хотел поговорить не о трех, как вы упомянули, а о двух основных мотивах.
Первый мотив, или основное изменение, касается прежде всего устранения групп с определенными интересами и выгодами, которые сформировались в результате длительного правления Либерально-демократической партии, — для того, чтобы политика работала на пользу народа. Второй мотив касается планирования политики. В Японии планированием политики занималась очень сильная бюрократия. При этом бюрократы не избирались народом и поэтому не были политически ответственными перед ним.
И теперь новая власть, которую представляет Демократическая партия, ратует за изменение ситуации так, чтобы принятием политических решений занимались не бюрократы, а политики. Фактически речь идет о переходе от бюрократической власти к политической, что и является основным изменением после прихода к власти правительства Хатоямы.
— В чем состоит новшество этого подхода?
— В принципе, новая власть избрала английскую систему, где очень четко разграничены власть и бюрократия. Насколько эту модель удастся воплотить в жизнь, зависит от нового кабинета. В разных странах существуют разные системы государственного управления, и степень их успешности отличается. Например, в США, Германии, Великобритании, Франции существуют свои собственные системы, но нельзя сказать, что они всегда функционируют идеально. Это политика, и тут никуда не денешься.
Пришедшая к власти Демократическая партия подчеркивает, что если народ не будет удовлетворен результатом ее работы и новая модель не окажется достаточно успешной, то на следующих выборах она проиграет, и что именно такой должна быть демократия.
Поскольку это первый опыт, то сложно сказать однозначно, будет ли он успешным. Раньше существовали правительство, состоящее из премьер-министра, министров и бюрократов, и отдельно Демократическая партия, и политика осуществлялась в согласовании между этими двумя сторонами. Другими словами, существовала двойная структура планирования политики, при которой было не совсем ясно, кто несет ответственность за политический курс. Теперь же правительство, сформированное Демократической партией, будет нести полную ответственность за осуществление политики.
— Можно ли ожидать, что ушедшая в оппозицию Либерально-демократическая партия будет помогать Демократической партии проводить реформы, в том числе — управления?
— Для этой партии такой проигрыш стал огромным шоком. Поэтому сейчас она находится на этапе обсуждения, что делать дальше и в какой форме. Если она станет здоровой оппозицией и будет не согласна с позицией правящей партии, то, разумеется, она будет об этом заявлять. Позиции Демократической и Либерально-демократической партии по многим вопросам внутренней политики достаточно различны. Но, с другой стороны, я думаю, что обе партии могут сотрудничать по вопросам, касающимся, например, безопасности страны или японского народа.
— Наверное, либерал-демократы должны быть заинтересованы в идее демократов, состоящей в разделении партийных структур и правительственных?
— Поскольку на этих выборах впечатляющую победу получила Демократическая партия, то при желании она может удерживать власть в течение четырех лет. Но, как я отмечал раньше, если народ не будет доволен политикой Демократической партии, то в результате внутренних расхождений возможны изменения.
БУДУЩЕЕ ПАРТИИ И СКОРОСТЬ ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ
— Какие ожидания возлагают японцы на приход этой партии к власти, и что обещали демократы?
— Хочу сразу сказать, что в Японии все проходило с тем же духом перемен, как и в Америке. Если посмотреть на результаты опросов общественного мнения, проведенные средствами массовой информации после выборов, то они показывают: несмотря на то, что народ сказал «нет» ЛДП, это не обязательно означает, что он поддерживает политический курс Демократической партии. И все будущее партии будет зависеть от того, какие действия она предпримет и с какой скоростью она будет воплощать в жизнь свои политические идеи.
Что касается второго, то были сделаны разные обещания. Одним из них является обещание радикально, на 25 процентов, сократить выбросы углекислого газа в окружающую среду. Это обещание высоко оценила мировая общественность, но оно вызвало беспокойство в промышленных кругах. Также и планы по изменению инфраструктуры, ориентированной на человека, вызвали беспокойство в регионах страны. Еще одним элементом, который сильно влияет на поддержку власти, является состояние японской экономики. Повысится ли уровень безработицы, будет ли продолжаться рецессия? Все это повлияет на отношение избирателей к Демократической партии.
— Нет ли опасения, что обещания не будут выполнены новой властью, как это часто бывает во многих странах?
— Демократической партии помогла победить большая поддержка народа, связывающего с новой силой большие ожидания. В течение ближайшего времени демократы будут стараться реализовать данные избирателям обещания. В настоящее время я не вижу предпосылок к невыполнению правительством своих обещаний.
— А как насчет обещания демократов за полгода решить проблему с Северными островами?
— Во-первых, я думаю, что они этого не говорили. Во-вторых, этот вопрос является приоритетом не только для Демократической партии, но и Либерально-демократической. Во внешнеполитическом курсе страны относительно этого вопроса изменений нет. Я не знаю, каким образом такая информация поступила к украинским СМИ, но демократы не давали обещания в конкретный срок решить эту проблему. Говорилось о том, что необходимо как можно скорее решить эту проблему.
Тут можно отметить, что дедушка господина Хатоямы выстроил хорошие отношения с Советским Союзом, и сам господин Хатояма, когда его партия была в оппозиции, поддерживал развитие дружеских отношений с Россией. Господин Хатояма является председателем Ассоциации сотрудничества Японии и России, и он уверен, что сможет удачно выстроить отношения с этой страной. Думаю, Россия ожидает от него того же самого.
О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦЕНТАХ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
— Если мы начали говорить о внешней политике Японии, то хотелось бы услышать от вас мнение официального Токио по поводу недавнего отказа администрации Барака Обамы от планов по размещению элементов ПРО в Европе, что вызвало весьма неоднозначную реакцию в самой Европе.
— Я пока что не знаю официальной позиции Токио по этому вопросу. Сейчас премьер-министр вместе с министром иностранных дел находится в США, где у них запланирована встреча с президентом Обамой, госсекретарем Хиллари Клинтон, а также российским президентом Дмитрием Медведевым. Возможно, они могут обсуждать этот вопрос (интервью состоялось 22 сентября. — Авт.)
— Следует ли ожидать изменений во внешней политике вашей страны с приходом к власти Демократической партии?
— Для Японии соседними странами являются, прежде всего, азиатские. И, скорее всего, так же, как и предыдущее правительство, премьер Хатояма будет большое внимание уделять Южной Корее, Китаю и другим азиатским странам. С точки зрения безопасности, для Японии очень важными являются не только отношения с азиатскими странами, но и японско-американские отношения. Как и во времена предыдущих правительств, будет продолжаться работа по указанным двум направлениям.
Если говорить о краткосрочных перспективах, то акцент будет ставиться на вопросах, связанных с Северной Кореей и оказанием помощи Афганистану. А долгосрочные перспективы касаются взаимодействия и сотрудничества не только с Азией, но и с Россией, Украиной и другими странами мира.
— Поскольку японский премьер и министр иностранных дел находятся в США, будут ли они поднимать вопрос о подтверждении администрацией Обамы обязательств в рамках ранее подписанных соглашений в сфере безопасности между Вашингтоном и Токио?
— Как говорил премьер-министр Хатояма, для него очень важно построить личные доверительные отношения с президентом США. Для начала, думаю, они будут обсуждать глобальные вопросы, такие, как, например, проблема изменения климата и глобального разоружения.
— Господин посол, вы упомянули об интересе вашей страны к разрешению проблемы Афганистана. Чем вызван такой интерес? Ведь на днях премьер Сильвио Берлускони заявил, что Италия думает выводить итальянские войска из Афганистана.
— Что касается упоминания Афганистана, то это пример того, что Япония хотела бы внести свой вклад в борьбу с терроризмом. Наверное, вы знаете, что согласно Конституции Япония не может предоставлять свои силы самообороны для участия в боевых действиях. Поэтому новая власть думает, что можно будет сделать вместо этого, чтобы внести свой вклад в стабилизацию ситуации в Афганистане. В настоящее время Япония предоставляет поддержку, которая заключается в поставках топлива на корабли из других стран в Индийском океане. Одновременно, учитывая тот факт, что действие закона, разрешающего подобную деятельность в Индийском океане, заканчивается 15 января 2010 года, обсуждаются и другие формы помощи Афганистану.
«...ДЕЛОВЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ ОЧЕНЬ АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ»
— Вернемся к Украине. Скажите, произойдут ли изменения внешней политики по отношению к нашей стране с приходом к власти Демократической партии?
— Эти вопросы еще не обсуждались официально на правительственном уровне. Но я лично считаю, что по вопросам внешней политики в отношении европейских стран больших изменений не будет. Разумеется, не будет никаких изменений и в моем стремлении на посту посла Японии в Украине как можно больше способствовать взаимоотношениям между нашими странами.
— Тогда, возможно, уже сейчас можно подвести итог реализации договоренностей, достигнутых после визита украинского премьера Юлии Тимошенко в Японию, в частности, касавшихся привлечения японских компаний к «мощной модернизации» Украины?
— Я хотел бы сказать, что после визита госпожи Тимошенко в Японию деловые связи между нашими странами очень активизировались. Основываясь на достигнутых договоренностях в области экологии и вопросах эффективности энергопотребления, японские компании работают очень активно, внедряя японские технологии. Я ожидаю, что в этой сфере будут выполнены многие проекты.
— Можно ли ожидать приезда в Украину японского премьера для активизации двухсторонних отношений?
— Конечно, я был бы очень рад такому приезду. Но в настоящее время премьер занят налаживанием отношений с ближайшими странами: США, Россией, Китаем, Южной Кореей, поэтому конкретных планов относительно визита в Украину нет. А долгосрочные планы будут рассматриваться в дальнейшем.
«Я ДУМАЮ, ЧТО УКРАИНА СТАНЕТ ЗРЕЛОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СТРАНОЙ»
— В Украине ценят помощь и гранты, которые Япония предоставляет нашей стране. В частности, на днях при поддержке японского правительства в Киеве состоялась конференция «Демократия и избирательные стандарты: вызовы для Европы». Хотелось бы услышать от вас, чем руководствуется правительство вашей страны, выделяя средства на подобные проекты?
— Япония предоставляет поддержку не только Украине, но и ряду других стран. Одна из них — поддержка демократических начинаний в странах бывшего СССР. Япония поддерживает инициативы Совета Европы по продвижению демократических инициатив в Украине. Мы надеемся на дальнейшее внедрение демократических принципов и на становление Украины как зрелого демократического государства.
— Господин посол, могли бы вы сказать свое мнение об украинской демократии и о том, чем она отличается от японской?
— Я бы не хотел прямо комментировать вопрос об отличиях между украинской и японской демократией. Говоря в общем, в Японии существует незыблемое верховенство права, включая Конституцию, которое поддерживается народом и в которое народ верит. Кроме того, в нашей стране большим авторитетом пользуются суды, и судебная власть является абсолютно независимой. И японский народ воспринимает эту ситуацию как должное. Суды должны быть независимы от правительства и парламента. Вся деятельность государства основывается на Конституции, на уважении к законам. Если что-то в этих законах не устраивает, то они сначала изменяются, а затем работа идет, снова же, только по ним.
Я должен добавить, что Украина еще молодая страна. У нее практически меньше двадцати лет опыта. Я думаю, что при поддержке Совета Европы Украина станет зрелой демократической страной.
— Какой японский опыт проведения выборов, демократических преобразований, по вашему мнению, мог бы быть полезным для Украины?
— Если говорить о моем личном впечатлении, на прошедших в этот раз выборах в Японии люди, проголосовавшие за Демократическую партию, смогли почувствовать, что их голос смог изменить политическое направление страны. Они узнали, что с помощью голосования можно выбрать власть. Осознание этого приносит удовлетворение. Считаю, что это важно для демократии. Я желаю, чтобы в Украине также прочувствовали это. Что демократия — это возможность выразить свое мнение через голосование.
— Господин посол, за время вашего пребывания в Украине заметили ли вы какие-то схожие черты между украинским и японским народами?
— Я неоднократно замечал, что украинцы ценят свою культуру и историю. И в этом, думаю, они схожи с японцами. В любой стране существует культура, основанная на истории. И если страна не гордится своей историей и культурой, то она не является полноценной страной. Именно в этой гордости за свою историю, культуру проявляются общие черты Японии и Украины.
— То есть история — очень важный компонент формирования нации...
— В принципе, историю нельзя выбирать. Но важно действовать в будущем с оглядкой на свою историю. Я считаю это очень важным.