Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нет свободы без «Солидарности»

02 сентября, 00:00

«Рабочие побережья в августе 80-го решили квадратуру круга», — написал в своем комментарии к событию главный редактор самой многотиражной в Польше «Газеты выборчой» Адам Михник, бывший диссидент и бывший соратник Валенсы. Общество — до того времени «Великий немой» — тогда, по его мнению, впервые заговорило собственным голосом.

В августе 80-го бастующие рабочие гданьских верфей добивались от коммунистической власти подписания соглашения, которое бы предоставляло им не только улучшение условий труда, но и элементы демократических свобод. Дальше было — военное положение в стране, жесткое правление генерала Войцеха Ярузельского, нарушение всех условий подписанного в Гданьске соглашения. Правда, Ярузельский последние годы утверждал, что именно его приход к власти и введение военного положения спасли страну от советской интервенции. Кто знает — возможно, он и прав.

А в 1989-ом состоялся знаменитый «круглый стол» между властью и «Солидарностью», в стране прошли первые свободные выборы, в результате которых сначала было создано первое некоммунистическое правительство Тадеуша Мазовецкого, а потом Лех Валенса стал президентом страны. И тогда, еще до падения Берлинской стены, впервые заговорили о крахе коммунизма в Европе, еще при «живом» Советском Союзе с его «руководящей и направляющей силой», пленумами, съездами и перестройками.

Двадцать лет назад поляки заложили фундамент того, что сейчас иногда называют «польским чудом» — хотя на самом деле не было никакого чуда. Просто двадцать лет назад поляки — притом не традиционные интеллигенция и студенчество, но представители всех прослоек общества боролись за свободу, тогда как средние украинцы, белорусы, россияне по большей части просто не понимали поляков, не знали, зачем им та свобода. Завоеванной, выстраданной свободой, как оказалось, можно распорядиться «с головой» — хотя Валенса сегодня и говорит о разочаровании тем, что общество еще далеко не преодолело бедность, что сохраняется высокий уровень безработицы.

Гданьские забастовки, рождение «Солидарности», которая сохранила популярность и во времена правительственных репрессий, — простые свидетельства того, что народ может преодолеть рабскую психологию.

Время «Солидарности» миновало, ее герои — в том числе и Валенса — уже стали достоянием истории. Очевидно, президент Польши Квасьневский прав, когда призывает свой народ перейти от «Солидарности» к солидарности. А Адам Михник, в свою очередь, утверждает, что в обществе теперь должна бы состояться «амнистия без амнезии». Трудно сказать, о чем бы они говорили сейчас, если бы не родилась «Солидарность»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать