Национальная память и «токсичность» отношений
Эксперты «Дня» — о том, как снять эскалацию напряжения между Киевом и Варшавой и направить развитие двусторонних взаимоотношений в будущееВ последнее время отношения между Украиной и Польшей опять ухудшились, и поводом для этого стали резонансные заявления польского руководства. На днях, находясь с визитом во Львове, глава внешнеполитического ведомства Польши Витольд Ващиковский объявил, что Варшава запускает процедуры, которые не позволят людям, демонстрирующим крайне антипольские взгляды, въехать в страну.
А в июле этого года в интервью изданию wPolityce он заявил, что Польша будет протестовать против потенциального вступления Украины в состав Европейского Союза, если в стране не будут решены исторические вопросы и вопросы прав польского меньшинства.
А дальше, как говорят, еще больше. Президент Польши Анджей Дуда в интервью религиозному телеканалу Trwam и радио Maryja призвал руководство Украины не назначать на высокие должности людей с антипольскими взглядами. Но он так и не уточнил, что имеет в виду под «антипольскими взглядами» и кого именно, по его мнению, не следует назначать.
На такое странное, если не сказать больше, заявление главы польского государства отреагировала спикер Министерства иностранных дел Украины Марьяна Беца. «Хотелось бы отметить, что в проевропейской политике украинской власти нет политиков, которые имели бы антипольские настроения. Украина — это стратегический партнер Польши, и этот принцип лежит в основе нашей политики относительно Польши и польского народа», — процитировал ее слова «Интерфакс-Украина». Она также сообщила, что Украина не намерена политизировать историческое прошлое украинско-польских отношений и будет придерживаться конструктивной позиции.
И в конце концов на такую ситуацию в среду вечером отреагировал глава украинского государства Петр Порошенко, инициировав проведение чрезвычайного заседания консультационного комитета президентов Украины и Польши с целью предотвращения дальнейшей эскалации напряжения между двумя странами. В частности пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко сообщил, что «резонансные заявления со стороны представителей официальной польской власти в адрес Украины и ее руководства, звущащие в последнее время, вызывают серьезную обеспокоенность и не могут оставаться без надлежащего реагирования». По его словам, Порошенко инициировал проведение чрезвычайного заседания консультационного комитета президентов для укрепления стратегического партнерства между Украиной и Республикой Польша и во избежание дальнейшей эскалации напряжения.
Напомним, консультационный комитет является совещательным органом, который призван способствовать реализации договоренностей между главами обоих государств, направленных на углубление дружеских отношений между Украиной и Республикой Польша, который возглавляют внешнеполитические советники президентов.
Следует отметить, что это обострение происходит после того, как в октябре 2016 года польский Сейм и Верховная Рада Украины приняли совместную Декларацию памяти и солидарности, которая должна покончить исторические споры. Однако, несмотря на это, исторический вопрос остается источником напряженности между странами.
В течение трех лет в Польше осквернили 15 украинских памятников, сообщал в мае 2017 года Украинский институт национальной памяти. Ни один памятник не восстановлен. За этот же период в Украине вандалы повредили четыре польских памятника, все восстановлены с помощью средств украинской стороны.
Следует напомнить, что свой вклад в разрешение сложных польско-украинских отношений сделала газета «День»: в 2004 году в ее библиотеке вышла книга «Війни и мир, або «Українці — поляки: брати/вороги, сусіди...», составленная известными украинскими историками — Виктором Горобцом, Владимиром Панченко, Юрием Шаповалом под общей редакцией Ларисы Ившиной.
В предисловии к польскоязычному изданию известный польский диссидент и журналист Адам Михник отметил: «Разговор об истории сложен, но необходим. Вопрос в том, чтобы направить свое мнение в будущее, чтобы осознать, как много у нас общих ценностей и интересов, а также — как много мы вместе можем достичь». Поэтому, наверное, и польским, и украинским политикам, которые интересуются такой сложной темой и хотят развития дружеских и тесных отношений, стоит воспользоваться этим интеллектуальным капиталом.
«День» обратился к украинским и польским экспертам с просьбой предложить свой рецепт улучшения отношений между Украиной и Польшей. Что должны сделать обе стороны, чтобы отношения стали дружественными, направленными не в прошлое, а в будущее, на развитие.
«...СВЕРХВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ»
Анна ГОПКО, председатель Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам, Киев:
— Очевидно, за последние 26 лет было сделано недостаточно, чтобы обезопасить не только Украину, но и Польшу от российской угрозы. Поэтому сегодня сверхважным является объединение усилий обеих стран для решения принципиально важных вопросов безопасности. Прежде всего — в сфере энергетики, где в контексте противодействия российскому энергетическому экспансионизму в Европе целесообразно рассмотреть следующие инициативы: поднятие вопроса перед другими государствами ЕС, Балканскими странами и Турцией относительно введения моратория на строительство любых трубопроводных проектов при участии российских компаний, пока РФ не выполняет свои обязательства согласно международно-правовым нормам, в частности, Хельсинскому заключительному акту СБСЕ 1975 года.
С другой стороны, защита от военной агрессии и сокращение потенциала влияния России в европейских государствах побуждают к поиску стратегических решений. Ими могут быть: заключение военно-политического соглашения между Украиной и Польшей относительно взаимной военной поддержки (нападение на одну из стран-участниц договора считается агрессией относительно каждой из стран-участниц); инициирование переговоров относительно создания на основе украинско-польского тандема регионального оборонного альянса с привлечением других заинтересованных государств; взаимная поддержка на международной арене; реализация совместных проектов в сфере ВПК и активная кооперация обеих сторон. В условиях, когда экономические санкции и международное осуждение не приносят ожидаемого результата, только в сочетании усилий в оборонной и энергетической сферах возможно создание эффективного антидота агрессивной политике России. Именно эти сферы остаются сегодня стратегическим ресурсом Европы и, в то же время, крайне чувствительными точками для Москвы.
«ДИАЛОГ ВСЕГДА ПОЛЕЗНЕЕ, ЧЕМ УЛЬТИМАТУМЫ»
Андрей ДЕЩИЦА, посол Украины в Республике Польша, Варшава:
Обе стороны должны исходить из понимания стратегического значения украинско-польского партнерства как для обоих государств, так и для региона.
Сотрудничество между Украиной и Польшей во всех сферах двусторонних отношений развивается успешно, и только в исторических вопросах есть определенные разногласия, которые не стоит политизировать.
Между Украиной и Польшей существует много инструментов и механизмов сотрудничества, которые следует использовать для решения спорных вопросов в исторической политике и поиске взаимоприемлемых решений.
Обеим сторонам следует продолжить диалог, чтобы понять взаимные позиции и оценки исторического прошлого, которые не всегда могут совпадать. При этом следует исходить из понимания, что диалог всегда полезнее для развития двусторонних отношений, нежели ультиматумы и требования.
ЧЕТЫРЕ ШАГА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛЬСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Лукаш АДАМСКИ, польский историк, вице-директор Государственного центра польско-российского диалога и понимания, политический аналитик, Варшава:
— Имеем в польско-украинских отношениях парадоксальную ситуацию, что обе стороны хотят сотрудничать, но у них как-то не получается. Часто слышны голоса, что преградой является иное восприятие истории или также недостаток понимания в Польше, почему украинцы уважают людей, которые извещали радикальный национализм и отвечают за этническую чистку польского населения или нехватку понимания в Украине, почему Польша в крайне тяжелое время для Украины разворачивает кампанию с целью радикально изменить представление украинцев о своей истории и дискредитаций людей, которые боролись за волю Украины. Я сам считаю, что самой большой проблемой является нехватка доверия друг к другу. Эта нехватка доверия вытекает не только из других ценностей политической культуры, которые господствуют в Украине и Польше, из другого мировоззрения людей, которые заангажированы в интеллектуальный или политический диалог, или из другого уровня ощущения безопасности в Польше и в Украине. Это вытекает также из накопленного негативного опыта решения спорных вопросов за последние 10 лет. Когда оказывается, что партнер не понимает требований и предложений, выдвинутых второй стороной, то не только отдаляется понимание, но и появляется недоверие по поводу искренности намерений второй стороны. А когда таких ситуаций больше — разрушить доверие может любой маленький шаг. Какой выход?
На данное время я бы предложил такой сценарий: политически подтвердить, что иное виденье истории поляков и украинцев не должно означать неблагосклонное отношение друг к другу; понять, что история через свой конфликтогенный потенциал не должна быть игнорируема, а наоборот — больше анализируема и критически оцениваема.
То есть нужно больше разговаривать, в том числе с польскими и украинскими националистами: согласовать, какие публично высказываемые тезисы или практические действия людей, отвечающих тем или иным образом за польско-украинский диалог, являются недопустимыми, какие заявления и действия вредят польско-украинским отношениям. Также следует осознать широким кругам государственной администрации в Польше и в Украине, которые занимаются польско-украинскими отношениями, потребность координации своих действий, в частности тогда, когда только появляется подозрение, что дело может навредить польско-украинским отношениям. Ярким примером такой негативной практики несогласования было уничтожение нелегального памятника УПА в Грушовцах по просьбе локальной польской власти местными националистами или размещение Львовским областным советом таблицы на Верецком перевале с надписью о мнимой польской оккупации Украины и мнимом расстреле 600 членов Карпатской Сечи польскими пограничникам в марте 1939 года.
Если эти четыре шага будут выполнены, то есть: интенсификация исторического диалога, прорабатывание каталога добрых практик в коммуникации между Польшей и Украиной, лучшая координация работы государственной администрации Польши и Украины в вопросах польско-украинских отношений и привлечение к диалогу всех сред обеих стран, также националистов, — то наступят возможности для восстановления доверия и разрешения самой большой проблемы — категорического неприятия поляками культа деятелей ОУН-УПА.
«РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ — ВОТ КЛЮЧ К УЛУЧШЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ»
Оксана ЮРИНЕЦ, сопредседатель Группы по межпарламентским связям с Республикой Польша, народный депутат Украины, Киев:
Мы часто рассматриваем украинско-польские отношения исключительно сквозь призму разногласий в вопросах национальной памяти. В этом, собственно, и весь корень зла. Историю нужно оставить историкам, а будущее пусть строят сообщества. У них это по состоянию на сегодняшний день получается даже очень неплохо. Реализация совместных проектов — вот ключ к улучшению отношений. Советую здесь просто заглянуть в сферу сотрудничества местного самоуправления и общественного сектора. Только несколько примеров:
в конце прошлого года из Киева в Перемышль отправился скоростной поезд (не в последнюю очередь благодаря совместной работе местных громад с обеих сторон!);
договорено о построении новых пунктов пропуска на украинско-польской границе (на следующий год на создание пункта пропуска Мальховице — Нижанковичи Польша выделила 100 млн злотых);
Львовщина и Подкарпатское воеводство подали больше всего проектов в сфере охраны культурного наследия на конкурс в рамках программы «Польша-Беларусь-Украина».
В прошлом месяце во Львове мы отмечали 150-летие основания Львовского врачебного общества — структуры, которая совместно украинцами и поляками заложила основы самоуправления в медицинском сообществе того времени. Еще раз позволю себе отметить, что за совместными проектами было прошлое, и за ними будущее.
Нам не стоит концентрироваться на скандальных заявлениях. Они только вредят взаимопониманию. Здесь следует понимать, что польские политики начали работать на избирателя, благосклонность которого пытаются получить именно благодаря таким заявлениям. Кто-то даже таким способом пытается удержаться на должности. Наш долг — реагировать, но не углубляться в спор, который имеет исключительно личную выгоду.
Улучшение отношений — неминуемо. Поляки хорошо понимают, что мы стоим на форпосте их безопасности. Об этом громко заявила на 63-й сессии Парламентской Ассамблеи НАТО в Бухаресте депутат Европарламента от Польши Анна Фотыга: «Сегодня Украина защищает нас всех. И мы должны извлечь уроки из этой ситуации. Это также наш шанс реформировать систему безопасности». Кстати, именно забота о безопасности является еще одним ключом к улучшению отношений. Российская агрессия побуждает нас к поиску стратегических решений. Здесь, кажется, уже назрел вопрос заключения военно-политического соглашения между Украиной и Польшей относительно взаимной военной поддержки. В случае нападения на одну из стран оно будет считаться агрессией по отношению к каждой из стран-участниц договора.
Кроме того, энергетическая безопасность — то, что держит нас в тонусе взаимопонимания. На повестке дня несколько задач: вопрос относительно введения моратория на строительство каких-либо трубопроводных проектов при участии российских компаний, пока Москва нарушает международные обязательства. Энергомост от Хмельницкой АЭС до Жешува. Завершение строительства нефтепровода «Броды — Плоцк». Блокирование строительства «Северного потока-2». В этих вопросах наши отношения не могут не улучшаться.
В целом тенденция позитивных результатов украинско-польских проектов, реализованных совместными усилиями, не имеет права себя угнетать негативом. Надеюсь, что и визит польского президента в Украину в декабре будет конструктивным и только будет способствовать взаимопониманию.
«...НУЖНО РАБОТАТЬ НА НАРАЩИВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА «ДРУЗЕЙ УКРАИНЫ» В ПОЛЬШЕ»
Екатерина ЗАРЕМБО, заместитель директора Центра «Новая Европа»:
Как аналитик, могу сказать, что тема украинско-польских отношений в последние годы стала сложнее. Конечно, есть и примеры успешного сотрудничества, когда, по крайней мере, представители экспертных сообществ двух стран могут достичь взаимопонимания — примером является общий документ по виденью двусторонних отношений, подготовленный группой украинских и польских экспертов по проекту Фонда Батория и МФВ.
На мой взгляд, украинский МИД поступает правильно, мягко и дипломатично реагируя на резонансные заявления, которые звучат из Польши, и таким образом не закручивая спираль взаимного негатива. Я допускаю, однако, что чем ближе до выборов в Польше, тем активнее будет использоваться «украинская карта» для внутрипольского потребителя. Именно поэтому особые усилия сейчас нужно обратить именно на польскую общественность, лидеров мнений, работать с общественным мнением — так, чтобы «украинская карта» перестала работать.
Конечно, заживление коллективной исторической травмы поляков — это не вопрос одного или двух лет, однако она не должна стоять на пути росту привлекательности Украины в глазах поляков по другим причинам: скажем, в сфере культуры или религии, через совместные мероприятия наподобие недавнего открытия улицы Иоанна Павла ІІ в Киеве. Заметим, что, даже несмотря на межгосударственный кризис, согласно результатам последнего опроса польской социологической компании CBOS в феврале 2017 года, симпатия к украинцам выросла по сравнению с предыдущий опросом на 9% — с 27% до 36%. Украина должна работать на наращивание количества этих «друзей Украины» в Польше.
«НАМ НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ГОВОРИТЬ, НО НЕ ПРИДАВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ»
Леонид ЗАШКИЛЬНЯК, профессор Львовского национального университета имени Ивана Франко:
— Неделю назад в обращении участников Украинско-польского форума партнерства МИД Украины и Республики Польша было сказано, какие политические и экономические шаги нужно сделать для улучшения отношений между Украиной и Польшей. Я могу только добавить, что в историческом плане нам нужно продолжать говорить, но не придавать историческим вопросам политического значения. Более того, добавлю: не следует абсолютизировать какие-то эпизоды в нашей истории. А когда они абсолютизируются в историческом плане, то это очень нехорошо для развития двусторонних отношений. А с другой стороны, хочу обратить внимание на то, что в заявлении вышеупомянутого форума на 12 страницах был употреблен термин-метафора «резня на Волыни». Я категорически выступаю против того, чтобы в историческую память вводились публицистические и литературные термины. Никакой резни не было. Нужно события 1944—1945 годов на Волыни называть нормальными словами: «конфликт», «война» или «межэтнические столкновения».
И если мы говорим об истории, то нужно употреблять термины, адекватные событиям, а не публицистические или эмоциональные высказывания. Я также протестовал против того, чтобы польский Сейм использовал в своей резолюции о событиях на Волыни во время 1941—1945 годов термин «человекоубийство», что переводится как «геноцид» и не является адекватным тогдашним событиям. Потому что с украинской стороны мы точно так же должны назвать убийство украинцев геноцидом против украинцев. Это не адекватный термин, но тем не менее он внедрен в политической сфере Польши. И конфликт на Волыни не подпадает под такое определение. Хотя термин «геноцид» имеет широкое толкование, но, как правило, к нему прибегают государственные органы, которые владеют определенными средствами реализации геноцида, силовыми структурами, административным аппаратом.
Нам следует и в дальнейшем говорить об этих вопросах, и мы это делаем. Недавно состоялся шестой форум диалога историков под эгидой двух институтов национальной памяти (Украины и Польши).
В этом плане инициативу на себя должны взять государственные органы, которые проводят историческую политику в государстве. Но при этом они должны опираться на научно обоснованные термины и учитывать, что в рамках межэтнического конфликта со стороны украинцев не было признаков геноцида или этнической чистки. С другой стороны, как иначе можно трактовать операцию «Висла», не говоря о событиях 1944—1945 годов, как не этнические чистки украинцев. Мы такие термины не употребляем, учитывая всю сложность ситуации на украинско-польском приграничье.
Историческая политика современной польской власти, представленная партией «Право и справедливость», в известной мере возвращает Польшу назад на 50—100 лет. Между тем я знаю, что в Институте национальной памяти Польши есть либеральные работники, которые видят вред, наносимый этой политикой отношениям Варшавы не только с Киевом, но и с Брюсселем. Впрочем, на мой взгляд, этот период отойдет в прошлое, и я с оптимизмом смотрю в будущее.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Варшава положительно восприняла предложение Президента Петра Порошенко провести в ближайшее время встречу консультативного комитета президентов Польши и Украины. Об этом сообщает «Польское радио». Глава кабинета президента Польши Кшиштоф Щерский, который является сопредседателем консультативного комитета президентов, готов принять в Польше украинского сопредседателя комитета совместно с украинской делегацией. Об этом уже поставлена в известность администрация Президента Украины. В президентской канцелярии отметили, это будет «следующая после новейших визитов в Украину вице-премьера польского правительства Пйотра Глинского и министра иностранных дел Витольда Ващиковского возможность для представления украинской стороне ожиданий относительно важнейших вопросов польско-украинских отношений».