Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Когда рассеется китайский туман

Миссия ВОЗ, направленная в Ухань для исследования происхождения коронавируса и точного времени, когда появился первый инфицированный ковид-19, вернулась почти что ни с чем
16 февраля, 16:35

На оба ключевых вопроса, имеет ли коронавирус искусственное (лабораторное) или естественное (природное) происхождение, и когда именно он появился в мире, до сих пор нет определенных ответов. Эксперты ВОЗ, работавшие в Ухане, не смогли установить точную причину начала эпидемии коронавирусной инфекции. Глава миссии Питер Бен Эмбарек в ситуации, когда ни одна гипотеза происхождения ковид-19 формально не отвергнута, считает, что наиболее вероятной из них является передача от животного к человеку через промежуточное звено. Эта версия хороша тем, что позволяет отказаться от весьма неубедительной версии о передаче ковид-19 непосредственно от летучих мышей к человеку (в дикой природе коронавирус, который вызывает у человека заболевание ковид-19, до сих пор не обнаружен), но в то же время не принимать наиболее вероятной, но политически неприемлемой для Китая версии о случайной утечке ковид-19 из лаборатории в Ухане, специализирующейся на изучении инфекционных болезней.

Теория о наличии промежуточного звена хороша тем, что позволяет отложить решение проблемы на неопределенно долгий срок. Эксперты ВОЗ пока что осторожно говорят, что поиски причин появления коронавируса в человеческой популяции могут занять годы. Но это может очень напоминать поиски в темной комнате черной кошки, которой там нет. Мифическое промежуточное звено можно искать в течение многих десятилетий и все равно не найти, как уже, наверное, добрую сотню лет ищут недостающее промежуточное звено в эволюции между обезьяной и человеком. Зато деньги на поиски можно получать исправно. А за это время актуальность проблемы уйдет, да и правительство в Китае в любом случае будет уже другое, и оно не будет чувствовать непосредственной ответственности за возникновение пандемии.

Никакого доверия к результатам исследований миссии ВОЗ в Ухане у меня нет. И вот почему. Власти Китая отказались предоставить экспертам Всемирной организации здравоохранения исходные персонализированные данные о первых случаях заболевания коронавирусом нового типа. Речь идет о данных 174 наиболее ранних случаев заражения в городе Ухань. Анализ этих данных мог бы помочь сделать выводы о том, когда и с какой скоростью вирус начал распространяться в Китае. Но вместо этого власти передали экспертам лишь выжимку из информации, уже обработанной китайскими учёными, и есть серьезные сомнения в ее аутентичности. Также члены миссии ВОЗ допустили, что первые случаи заражения коронавирусом могли случиться еще в октябре 2019 года, за два месяца до того, как Китай официально сообщил о случаях инфицирования в Ухане.

Неслучайно администрация США в лице помощника президента по национальной безопасности Джейка Салливана выразила «глубокую обеспокоенность» тем, «как были переданы ранние сведения из расследования COVID-19, а также вопросами, которые задавались в процессе получения этих сведений. Отчет обязан быть независимым, а обнаруженные экспертами сведения — свободными от влияния правительства Китая». По словам Салливана, «Китай должен предоставить данные первых дней распространения», чтобы весь мир мог лучше подготовиться к следующей пандемии. На выступление Салливана сразу же последовала резкая отповедь со стороны посольства КНР в США, заявившего, что китайские власти считают деструктивными действия США на международной арене, поскольку они «препятствуют международной борьбе с коронавирусом». В общем, старый добрый метод валить с больной головы на здоровую. В заявлении говорится, что в последние годы Соединенные Штаты предприняли действия, которые оказали большое деструктивное влияние на работу многостороннего механизма ВОЗ. Вашингтон создал значительные препятствия для международного сотрудничества в борьбе с коронавирусом», и выражается надежда, что США «займут ответственную и прозрачную позицию», а также «предпримут реальные шаги» для оказания поддержки всеобщим мерам по противодействию пандемии. Правда, при этом Пекин приветствует решение администрации Байдена вернуть Америку в состав ВОЗ, но указывает Вашингтону, что тот должен придерживаться «самых высоких стандартов», а не критиковать другие страны.

Тут позиция США выглядит достаточно странной. Вашингтон совершенно справедливо критикует Пекин за непрозрачность в вопросах возникновения пандемии и борьбы с ней. Тот факт, что КНР отказывается предоставлять аутентичные данные о самой первой стадии эпидемии в Ухане, красноречиво доказывает, что китайскому правительству есть что скрывать. Собственно, скрывает Пекин две основополагающие вещи — подлинное время возникновения эпидемии коронавируса и ее источник. Если бы время возникновения инфекции было, пусть не в декабре 2019 года, но близко к этому месяцу, то особого смысла скрывать это обстоятельство не было. Точно так же не было бы смысла утаивать, что коронавирус попал к человеку не прямо от летучих мышей, а через какое-то промежуточное животное, и тем более незачем было скрывать, какое именно это было животное. А вот если коронавирус появился в Китае задолго до декабря 2019 года, и источником его появления была лаборатория в Ухане, то эти факты, действительно, Пекину необходимо скрывать любыми средствами. И Вашингтону, прежде чем вернуться в ВОЗ, равно как и другим развитым странам, стоило бы потребовать от руководства организации перед публикацией помечать как недостоверные или сомнительные данные по распространению эпидемии, которые предоставляют Китай и другие развивающиеся страны и которые очень далеки от действительности. Ведь эти данные порой занижают истинное число инфицированных и умерших в десятки раз.

Сейчас официально считается, что до сих пор было инфицировано ковидом более 109 млн. человек, а умерло от коронавируса более 2,4 млн. человек. На самом деле, как мне уже неоднократно приходилось доказывать, число инфицированных коронавирусом к настоящему времени приближается к миллиарду человек, а число умерших исчисляется несколькими десятками миллионов человек. Да и началась эпидемия коронавируса, по моей оценке, даже не в октябре, а, как минимум, в июле 2019 года. И сейчас, например, в России, если число умерших от ковида в январе 2021 года оценить величиной, не меньшей, чем в декабре 2020 года, т. е. около 87 000 человек, то уже к 1 февраля этого года общую смертность от коронавируса в России можно оценить в 513 000 человек. В США же на 14 февраля от ковида умерло 496 319 человек, т. е. почти на 17 000 меньше. Если бы ВОЗ предоставляла реальную статистику по всем странам, на первых местах по распространению ковида были бы вовсе не США и Европа. Но ВОЗ, похоже, сделать это не в состоянии. И если даже такая развитая структура, как Евросоюз, оказывается менее эффективна в борьбе с пандемией, чем национальные правительства входящих в ЕС государств, то эффективность ВОЗ в этой борьбе вообще минимальна.      

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать