Молдова накануне перемен
Новый президент Майя Санду хочет досрочных парламентских выборовКак писал китайский философ Лао-цзы, путь в тысячу ли (500 км) начинается с первого шага. Выбрав во втором туре президентских выборов главой государства Майю Санду, граждане Молдовы такой шаг сделали. Теперь предстоит сделать второй и, как представляется, не менее сложный и очень нужный шаг — досрочно выбрать новый парламент.
Молдова — парламентская республика и власть президента ограничивается вопросами внешней политики, безопасности и некоторыми полномочиями, предусмотренными конституцией. Большая часть власти относится к компетенции правительства, которое формирует парламентское большинство.
В нынешнем парламенте преобладают так называемые левые, на самом деле пророссийские фракции. Среди них самая большая у социалистов, которых неформально возглавляет пока президент Игорь Додон. Во фракции социалистов 37 депутатов. Соответственно правительство премьер-министра Иона Кику поддерживается большинством, социалистов и другими левыми партиями.
Однако это довольно шаткое большинство. Кроме своей фракции Додон может в определенной мере рассчитывать на поддержку Партии Шор, у которой 9 мандатов и на нескольких внефракционных. В итоге у него с некоторым трудом набирается 51 голос.
Интересно, что еще летом Додон очень хотел провести досрочные парламентские выборы и даже предлагал совместить их с президентскими. Вероятно от полной уверенности в своей близкой и неизбежной победе.
Похоже, что именно в этом он убедил своих московских кураторов и давал всевозможный гарантии в своем полном контроле не только над так называемыми пророссийскими регионами, но и над всей страной.
Ему было сложно не поверить. В самом деле, у президента и его партии был полный административный ресурс, огромный медиаресурс, который к тому же подкреплялся российскими телеканалами, которые в Молдове смотрят очень многие. Что еще надо для полной победы в самой бедной стране Европы, к тому же имеющей большие проблемы с сепаратистским и полностью пророссийским Приднестровьем. Естественно в Москве поверили или убедили себя в необходимости поверить. До недавнего времени Майя Санду в Кремле вызывала такое же отторжение, как и украинские политики вне ОПЗЖ и иже с ними.
И вот такое досадное поражение на президентских выборах. Единственно чем может Додон оправдаться перед своими московскими кураторами, в частности, перед Дмитрием Козаком, так создать максимальные проблемы для Майи Санду в ее желании провести досрочные парламентские выборы.
Конституция Молдовы предусматривает две возможности для их проведения. Во-первых, недееспособность парламента полноценно работать в течение трех месяцев и, во-вторых, неспособность утвердить новое правительство в течение 45 дней.
Как считает Санду, «Люди должны получить право избрать новый парламент, ведь нынешний вел себя недостойно. У нас есть депутаты, которые поменяли партию уже трижды, хотя парламент избран лишь в прошлом году. Это признак политической коррупции».
Реально для Санду попытаться использовать вторую возможность роспуска парламента. По закону предлагает парламенту главу правительства именно президент, поэтому после вступления в должность новый президент предложит свою кандидатуру в премьер-министры. Если парламент трижды не поддержит предложенные кандидатуры, то он распускается. Подобный метод запуска процедуры досрочных парламентских выборов уже был опробован в 2009 году.
Страна серьезно сдвинулось вправо, что очевидно для всех политических игроков как внутри, так и вне ее. С этим приходится считаться и Додону. Вот почему перед ним стоят непростые задачи.
Первая. Затянуть насколько можно роспуск парламента и назначение новых выборов. Если их провести не позднее весны, то социалисты рискуют серьезно потерять в голосах и мандатах.
Вторая. Обеспечить контроль над так называемыми опорными регионами. Речь идет о Гагаузии, Тараклийском районе, некоторых северных районах, а также Бельцах и частично в Кишиневе.
Здесь не нужно изобретать новые темы кампании. Пригодится старая и проверенная — «Вместе с Россией». К этому добавить давно отвергнутые страшилки, но все также используемые типа недопустимости объединения с Румынией, запрета русского языка, поругания православной веры, войны с Приднестровьем и им подобные.
Если все это развернуть по давно опробованным лекалам, то Додон уверен, что сможет получить около 35% голосов и тем самым сохранить самую большую фракцию в парламенте. Если к этому прибавить какую-то партию-спойлера с 10-15 мандатами, то и получить большинство не составит труда.
Третья. У Додона в Кремле очевидные проблемы. Он ввел в заблуждение своих московских кураторов, гарантировал победу и тут такая неприятность. В Белокаменную и так прилетают черные лебеди. Еще не успели оправиться от оглушительного провала, едва прикрытого громкой пропагандистской кампанией, на Южном Кавказе. В Беларуси Лукашенко совсем отбился от рук и позволяет себе манкировать обязательствами, которые лично давал Путину на их последней встрече в сентябре, что погасит протесты и проведет реформы, но ничего не сделал. И вот новый громкий провал в Молдове.
Естественно в Москве очень хотят знать, как Додон допустил провал и стоит ли ему верить и дальше делать ставку. Там в последнее время начали пересматривать свое отношение к нему. В высоких московских коридорах власти появилось мнение, что Додон уже не перспективный политик, более того, токсичный. Ставка на него принесла России большие проблемы, так как в Молдове возрастают антироссийские настроения, что наглядно показали результаты президентских выборов. Впервые прозападный кандидат победил в самой Молдове. Пусть с небольшим перевесом, но негативный для Москвы тренд налицо.
Со своей стороны, пока еще президенту Молдовы очень важно убедить Кремль, что реальной замены ему нет и надо продолжать делать на него ставку и поддерживать, в первую очередь, материально. В помощь ему то, что в Кремле не видят полноценной замены. И это следствие общего непонимания, какую политику следует проводить в отношении Молдовы.
Согласится ли Дмитрий Козак с доводами Додона сейчас сказать трудно. Как говорит английская пословица, we’ll make the best of what there is — мы извлекаем пользу из того, что существует. В этом смысле замены Додону пока нет. В очередной раз Москва оказалась в замкнутом круге своей недальновидной политики хоть в Украине, хоть на Южном Кавказе, хоть в Молдове.
У Санду не менее сложные проблемы. Во-первых, добиться досрочных парламентских выборов. Для этого определенные возможности есть. Какие не какие продажные депутаты, но они понимают, что настроения в стране довольно быстро радикализируются и до некоторого повторения событий 2009 года, когда в столице прошли массовые беспорядки, всего один шаг. И тогда очень многим мало не покажется. Так что здесь есть варианты.
Во-вторых, у социалистов тоже не все гладко. Из фракции уже уходили депутаты, и вполне может быть, что некоторые переметнутся к вероятному победителю. Так что как опытный политик Санду постарается воспользоваться периодом некоторого разброда и шатания в стане своих политических оппонентов и добиться досрочных выборов.
В-третьих, не менее сложная задача состоит в том, чтобы на выборах сформировать серьезную проевропейскую коалицию правых партий. Практика показывает, что это довольно сложно и здесь снова Санду предстоит экзамен на настоящего политика.
Молдова переживает сложный период. В интересах Украины, чтобы она его прошла быстрее и в парламент пришли настоящие сторонники европейского курса.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Вывести Молдову из международной изоляции»
Избранная президентом РМ Майя Санду заявила, что первые встречи после вступления в должность проведет с лидерами соседних стран — Румынии и Украины
«В первые две недели после инаугурации мы организуем визит в Кишинев президента Румынии Клауса Йоханниса. Также будет организована встреча с президентом Украины Владимиром Зеленским», — сказала Санду на брифинге в среду, сообщает ua.interfax.com.ua.
Избранный президент отметила, что намеревается сконцентрироваться на получении Молдовой помощи для преодоления эпидемиологического и экономического кризиса, что будет заключаться «в предоставлении медицинского оборудования, аппаратов ИВЛ, радиографии, недостающих лекарств, тестов, защитной одежды».
«В рамках проектов сотрудничества с ЕС и Румынией, буду вести обсуждение для обеспечения Молдовы вакциной против COVID-19 в скорейшие сроки», — сказала Санду.
Избранный президент назвала «позитивную внешнюю политику» первой из трех своих приоритетов на должности на краткосрочную перспективу. Два других — бюджетная политика и борьба с коррупцией. Она отметила, что приложит усилия для того, чтобы «вывести Молдову из международной изоляции».
Санду считает, что уже «за первые две недели (после победы на выборах президента — ИФ) удалось вывести внешнюю политику РМ из комы».
«Во время кампании я выступала за открытость, активность в международных отношениях, где Молдова должна вести себя достойно, а к ней — относиться с уважением, как того заслуживают граждане. Сделаю все возможное, чтобы Молдова имела хорошие, прагматичные отношения, основанные на взаимоуважении, как с Востоком, так и с Западом», — отметила Санду.
Выпуск газеты №:
№224, (2020)Section
День Планеты