Македония и пустота
Как переименование страны не помогло македонцам начать вступление в ЕСПойти на невиданный компромисс, отказаться от названия собственной страны и получить в ответ нежелание признавать это незаурядное самопожертвование. Это короткое описание взаимоотношений Северной Македонии — экс-Македонии — и Европейского Союза. ЕС, напомним, отказался начать переговоры о вступлении с этой балканской страной, несмотря на то, что ради евроинтеграции бывшая югославская республика согласилась даже на переименование.
Кто-то уже сравнивает этот «кейс» с пресловутым Будапештским меморандумом. Впрочем, в случае с Македонией не все еще потеряно — шанс на то, что в конечном итоге Европа опомнится и включит стране «зеленый свет», сохраняется.
СОГЛАШЕНИЕ ПРЕСПА
17 июня 2018 года на живописном озере Преспа в балканских горах министры иностранных дел Македонии и Греции подписали историческое соглашение об изменении названия бывшей югославской республики. После 27-летнего спора Скопье и Афины нашли компромиссное решение: Македония должна была стать Северной Македонией.
Документ о переименовании, или «соглашение Преспа» был подписан несмотря на массовые протесты в обеих странах.
Греки были неудовлетворены тем, что в названии соседней страны оставалось спорное слово «Македония». По мнению протестующих, нужно было заставить жителей бывшей югославской республики вообще отказаться от использования этого «сугубо греческого» названия.
А оппозиция в Македонии выступала категорически против изменения идентичности государства и его граждан, которых соглашение с Грецией превращало из македонцев в «северных македонцев», то есть «не совсем македонцев».
В обеих странах протесты против переименования Македонии, как утверждалось, тем или иным образом поддерживались Россией. Выступления были достаточно массовыми и иногда приводили к вспышкам насилия. Но протестное движение, частично реальное, частично искусственно мотивированное, не смогло повлиять на позицию официальных Скопье и Афин.
Тогдашние лидеры обеих стран придерживались мнения, что улаживание многолетнего конфликта является их исторической миссией. Премьер-министр Греции (на тот момент) Алексис Ципрас и его македонский коллега Зоран Заев решили, что принятие компромиссного решения, даже вопреки позиции значительной части своих граждан, — это ответственная и достойная позиция лидеров двух европейских стран.
Ципрас назвал достижение соглашения «смелым, историческим и необходимым шагом». Заев на церемонии подписания говорил о необходимости «выйти из прошлого и посмотреть в будущее».
СПОРНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Чтобы продемонстрировать национальный консенсус, македонская власть провела общенациональный референдум об изменении названия страны.
Вопрос, вынесенный на голосование, был таким:
«Одобряете ли вы членство в Европейском Союзе и НАТО, приняв соглашение между Республикой Македония и Греческой республикой?»
Оппозиция — как говорят, при российской поддержке — провела массовую агитационную работу за бойкот референдума — в основном в интернете, в социальных сетях. В результате участие в голосовании приняло всего 36,91% зарегистрированных избирателей, то есть опрос получил статус лишь консультативного. Впрочем, 94,18% избирателей проголосовали «за», лишь 5,82% — против, и власть объявила о поддержке народом компромиссного соглашения с Грецией.
Вскоре Преспанский договор был одобрен парламентами обеих стран и вступил в законную силу. Македония стала Северной Македонией, Греция наконец прекратила 27-летнее блокирование европейской и евроатлантической интеграции бывшей югославской республики, и балканская страна с новым названием могла претендовать на членство в ЕС и НАТО.
ПУТЬ В НАТО
В феврале 2019 года генеральный секретарь НАТО Енс Столтенберг и министр иностранных дел Северной Македонии Никола Димитров подписали протокол о присоединении страны к Альянсу. Это был старт официальной процедуре вступления бывшей республики СФРЮ в западный оборонный блок.
Сейчас длится процесс ратификации документа членами НАТО — по состоянию на середину октября 24 страны утвердили настоящий документ, остались только США, Франция, Испания, Нидерланды и Исландия. Ни одна из этих стран не объявляла своих отрицаний присоединения Северной Македонии к Альянсу, и, таким образом, по прогнозам, этот процесс может завершиться до конца текущего года и уже в декабре-январе количество членов блока достигнет 30 вместо нынешних 29.
Вступление Северной Македонии в НАТО станет первым результатом «Соглашения Преспа», которое с полным правом можно будет назвать историческим.
ЕВРОПЕЙСКОЕ «НЕТ»
Но вот с европейской интеграцией переименованной югославской республики вышло все намного хуже.
На саммите Европейского Союза 17-18 октября э.г. главы государств и правительств стран ЕС не смогли достичь единства в вопросе начала переговоров о присоединении Албании и Северной Македонии. Против начала переговорного процесса с этими двумя странами резко выступил лично президент Франции Эммануэль Макрон. Франция уверена, что эти две балканских страны не ведут необходимой борьбы с коррупцией и организованной преступностью, и, кроме того, Париж считает нужным сначала реформировать процесс приема новых членов в Евросоюз, как и в целом ЕС.
Некоторые страны Европейского Союза хотели разделить вопрос о вступлении двух балканских стран, но его рассматривали вместе, хотя это совсем разные «кейсы».
Албания получила официальный статус страны-кандидата в июне 2014 года. Для этого никаких компромиссных шагов со стороны Тираны не требовалось. С того времени евроинтеграционный процесс продолжается, но нельзя сказать, что очень результативно — реформы в стране происходят с переменным успехом, коррупция не преодолена, албанская организованная преступность остается «жупелом» для всей Европы. И хотя формальные достижения на европейском пути в Албании есть, и очень немало, работы еще осталось очень много, и сами албанцы это прекрасно знают.
На этом фоне перенесение старта официальных переговоров о вступлении стало очень неприятной новостью для Тираны, но точно не глобальным кризисом. Важно и то, что страна уже больше 10 лет является членом НАТО, потому в условиях успешно завершенной евроатлантической интеграции задержку с продвижением в ЕС переживать как-то легче.
А вот для Северной Македонии отказ от начала переговоров о вступлении с Евросоюзом стал настоящей национальной катастрофой.
СОМНИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕРТВЫ
«Я разочарован и разозлен, и я знаю, что наши люди чувствуют то же самое», — сказал Зоран Заев на пресс-конференции 19 октября. Решение не открывать переговоры о вступлении он назвал «исторической ошибкой» и «большой несправедливостью». «Мы выполнили все свои обязательства, мы достигли результатов реформ, решили вопросы с соседями» (то есть достигли соглашения с Грецией об изменении названия страны), но «ЕС не выполнил своих обещаний», отметил руководитель македонского правительства.
Оппозиция, которая сокрушительно критиковала правительство Заева за его согласие на переименование страны, получила сатисфакцию. Их прогнозы о недопустимости настолько больших уступок ради евроинтеграции оказались оправданными. Конечно, частично, но понятно, что в условиях, когда вопрос вступления в НАТО все еще не решен (хотя и решается, но тем не менее), а присоединение к ЕС вообще остановлено, жертвы, на которые пошла Македония, выглядят сомнительными.
Политический эксперт Петр Олещук прокомментировал в своем «Фейсбуке» решение ЕС не начинать переговоры с Северной Македонией так:
«Македонский кейс» войдет в историю как пример изысканного европейского издевательства.
1. ЕС. Мы вас примем, но к вам есть претензии от Греции. Им не нравится ваше название. Могли бы вы как-то переименоваться?
2. Македония. Проводит референдум о переименовании. Народ — против, но все равно переименование происходит.
3. ЕС. Молодцы. Но мы здесь подумали, что с началом переговоров о вступлении не нужно спешить. Мы еще хотим «пожить для себя».
Итог.
ЕС перечеркивает собственную стратегию урегулирования для Западных Балкан, которая предусматривала вступление местных стран в ЕС.
Усиливает все антиевропейские силы в регионе. Теперь надежд на какие-то адекватные правительства в регионах все меньше.
Ну и в очередной раз показывает силу «европейского слова».
НЕОБХОДИМА ПЕРЕЗАГРУЗКА
И оппозиция, и правящая социал-демократическая партия и ее коалиционные партнеры согласились, что македонская политика после отказа ЕС от начала переговоров о вступлении нуждается в переосмыслении и перезагрузке.
Заев, который возглавляет социал-демократов, предложил организовать досрочные парламентские выборы. С ним согласились все — и албанские политические силы, которые входят в правящую коалицию, и оппозиционная ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия македонского национального единства).
На встрече лидеров ведущих партий с президентом Стево Пендаровским 20 октября было решено, что досрочные парламентские выборы состоятся 12 апреля 2020 года. Новое техническое правительство, на которое возложена задача провести выборы, как планируется, начнет работу 3 января. Соответственно, с этого дня прекратит работу кабинет Заева.
Нынешний глава македонского правительства надеется, что граждане поддерживают его политическую силу. Но провал официального процесса вступления страны в ЕС ставит под сомнение эти прогнозы. Зато кажутся реальными предсказания, согласно которым в Северной Македонии резко усилится российское влияние и активизируются российские агенты, которые, соответственно, попытаются привести к власти своих «прокси», которые изменят внешнеполитический курс с западного на многовекторный.
В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ
Спасти ситуацию сможет только быстрое вступление страны в НАТО и активное противодействие российскому гибридному присутствию. В другом случае все может пойти по очень плохому сценарию — причем плохому не только для Северной Македонии, но и для всего региона.
Снова рассмотреть вопрос о начале переговоров с Тираной и Скопье планируют на саммите Европейского Союза в Загребе, запланированном на май 2020 года.
К этому времени у Северной Македонии будет уже новая власть, обновится и весь состав Еврокомиссии. Теоретически, после перезагрузки», разворачивания неприятных событий на Балканах можно будет избежать, если в Хорватии ЕС скажет Скопье «да».
Впрочем, если Макрон продолжит и дальше, не учитывая контекст и все риски и опасности, продвигать свою идею о необходимости блокировать процесс расширения ЕС до реформирования Союза, не факт, что и весной следующего года Скопье, как и Тирана, не получат европейскую «красную карточку», а весь регион — сигнал, что Евросоюз не хочет видеть западнобалканскую страну в своем составе. Тогда не только Россия, но и Китай, и Турция начнут активно заполнять освобожденную нишу, и у прозападных сил региона будет очень мало и убедительных аргументов, и мотивации, чтобы эффективно противодействовать этому процессу.
Выпуск газеты №:
№192, (2019)Section
День Планеты