«Неудачи – это большая честь, и не нужно их бояться»
Как Израилю удалось стать передовой страной в сфере инноваций и стартаповФорум «GoingGlobal: Израильско-украинский день инноваций», состоявшийся на днях в Киеве в рамках Иерусалимских дней в Киеве, дал возможность украинцам в определенной степени понять, в чем секрет успеха Государства Израиль в этой сфере. Открывая этот форум, израильский посол Элиав Белоцерковский сказал, что цель этого мероприятия поделиться опытом в сфере инноваций. По его словам, между Украиной и Израилем существует большой потенциал сотрудничества в сфере науки и технологий, но встает вопрос того, как его реализовать. «Одна из проблем, считает он, заключалась в том, что в вашей стране фокус был на энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, но запущены были человеческие ресурсы. А наш опыт показал, насколько важны человеческие ресурсы. Если вы их игнорируете, то вам будет трудно развиваться», — отметил посол.
ЭКОСИСТЕМА ИННОВАЦИЙ
После этого вступительного слова ведущие израильские эксперты на очень хорошем английском языке в течение шести часов рассказывали, что делает израильскую инновационную экосистему настолько успешной и как это помогает создавать стартовые возможности для освоения новых рынков? Как женщины вдохновляют друг друга к деятельности в этой сфере, а также как инновации влияют на образование и как она создает основу для дальнейших инноваций.
Соучредитель некоммерческой организации Made in JLM («Сделано в Иерусалиме») Рой Мунин поделился опытом создания экосистемы инноваций в Иерусалиме. По его словам, это неправительственное объединение фокусируется на объединении предпринимателей, стартапов, научно-исследовательских центров, научных учреждений, поставщиков услуг и инвесторов в Иерусалиме. Он рассказал, что работа началась с изменения восприятия города снаружи, который выглядел депрессивно, и создания позитивного имиджа Ерусалима.
И только после этого сюда стало приходить все больше компаний, и правительство стало выделять гранты на инновации. Рой при этом отметил, что правительство всегда хочет все контролировать и обычно испытывает неудачи, поэтому важно, чтобы власть занимала надлежащее место. «А это возможно в случае, если местная или центральная власть понимает, что она является частью большой экосистемы и что здесь есть другие игроки, которые могут делать лучше», — сказал он.
Пожалуй, самым главным, по мнению Рой, является налаживание культуры сотрудничества между многими игроками: предпринимателями, учеными, чиновниками, университетами, провайдерами услуг. И при этом прибавил он, все эти звенья при создании экосистемы инноваций являются важными.
Впрочем, отметил Рой, успеха невозможно добиться, если в обществе не будет доминировать психология восприятия успеха другого и понимание, что это классно, сотрудничать с такими людьми и сделать что-то лучше. Иными словами, израильтянам удалось избавиться от комплекса зависти к чужому успеху.
Со своей стороны, директор по маркетингу и экосистеме в Mass Challenge, крупнейшего акселератора стартапов в мире Том Бар Ав обратил внимание на другой момент, на то, что в Израиле не делают трагедии из неудачи. По его словам, в этой стране даже есть день FuckDay, иными словами, День неудачников, когда люди делятся своим опытом. Ведь не всегда с первого раза предприниматель может добиться успеха и, наоборот, неудача может стать стимулом сделать еще и еще попытки, чтобы в итоге создать успешный бизнес.
Говоря о роли государства в содействии создания экосистемы стартапов, Том сказал, что не обязательно это должны быть средства. По его словам, помощь может заключаться в уменьшении цены на помещение для офисов под стартап, а также ликвидация преград для открытия бизнеса.
Том рассказал, что небольшую экосистему инноваций можно создать за две недели, но при этом, подчеркнул он, следует понимать, что это марафон, а не спринт.
ЖЕНЩИНЫ И ИННОВАЦИИ
«Мы не стали стартап-нацией за один день. И этому способствовало то, что у нас существует культура предпринимательства. Неудачи — это большая честь, и не нужно их бояться. Человек может испытать три-четыре неудачи, и в итоге построит успешную компанию», — рассказала директор по развитию бизнеса компании Vertex Ventures с 20-летним опытом роботи 29-летняя Наама Зальцман Дрор.
Гендиректор основанной в 2003 году иерусалимской общественной организации TheNewSpirit 35-летняя Инбар Вайс отметила, что высокотехнологические города начинаюсь с социальных инноваций. По ее словам, многие творческие люди приносят идеи, меняющие реальность города, что, в свою очередь, способствует появлению высоких технологий.
И возможно, продолжила она, такое большое количество инноваций в Иерусалиме объясняется тем, что мы живем в безумном городе, где чуть ли не ежедневно происходят какие-то конфликты. «Существование разных культур заставляет по-другому жить сообща, и это приводит к прекрасным инновациям. Мы работаем, чтобы объединять молодых людей и побуждать к вещам, которые их вдохновляют, чтобы они не чувствовали одиночество в городе и хотели изменений, и для этого создаются нами платформы для инноваций», — сказала Инбар.
TheNewSpirit, подчеркнула она, принимает участие в развитии профессиональных сообществ, которые стремятся изменить реальность в Иерусалиме. По ее словам, разные сообщества содействуют развитию творческой экономики, местного предпринимательства и инноваций в Иерусалиме.
Касаясь роли женщин и инновации, Инбар отметила, что в Израиле в частном секторе нет направленности на слабый пол. «А женщины, продолжила Ваон, более работящие и эффективные, чем мужчины. Они выполняют много задач и являются в определенной степени «многостаночниками».
Со своей стороны, Наама подчеркнула, руководить домохозяйством сложнее, чем открыть стартап. «Материнство это антрепренерство», сказала она. И чем больше женщин будут привлечены к инновациям, это сделает их смелее и, как результат, мир станет полнее», резюмировала Наама.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Учителя в системе образования — консервативны, и потому с них нужно вытянуть искру предпринимательства. Так считает Лилак Вассерман — антрепренер в инкубаторе Mifras, который направлен на совершенствование системы образования через развитие инициатив, предпринимателей и культуру предпринимательства. По ее мнению, инновации и предпринимательство служат основой для развития государственной системы образования с учетом вызовов, с которыми она сталкивается в постоянно меняющемся мире. И при этом, отмечает она, изменения или реформы системы образования невозможны сверху, а должны идти снизу, и означают изменение мышления и восприятия.
«У нас в детсаду, в школе, университете восприятие мира, таково, каким оно является, а у предпринимателя оно иное — он считает, что имеет силу изменить реальность», — подчеркнула Лилак.
И выход, по ее мнению, заключается в том, чтобы учителя стали инноваторами и учили детей высказываться эмоционально и, самое главное, мечтать. Именно так поступала одна очень молодая учительница, преподавая с первого по шестой класс в школе, которую она хотела изменить. И если таких учителей будет много, то мы и будем иметь новую систему образования, считает Лилак. Она рассказала, что несколько лет в Израиле работает программа по введению в школах проектно-учебного процесса, которая сначала финансировалась за частные средства, а теперь привлекает и государственные.
Суть программы заключается в отборе 30 директоров школ, у которых есть потенциал к введению инноваций в учебных заведениях. «Полгода с ними мы проводим специальные курсы, потом они за полгода готовят учебную программу, которую мы адаптируем к определенной школе. Мы спрашиваем у директора, какова его мечта и какую цель он хочет достичь за полгода, какие вызовы и потребности стоят перед обществом и о чем он мечтает. В течение следующих шести месяцев мы находим инновационное решение, чтобы удовлетворить мечту. По окончании первого года директор имеет бизнес-план. Это программа и шаги, которые нужно сделать в школе, чтобы она была инновационной. Потом мы работаем над бюджетом, и если необходимые средства будут получены со стороны министерства образования или другого фонда, через два года вы получаете другую школу, которая становится инкубатором для педагогов», — объяснила Лилак.
Она привела пример реализации инновационного решения, рассказав о том, как удалось уменьшить уровень насилия и в то же время повысить успеваемость в очень сложной еврейско-арабской школе на юге Израиля. По ее словам, были проанализированы 20 разных решений пресечения насилия, и избрано обучение в движении. Наука подсказывала, что чем больше ученики движутся, тем меньше они склонны к насилию. Вместо 45 минут урок для 40 учеников длился 15 минут, а остальное время в процессе движения они изучали математику, физику, язык. Для этого, конечно, учителям нужно было изменить систему и структуру подачи материала. Но в итоге насилия в школе стало меньше, а успеваемость значительно лучше, — отметила Лилак.
Хотя в израильской культуре легко воспринимается лидерство, продолжила она, мы своими программами пытаемся учить учителей, студентов и учеников культуре предпринимательства. Однако это нелегко сделать, и причина заключается в том, что самое сложное изменить мышление.
И на самом деле так оно и есть. Но можно отметить, что израильтяне хорошо усвоили рассуждения Сократа, который сказал: «Секрет изменений заключается в том, что сосредоточить всю свою энергию нужно не на том, чтобы бороться со старым, а на построении нового».