Чем завершаются военно-политические заигрывания с Москвой
или О чем будут общаться с глазу на глаз президенты Беларуси и Украины20 июля начинается двухдневный официальный визит президента Беларуси Александра Лукашенко в Украину. Как сообщает пресс-служба главы белорусского государства, программой визита запланированы переговоры с Президентом Украины Петром Порошенко, которые пройдут в формате «один на один» и в расширенном составе.
Следует отметить, что в последний раз с официальным визитом белорусский лидер посещал Украину четыре года назад (17-18 июля 2013 года). Порошенко и Лукашенко обменялись рабочими визитами в 2014 году. После чего возникла пауза в контактах на уровне глав государств. И только в этом году диалог между ними возобновился рабочей встречей 26 апреля во время мероприятий, приуроченных годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.
«Основное внимание будет уделено текущему состоянию и перспективам взаимодействия в экономике, в том числе в таких сферах, как торговля, инвестиции, промышленная кооперация, нефтехимический комплекс, энергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистическая отрасль, развитие межрегионального диалога. Планируется также согласовать подходы к дальнейшему развитию приграничного сотрудничества», — проинформировали в пресс-службе.
Там подчеркнули, что одной из тем встречи станет урегулирование конфликта на востоке Украины, в чем Беларусь активно участвует, предоставляя переговорную площадку для сторон процесса.
«День» обратился у белорусскому и украинскому экспертам с просьбой прокомментировать значение этого визита и какие ожидания возлагают обе стороны на встречу президентов в формате «один на один».
«Я НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО ЛУКАШЕНКО ПОПЫТАЕТСЯ РЕАНИМИРОВАТЬ МИНСКИЙ ПРОЦЕСС»
Валерий КАРБАЛЕВИЧ, политолог, Минск:
— Во-первых, Беларусь имеет чисто экономический интерес к сотрудничеству с Украиной. Белорусский экспорт в Украину — важный фактор для Беларуси. В торговле с Украиной Беларусь имеет положительное сальдо. На украинском рынке белорусские нефтепродукты занимают достаточно большую нишу и являются товаром номер один в Украине. С экспортом других товаров сложнее. Другими словами, торговля с Украиной выгодна и поэтому белорусская сторона не хочет этого терять. И наоборот даже расширить товарооборот.
Во-вторых, что касается политического фактора. Благодаря тому, что Минск стал местом для урегулирования украинско-российского кризиса, Беларусь получила большие дипломатические и внешнеполитические дивиденды. Ей удалось занять позицию нейтралитета в украинско-российском конфликте, и более того, Беларусь смогла начать процесс нормализации отношений с Западом.
Исходя из геополитических соображений, Запад признал этот нейтралитет и в значительной мере закрыл глаза на то, что в Беларуси нет демократии, нет свободных выборов. Получив внешнеполитические дивиденды, белорусская сторона хотела бы, чтобы Минский процесс не только не угасал, что сегодня происходит, а наоборот получил новый толчок.
Я не исключаю, что в ходе этого визита Лукашенко каким-то образом попытается реанимировать Минский процесс. Впрочем, непонятно, как это он сделает, непонятно, какие у него есть идеи или инициативы. Во всяком случае, белорусская сторона в этом очень сильно заинтересована. Ведь потихоньку интерес к этой минской переговорной площадке угасает. Тем более, что минские соглашения не выполняются.
ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ «УКРАИНСКОГО ФАКТОРА» ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ
— Что до сих пор препятствовало осуществлению официального визита белорусского лидера в Украину?
— Я думаю, что с одной и другой стороны были какие-то проблемы, которые привлекали гораздо больше внимание, чем двухсторонние отношения. Не думаю, что были серьезные политические причины, которые препятствовали этому визиту.
С другой стороны, можно отметить мелкие неприятности, связанные в основном, во-первых, с тем, что Беларусь является союзником России и это налагает определенные обязательства. И эти обязательства выливались в то, что определенные украинские граждане, приезжавшие в Беларусь, оказывались в черном списке. Их не пускали в Беларусь. Поскольку это касалось знаковых фигур в украинской политике и культуре, то это вызывало громкий скандал. Потом Минском принимались решения, чтобы все-таки пустить в исключительном порядке этого гражданина. Кроме того, белорусско-российские военные отношения и, в частности, предстоящие в сентябре маневры не укрепляют белорусско-украинские отношения.
С другой стороны, белорусское руководство активно использует украинский фактор для укрепления своих позиций среди белорусского населения. Другими словами — белорусские власти пугают белорусское население украинским кризисом. Начиная с 2014 года по 2016 год все политические кампании в Беларуси: президентская и парламентская — основывались на следующем послании Лукашенко. Он говорил: «не важно, что у нас низкие зарплаты, пенсии, что экономическая ситуация в Беларуси за последние три года ухудшилась и произошло падение доходов, — главное, что у нас в стране мир, порядок, безопасность, спокойствие. И если вы не понимаете, о чем я говорю, посмотрите на Украину». И это очень хорошо работало. Российские телеканалы каждый день начинали информационные передачи о том, как на Донбассе стреляют, убивают, показывали душераздирающие картинки, гибель детей. И все это белорусы видели и это действительно их пугало. Лукашенко это хорошо эксплуатировал.
Понятное дело, что это не нравилось украинской политической элите. Следует отметить, что при этом использовались совершенно некорректные методы. К примеру, Лукашенко говорил, что «через украинско-белорусскую границу к нам проникает оружие, боевики». Хотя на самом деле каких-то конкретных фатов не было.
Лукашенко утверждает, что в Беларусь приехало огромное количество украинских мигрантов и называет фантастическую цифру — 160 тыс. На самом деле, это совершенно не так. Речь идет о совсем другом порядке цифр. Украинский фактор используется белорусской стороной во внутреннеполитической пропаганде. Понятное дело, что Украине это не нравится.
«МЫ В БЕЛАРУСИ ПОЧУВСТВОВАЛИ НОВОГО УКРАИНСКОГО ПОСЛА»
— Наконец, в Беларуси появился украинский посол Игорь Кизим, который последовательно пытается с этим бороться и опровергать все эти мифы. А когда не было посла, украинское посольство фактически молчало и никак не реагировало на все эти действия белорусских властей. Думаю, что этот фактор тоже создавал определенное раздражение между государствами.
Сейчас в Беларуси нет политической избирательной кампании. Когда у нас были акции протестов, то белорусское телевидение активно показывало украинский Майдан, как там стреляют, чтобы запугать демонстрантов. А теперь акции закончились. И нет необходимости апеллировать к негативному украинскому опыту.
Вряд ли Украина может помочь Беларуси двигаться в сторону Запада. Тем более, сейчас, когда у Беларуси существуют прямые каналы и европейские политики приезжают в Беларусь, а белорусский министр иностранных дел свободно ездит по Европе. Поэтому нет необходимости в каком-то посредничестве Украины.
Другое дело, что Беларуси надо уравновесить свою внешнюю политику. В последнее время было очень активное сотрудничество с Россией. Лукашенко встречался с Путиным в Санкт-Петербурге, потом летом в Москве состоялось заседание Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России. В сентябре в Беларуси состоятся совместные белорусско-российские учения. Другими словами наблюдался достаточно большой крен в сторону России. И теперь официальному Минску надо каким-то образом уравновесить этот крен. И вот визит в Украину как раз и уравновешивает крен и подчеркивает позицию нейтралитета Беларуси в российско-украинском конфликте. И это очень похоже на чисто символический внешний жест.
«В РОССИИ БЫЛИ БЫ СЧАСТЛИВЫ ОТ НАШЕГО КОНФЛИКТА С БЕЛАРУСЬЮ»
Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики, Киев:
— Что касается визита Лукашенко в Киев, то диалог— лучше конфликта. Ведь Беларусь порой и нас прикрывала. Следовательно, по-видимому, на это рассчитывает украинская сторона, пригласив белорусского лидера. Это тот случай, когда лучше все выяснить с глазу на глаз. Если не получится, то прибегать к более радикальным шагам. В России были бы счастливы от нашего конфликта с Беларусью. А так в Москве со страхом наблюдают за последними встречами Порошенко.
Возможно, Украине стоит напомнить белорусской верхушке, чем в большинстве случаев завершаются военно-политические заигрывания с Москвой. Напомню, что 2017 год мог бы быть годом выведения российского Черноморского флота из Крыма, однако сначала были «харьковские соглашения» с пролонгацией до 2042 года, а затем— аннексия полуострова. В 2008 году Украина не могла дать никаких гарантий дружественному Тбилиси относительно использования Россией этого флота против Грузии. Поэтому Беларусь должна была бы с пониманием относиться к тому, что в Киеве скептически воспринимают обнадеживающие слова Лукашенко: мол, Беларусь не будет использована в качестве плацдарма для вторжения в Украину. Будет ли Россия спрашивать Беларусь? Мнением Украины в 2008 году в Москве не очень интересовались.