«Непраздничный фон»
Борис ТАРАСЮК: Я не припоминаю случая, когда бы дискуссии по газу заканчивались без подписания контрактаСегодня украинские дипломаты отмечают свой профессиональный праздник — День дипломата. «Украинская дипломатия сейчас не лишена внимания и уважения», — поделился своими мыслями с нашим изданием министр иностранных дел Борис Тарасюк перед празднованием. Хотя, похоже, что профильная дата для отечественного внешнеполитического ведомства — не только празднование, но и отчетность. На сегодня запланирована пресс-конференция министра иностранных дел Украины, где Борис Тарасюк должен подвести итоги работы украинских дипломатов за последний год. Глава внешнеполитического ведомства также согласился ответить на вопросы «Дня». Первый вопрос касался самого сложного — российского направления политики и последних «газовых осложнений».
— Украина сейчас переживает пик напряженности в отношениях с Россией. Что стало причиной такого обострения? Есть ли вина в этой ситуации Украины?
— Я бы не называл нынешнее состояние отношений с Россией напряжением. У меня большой опыт участия в развитии отношений с Российской Федерацией — еще с 1990 года, когда только начинали работать над первым двусторонним договором. И я знаю все этапы развития украинско- российских отношений. Нынешнее состояние в отношениях не является напряжением. И в прошлом у нас были периоды, когда были довольно острые дискуссии между Украиной и Россией. Как правило, во времени эти периоды острых обменов совпадали с приближением зимы, с приближением заключения очередных протоколов о поставках газа. Конечно, в этот период российская сторона пыталась через поставки газа решать другие проблемы — то ли экономического, то ли политического характера. Но я не помню ни единого случая в истории украинско-российских отношений, когда бы дискуссия вокруг заключения очередных контрактов по поставке газа заканчивалась без заключения контракта и без поставок газа. Поэтому не нужно лишний раз драматизировать нынешнюю ситуацию, идет нормальный переговорный процесс, где каждая из сторон пытается максимальным способом обеспечить свои национальные интересы. В этом ничего странного нет.
— Можно по-разному называть нынешний этап отношений с Россией — напряжение, обострение, кое-кто называет даже это время периодом шантажа и давления. От этого проблем в отношениях не станет меньше. Какие бы вы могли назвать шаги со стороны украинской или российской дипломатии для сбалансирования двустороннего взаимодействия, снятия остроты?
— Очень трудно применить дипломатию там, где идет речь о поставках газа, об объемах, о ценах. Это сугубо профессиональная тематика. Здесь должны работать профессионалы.
— Вы рассматриваете газовую проблему в узком контексте или все же она имеет более широкие масштабы?
— В прошлом мы были свидетелями, когда проблема поставок энергоносителей использовалась для давления, для того, чтобы получить экономические или политические дивиденды. Это действительно было в прошлом. В то же время хотел бы отметить, что проблема поставки газа в Украину и подписание контракта не представляет всей совокупности украинско-российских отношений. Они значительно шире, они включают много уровней, много сфер. И энергоносители — только одна сфера. Поэтому я не стал бы переносить переговорный процесс по газовой тематике на отношения Украины и России в целом. Посмотрите, товарооборот с РФ развивается по восходящей. Другое дело, что у нас все больше растет отрицательное сальдо торгового баланса, и это должно нас тревожить. Но в целом товарооборот между Украиной и Россией имеет тенденцию к увеличению — как в прошлом году, так и в нынешнем. Сегодня Россия является вторым крупнейшим торговым партнером Украины после Евросоюза.
— По-видимому, действительно неправильно переносить газовые проблемы на весь спектр украинско-российских отношений. Но, например, с украинской стороны на официальном уровне есть попытка привязать газовый вопрос к вопросу аренды Черноморского флота. Недавно заместитель руководителя секретариата президента Анатолий Матвиенко заявил о праве Украины повысить до «мировых цен» оплату за аренду ЧФ в Крыму. Существует ли такая возможность? Насколько уместным было это заявление? И вообще был ли уполномочен Анатолий Матвиенко его делать?
— Это была точка зрения. Не больше. Согласно указу Президента три лица должны выражать официальную позицию государства. Это — президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Другие должностные лица для того, чтобы обнародовать свою позицию, должны ее согласовывать.
— Почему украинские политики до сих пор не смогли усвоить это «золотое правило»?
— Думаю, что на все нужно время. Но я хочу отметить, что украинско-российские отношения — это не только поставки газа. От того, насколько обе стороны будут подходить взвешено к развитию отношений, будет зависеть характер наших отношений и их прочность. По моему мнению, этот год в украинско-российских отношениях был отмечен не только острыми обменами по поставке газа. Этот год отмечен установлением нового по своей сущности уровня отношений между Украиной и Россией.
— То есть вы не согласны с Владимиром Путиным, который заявил, что этот год был годом утраченных возможностей? Оппозиция в Украине, кстати, уже взяла на вооружение это выражение...
— Это вопрос вкуса. Например, я считаю серьезной новацией тот факт, что президенты наших стран открыли новый механизм отношений, подняв их на уровень межгосударственной комиссии. Ее как раз и возглавляют Виктор Ющенко и Владимир Путин. Все это заложило новый фундамент под развитие украинско- российских отношений. Хочу напомнить, что Президент своим указом сформировал украинскую часть межгосударственной комиссии. Мы ожидаем завершения этого процесса с российской стороны. За этот год состоялось около пяти встреч наших президентов. Они находятся постоянно на телефонной связи. Постоянны и регулярны контакты между руководителями министерств и ведомств Украины. Причем в отличие от прошлого не только наши министры едут в Москву, но и из Москвы члены правительства России едут в Киев. Сейчас вопрос заключается в том, чтобы поддерживать то настроение, которое задали наши президенты, на низших уровнях и ступенях, и продвигаться в сторону решения конкретных дел.
— Почему был освобожден именно сейчас с должности посла Украины в России Николай Белоблоцкий? Мы не являемся его адвокатами, однако почему было решено оставить это сложное направление внешней политики без посла? Есть ли ему замена?
— Но сколько времени нет посла? Вопрос об отставке Белоблоцкого решен согласно его заявлению и согласно сроку пребывания на должности посла. Ничего здесь странного нет. Это обычный технологический процесс деятельности внешнеполитического ведомства.
— И когда же мы узнаем об имени нового посла в России?
— Как только пройдет процедура согласования, а она довольно длительная: это определение кандидата, это запрос на агреман, это получение агремана, а потом подписание указа. Как вы знаете, в течение нынешнего года эти процессы завершены в отношении 17 послов, два постоянных представителя назначены при международных организациях, сейчас «в работе» — еще десять кандидатур послов на различных стадиях.
— На каком этапе продолжается работа по послу в России?
— Но ведь только что освобожден посол. Сейчас вопрос решается на этапе рассмотрения предложений кандидатов.
— Недавно произошло еще одно довольно символическое событие. Состоялась спайка стыка нового газопровода, который будет идти по дну Балтийского моря — так называемый обходной газопровод. Как расценивает этот знак Украина? Его «посылает» Киеву не только Россия, но и страны Западной Европы. В частности, сообщалось, что возглавлять комитет акционеров Североевропейского газопровода будет экс-канцлер Германии Герхард Шредер...
— Как мы стремимся избавиться от зависимости от одного или двух источников, так и другие страны стремятся избавиться от монополизма Украины. И это нужно воспринимать вполне прагматично. Никаких знаков не нужно искать, надо просто искать мотивацию каждой страны. Наша мотивация заключается в диверсификации источников энергоснабжения. Мотивация России как страны-монополиста на энергоснабжение заключается в том, чтобы искать пути удешевления энергоснабжения. Поэтому я ничего странного в этом не вижу. В то же время я и не преувеличивал бы значения этого обходного маршрута, поскольку первая ветвь может быть введена в действие не ранее чем через пять лет — в 2010 году. За это время украинская газотранспортная система будет продолжать выполнять функцию основного маршрута поставок российского и туркменского газа. А это только в прошлом году составляло 115 млрд. кубометров. Возможности украинской газотранспортной системы большие: приблизительно 130 млрд. кубометров. При условии модернизации эта способность увеличивается до 150 млрд. кубометров. Газопровод, о котором идет речь, при условии его ввода в действие через пять лет, способен дополнительно обеспечить прокачку 30 млрд. кубометров. Сравните величины — украинские возможности и обходной газопровод. А потребности стран Европейского Союза растут ежегодно на 20 млрд. кубометров. Следовательно, как вы видите, ни этот газопровод, ни наш полностью не удовлетворят растущие потребности ЕС в поставках газа. Поэтому я бы не преувеличивал значенияобходного газопровода в контексте важной роли Украины как транзитной страны. Более того, Украина не пытается использовать свои преимущества страны-транзитера для получения для себя каких-то преференций. Главное для нас — подтвердить статус надежного партнера с Евросоюзом, что и делает Украина. На это направлены наши договоренности. В том числе недавние договоренности, которые были заключены во время проведения саммита Украина — ЕС 1 декабря в Киеве.
— Украина и ЕС сейчас договариваются об упрощении визового режима для украинских граждан. Есть ли подвижки в переговорном процессе? Известно, что одновременно проходят переговоры по подписанию соглашения о реадмиссии (она предусматривает возврат нелегалов не в страну, гражданами которой они являются, а в государство, из которого они попали). Некоторые эксперты опасаются, что подписание такого соглашения без учета интересов может превратить Украину в отстойник для нелегалов?
— Нужно быть осторожным, в том числе, и СМИ, чтобы не превращать эту тему в нагнетание ксенофобии. Если есть проблема, скажем, нелегальных мигрантов, то она должна быть предметом общественного внимания, она должна быть обязательством государственной власти. Во-первых, необходимо перекрыть каналы притока нелегальных мигрантов. Во- вторых, обеспечить условия для человеческого содержания тех нелегалов, которые задержаны. А в- третьих, создать правовую базу для того, чтобы страны, через которые проникли на территорию Украины нелегальные мигранты, а это большей частью Россия, принимали этих нелегальных мигрантов обратно. Поэтому проблема заключается в том, что мы обязательно должны заключить соглашение о реадмиссии со странами ЕС. И эта работа находится на завершающей стадии: в январе мы ожидаем завершения переговоров по заключению соглашения о реадмиссии. Обязательно мы должны заключить аналогичное соглашение с Российской Федерацией, которое также находится на завершающем этапе.
Что касается соглашения об упрощенном визовом порядке для украинских граждан, то я хочу сказать, что это также является одним из достижений новой демократической Украины в отношениях с ЕС. Напомню, что по инициативе Украины состоялся первый раунд в Брюсселе — 21— 22 ноября. Во время этого первого раунда ЕС изложил свою позицию, которая не в полной мере удовлетворяет нас. Мы изложили свои предложения. И сейчас делегация Еврокомиссии передала наши предложения всем странам- членам для того, чтобы их согласовать и учесть. Следующий раунд переговоров состоится во второй половине января. Если говорить о том, как соотносится соглашение о реадмиссии и соглашение об упрощенном визовом порядке для украинских граждан, то я бы сказал, что здесь позиции сторон несколько отличные. Украина считает, что нет прямой связи между этими документами. Если бы речь шла о безвизовом порядке для украинских граждан, то здесь обязательно нужно было бы решить вопрос о реадмиссии. В этом случае речь идет об упрощенном порядке выдачи виз для украинских граждан. Следовательно, нет прямой, жесткой зависимости. Мы надеемся, что в первом квартале следующего года нам удастся завершить переговоры по соглашению об упрощенном порядке виз.
— Что вы считаете наибольшим достижением и наибольшим просчетом украинской дипломатии за последний год?
— Я не могу намеренно искать наши просчеты для того, чтобы дать баланс достижений и просчетов. Я оставлю для экспертов возможность обратить внимание на наши просчеты. Что касается достижений, то в первую очередь, хотел бы вспомнить успехи на европейском направлении: наиболее успешный из всех саммитов в отношениях с ЕС, предоставление статуса страны с рыночной экономикой, начало переговоров по упрощенному визовому порядку, приближение к переговорам в отношении зоны свободной торговли, приближение к вопросу о будущем формате отношений между Украиной и ЕС, что, очевидно, определится в следующем году. Среди еще одного успеха — евроатлантическое направление: перевод отношений Украины и НАТО в новый формат, приближение к следующему формату (Плану действий в отношении членства). Второе достижение — украинско-американские отношения: новый этап в отношениях от недоверия к полноценным отношениям. Об отношениях Украины и России я уже говорил. Прежде всего на этом направлении хотел бы отметить перевод их на прагматический уровень. В целом сегодня Украина воспринимается по-другому в мире. Она воспринимается как страна, которая относится однозначно к европейской цивилизации, как страна, которая разделяет европейские ценности. Среди еще одного успеха — вопрос региональной политики. Украина продемонстрировала в течение этого года свою способность быть региональным лидером. Благодаря Украине новое дыхание получил ГУАМ. Украина продемонстрировала инициативой Виктора Ющенко способность быть лидером в урегулировании замороженных конфликтов — в частности, приднестровского. Украина предложила свои посреднические услуги двум соседним странам — Польше и Беларуси.
— Недавно появилось сообщение о том, что МИД намерен провести тендер на закупку услуг по формированию имиджа Украины в мире. Какими будут критерии отбора? Что побуждало к принятию этого решения?
— В МИД заложены средства, которые, однако, были почти 11 месяцев заморожены, которые мы не могли использовать — средства на проведение информационной деятельности, укрепление позиций Украины за рубежом. Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, когда субъективным образом делались заказы никому не известным фирмам, выплачивались большие государственные средства без видимого результата. Мы пошли на то, чтобы организовать тендер на эти заказы. Они касаются проведения различного рода международных семинаров, круглых столов. Заказ продукции, которая бы помогала лучшим образом представлять Украину за границей. Тот, кто лучше докажет способность организовывать такую информационную деятельность, тот станет победителем этого тендера и будет выполнять государственный заказ.
— И вопросы «под праздник» — кто является вашим героем в истории украинской дипломатии?
— Если говорить общественными категориями, то самым большим героем украинской дипломатии является украинский народ. Он является и источником успехов украинской дипломатии, он является и основным действующим лицом, как это было во время оранжевой революции. Если говорить о личностях, то, конечно, нельзя не вспомнить первых украинских дипломатов времен УНР — особенно первого министра иностранных дел А. Шульгина. Если говорить о дипломатах новейшей эпохи, то я бы выделил среди них Геннадия Удовенко, который достиг вершины, которую вряд ли одолеет в ближайшей перспективе кто-либо из украинцев — он стал президентом Генассамблеи ООН. В целом украинская дипломатия продемонстрировала лучшие черты во время оранжевой революции, когда МИД был едва ли не единственным министерством, работники которого выступили с заявлением в поддержку демократии и народа...
Выпуск газеты №:
№237, (2005)Section
День Планеты