Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Высадка на авианосец

Впервые украинские журналисты посетили борт известнейшего в мире корабля ВМС США «Эйзенхауэр»
11 мая, 00:00

Украина первой из стран бывшего Советского Союза воспользовалась программой VIP-визитов наатомный американский авианосец «Эйзенхауэр», осуществляющий воздушные и морские операции в Средиземном море. Начиная с июля 2005 года в рамкахэтой программы на авианосце побывали представители девяти стран НАТО и трех африканских стран:Марокко, Алжира и Туниса. 7 мая на приглашение командующего 8-й ударной группы во главе с авианосцем «Дуайт Д. Эйзенхауэр» контр-адмирала АлленаМайерса откликнулась украинская делегация, в составе которой были представители Верховной Рады,Министерства обороны Украины, ведущие украинские эксперты по вопросам безопасности и международных отношений и журналисты. Делегацию из тринадцати украинцев сопровождали шестеро работников американского посольства в Украине во главе спослом Вильямом Тейлором, который служил в сухопутных войсках и был очень заинтересован увидеть вдействии американских моряков.

Американцы считают, что ознакомление представителей украинской власти, экспертной среды и средств массовой информации с авианосцем США, моряками и воздушными операциями поможет добиться более тесных отношений между народами. В частности, представители американского посольства выразили надежду, что этот визит будет содействовать открытости и духу доброй воли между США и Украиной, а также предоставит возможности лидерам Украины и людям, принимающим важные решения для страны, узнать больше об отрасли морской безопасности в восточной акватории Средиземного моря. Кроме того, ставилась задача улучшить понимание возможностей ВМС США и соответствующих программ, в частности, автоматической системы идентификации (АСИ). Также одной из целей визита было повышение уважения и понимания особенностей культуры матросов ВМС США.

И действительно, пятичасовое пребывание на его борту позволило почувствовать командный дух, господствующий на корабле, а заодно и то, насколько тяжела и изнурительна служба моряков. В то же время чувствовалось, что все члены экипажа, начиная от командира авианосца до простого моряка, понимали важность возложенной на них миссии. В частности, миссия авианосца в составе ударной группы заключается в том, чтобы предоставлять широкий диапазон гибких возможностей, включая операции по поддержанию морской безопасности, передовому морскому присутствию, реагированию на кризисы, конролю за морской территорией, сдерживанию, борьбе с терроризмом и распространением оружия массового поражения. Наличие на борту более полусотни боевых самолетов позволяет авианосцу осуществлять тактические операции как в море, так и на суше, а также обеспечивать противовоздушную, противокорабельную и противолодочную оборону.

Трехчасовой перелет из Киева на самолете С-20 Gulfstream ВМС США до морской авиабазы в городе Сигонелла, расположенной на восточном побережье Сицилии, ничем не отличался от полета на пассажирском самолете «Боинг». Зато тридцатиминутное путешествие из Сигонеллы до авианосца осуществлялось фактически в боевых условиях на настоящем военном самолете C-2A Greyhound «COD», кресла которого «смотрят» в хвост машины. Еще раньше членов делегации предупредили, что перед полетом следует употребить легкую еду. В Сигонелле нам действительно предложили легкий завтрак. Потом хозяева попросили нас вооружиться летными шлемами с наушниками, очками и спасательными морскими жилетами со специальным карманом, в котором хранится сигнальная ракета. Наушники нужны для того, чтобы не слышать рева двигателей, а жилеты и сигнальная ракета — на случай аварии самолета, чтобы подать сигнал и продержаться в воде пока не подберут спасатели. Прежде чем самолет стартовал, сопровождающие делегацию чернокожий мужчина и белокожая молодая женщина убедились, что у всех пассажиров хорошо пристегнуты ремни, которые через плечи и в поясе крепко привязывали каждого к креслу. Для чего нужны такие меры безопасности, мы убедились во время посадки на авианосец и взлета с него.

Несмотря на наушники, рев двигателей все равно было слышно. Ровно через полчаса в иллюминаторе появился авианосец. При посадке на его палубу чувствуешь, как тебя с невероятной силой прижимает к спинке кресла. Как нам объяснили, сила, с которой человека вдавливает в спинку, составляет более 2 G. А при взлете самолета, с помощью катапульты, такая же сила пытается вырвать из кресла, и тогда помогают ремни безопасности, не позволяющие пассажиру удариться в переднее кресло.

На борту авианосца нас встречал лично контр-адмирал Майерс и капитан 1-го ранга Дэн Клойд. Официальная церемония встречи продолжилась в капитанской каюте, стены и ковер в которой были зеленого цвета. А этот цвет, как объяснил исполнительный офицер Тушар Тембе, был любимым цветом знаменитого американского пятизвездочного генерала и президента США Дуайта Эйзенхауэра, в честь которого был назван этот авианосец. В капитанской каюте висит портрет Эйзенхауэра, и многие офицеры носят на кителях значок «Я люблю Айка». Именно так в детстве называли генерала, и во время его президентской кампании приверженцы носили этот значок.

И сейчас, после 30 лет эксплуатации, авианосец с 332- метровой палубой, весом более 95 тыс. тонн и с 75 самолетами на борту, названный в честь Эйзенхауэра, производит огромное впечатление как послужным списком, так и своими возможностями, на которые не влияет возраст. В частности, «Эйзенхауэр» был первым авианосцем, который в ответ на вторжение Ирака в Кувейт вошел в Красное море и участвовал в сдерживании агрессора. Этот авианосец также принимал участие в обеспечении внедренного ООН эмбарго против Ирака.

Главный старшина эскадры Джеймс Рассел сообщил, что авианосец будет еще эксплуатироваться 25 лет. По его словам, этот корабль действительно оснащен интересными техническими средствами. Но его сердце — это молодые мужчины и женщины, служащие здесь. Каждый из них добровольно выбрал службу стране, отказавшись от социальных благ гражданской жизни, — подчеркнул Рассел. Они не могут поехать на свадьбу или похороны родных во время выполнения кораблем миссии, продолжающейся шесть месяцев.

Мы убедились собственными глазами, что и сейчас авианосец находится в отличной форме. Вся команда корабля работает как слаженная машина. На наших глазах в воздух поднимались буквально друг за другом боевые машины и специальные самолеты. Причем в подготовке самолета к старту занято до пяти человек. В частности, моряк в желтой гимнастерке — таксист — руководит движением самолета на палубе. В белой гимнастерке — заботится о технике безопасности, включая окончательную проверку самолета. Моряки в зеленых гимнастерках цепляют самолет к катапульте и потом отвечают за тросы-аэрофинишеры, за которые цепляется самолет при посадке. Ответственность за заправку самолета лежит на моряках в пурпурных гимнастерках. Тем временем за вооружение и боеприпасы, которыми оснащен самолет, отвечают люди в красных гимнастерках. На моряков в серебристых гимнастерках возлагается ответственность руководить ситуацией в случае катастрофы самолета или пожара. При этом первыми к самолету также спешат моряки в красных гимнастерках.

При посадке самолета в основном задействованы моряки в зеленых гимнастерках, следящие за тросами. В корме самолета находятся четыре троса, натянутые поперек палубы. Именно за них цепляются при посадке самолеты. На корабле есть четыре катапульты: по две в носовой части и средней части корабля, которую еще называют «талией». Одновременно можно осуществить запуск двух самолетов — с носовой части и «талии», — объяснил офицер Рассел Аризо.

Исполнительный офицер Тушар Тембе рассказал, что в день происходит от 60 до 80 полетов. В среднем один полет продолжается 1 час 15 минут. Тембе входит в четверку офицеров, имеющих право управлять кораблем и руководить операциями. По его словам, всего на борту авианосца находится 4600 человек, из которых 450 — женщины. В частности, четыре женщины занимаются сопровождением полетов. Еще четыре — вооружением, которым оснащается самолет. Моряки работают на корабле посменно по 12 часов без выходных. Здесь нет выходных ни на День независимости 4 июля, ни на Рождество, ни на Новый год. Нам не показали где спят моряки, объяснив это тем, что не хотят беспокоить людей, которые отдыхают. Однако в пресс- службе корабля сказали, что моряки спят на двухъярусных, а то и трехъярусных кроватях.

Мы также были свидетелями того, как моряки занимались аэробикой в ангаре среди боевых машин. В углах возле самого потолка висит вооружение. В ангаре на одной из машин как раз делали ремонт. Как объяснили в пресс-службе, проведенное за упражнениями время зачисляется как рабочее время. К развлечениям относится возможность раз в неделю посмотреть фильм. Причем максимум трех- или четырехнедельной давности.

В общем, за пятичасовое пребывание на корабле создалось впечатление, что служба нелегка. Ведь во время полетов стоит сильный гул, который доносится даже в ангар, расположенный под палубой корабля. Поэтому все время на палубе моряки находятся в шлемах с наушниками, которые не полностью спасают от рева самолетов. Часто дополнительно используются специальные ушные пробки. Комфортно можно чувствовать себя только внутри корабля. В частности, на капитанском мостике и, понятно, в каюте капитана, где совсем не слышно гула самолетов. Поразило также то, что на корабле очень много молодежи.

Командир корабля Дэн Клойд сказал, что действительно средний возраст экипажа составляет 20 лет. По его словам, эти люди верят в то, что делают. Тем временем главный старшина эскадры Джеймс Рассел рассказал, что молодые моряки получают в среднем 20—30 тыс. долларов в год. Контракт подписывается на восемь лет. Причем этот срок может быть разбит на две части: четыре года службы на флоте и четыре года в резерве, — объяснил он. По его словам, при выслуге 20 лет можно получать пенсию в размере 50% от зарплаты, а при выслуге 30 лет — 75%.

Мотивацию службы молодежи в американских вооруженных силах и, в частности, на авианосце объяснил исполнительный офицер Тушар Тембе. По его словам, речь идет о трех видах мотивации. Во-первых, служба на авианосце дает возможность увидеть мир. Прежде чем попасть в район выполнения шестимесячной миссии, корабль заходит в некоторые порты. В частности, одним из таких последних заходов «Эйзенхауэра» был Неаполь. Во- вторых, служба в армии — это возможность получить стабильную работу. И в-третьих, во время службы молодые мужчины и женщины имеют возможность получить специальность. Подобную мотивацию службы в ВМС США объяснили и стюарды, летевшие с нами в самолете из Киева в Сигонеллу и назад. Оба, молодой мужчина и женщина, сейчас работают стюардами по контракту сроком на шесть лет и получают по 2 тыс. долларов в месяц. В то же время они учатся в колледже. Причем делают это через интернет. Стюарды надеются в будущем стать пилотами. Для этого им только остается закончить колледж, имеющий авиационное направление, и два года проучиться в летной школе.

Сам Тембе уже отдал флоту 18 лет и будет продолжать службу до 30 лет, а если выпадет возможность, не откажется от того, что президент назначит его контр-адмиралом. После выполнения миссии на авианосце его уже ждет назначение на должность капитана одного из кораблей.

На прощание контр-адмирал Аллен Майерс поблагодарил украинскую делегацию за то, что она воспользовалась приглашением и посетила авианосец. Он также выразил надежду, что Украина как большое государство присоединится к операции, которую проводят сейчас США в Средиземном море. Кстати, вчера в Севастополе состоялась торжественная церемония проводов экипажа корвета Военно- морских сил ВС Украины «Тернополь», который отправился для выполнения заданий антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Во время обратного перелета в Киева всех членов украинской делегации ждал приятный сюрприз. Каждый из участников получил сертификат о том, что успешно осуществил приземление и взлет на авианосце. Кроме того, каждому из нас подарили персональный альбом, в котором были отсняты самые интересные моменты нашего пребывания на авианосце. Было понятно, что это постаралась пресс-служба корабля, незаметно делавшая свое дело, в то время как мы осматривали авианосец.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать