«Спартак» - балетный блокбастер

В «Восток Опере» состоялась гранд-премьера в постановке известного хореографа Георгия Ковтуна

Самая масштабная постановка Харьковского национального академического театра оперы и балета им. М.В. Лысенко / «Восток Опера», для которой было пошито около 300 костюмов, изготовлено 80 копий, 60 мечей и щитов. На сцене одновременно задействовано до 200 артистов: это и балетная труппа, и хор, и миманс, и ученики балетной школы. 9 раз во время спектакля меняются декорации. Сам балетмейстер-постановщик Георгий Ковтун отмечает, что сделал зрелище, напоминающее широкоформатное кино.

- Моя хореография - нелегкий труд для артистов: и для женщин, и для мужчин. Но, в первую очередь, это мужской спектакль. Я всегда шучу, что "Спартак" - своеобразная месть танцовщикам, так как в большинстве спектаклей женщины танцуют вторые и третьи акты, а мужчины идут домой. А здесь с начала первого акта и до последней нотки танцуют все, - рассказывает Георгий Ковтун.

На сцене «Восток Оперы» прозвучала полная партитура музыки великого армянского композитора Арама Хачатуряна, усиленная к тому же специально написанными сольными и хоровыми вокальными номерами, которые сыграли значительную роль в создании атмосферы отдельных эпизодов спектакля. Претерпело изменений либретто, в котором постановщик несколько изменил традиционный образ предводителя римских гладиаторов, другими стали и главные женские образы. В нестандартной постановке хореограф соединил элементы акробатики и каскадерские трюки с классической хореографией. Зритель увидел эффектные массовые сцены оргий римской знати и гладиаторских сражений, пронзительно чувственные любовные сцены и драматический, но жизнеутверждающий финал.

- Все эти сложности - вызов для артиста, это его самоутверждение. Человек не может стоять на месте, он постоянно должен подниматься на ступеньку выше и выше. Когда перед артистом появляется сложность, артист раскрывается, чтобы потом гордо сказать: "Я могу это сделать, я могу делать трюки, я могу подбросить женщину, и в моих руках она будет чувствовать себя уверенно". Ведь все они сначала боятся - это естественно, но приходит момент, когда они делают это легко, не задумываясь. У каждого человека есть азарт, который нужно расшевелить, и сегодня я во многом занимаюсь тем, что подталкиваю артистов, а дальше они взлетают сами, - объясняет Георгий Ковтун.

Дирижер-постановщик Дмитрий Морозов отмечает, что спектакль стал серьезным испытанием не только для артистов балета, но и для музыкантов: «Это один из самых тяжелых балетов для оркестра. Композитор написал его для тройного состава, в нем очень много сложных эпизодов, особенно для струнной группы. Но оркестр «Восток Oперы» справился со всеми трудностями авторской партитуры».

Один из зрителей, 80-летний харьковчанин Исаак Файлер был поражен грандиозностью постановки. Он рассказал, что много лет назад, в 1967 году, смотрел премьеру балета «Спартак», на которой присутствовал сам Арам Хачатурян. «Обе постановки прекрасны по-своему», - считает он. На премьере мы не увидели ни одного разочарованного зрителя. Зал взрывался аплодисментами в каждой сцене и на всех соло, а финал вызвал слезы. Зрители долго не отпускали артистов и двадцать минут аплодировали стоя всем причастным к этой постановке.

Руководитель проекта, первый заместитель генерального директора Игорь Тулузов признается: «Для нас это был своеобразный вызов. А еще мы выяснили, что нам надо увеличивать мужской состав балета».

«Уникальная музыка Арама Хачатуряна и уникальная хореография слились воедино - и мы увидели этот уникальный балет», - добавляет генеральный директор - художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Олег Орищенко.

«Восток Опера» бесконечно благодарна партнерам за возможность создания смелой и неординарной постановки, которая стала явлением в художественной жизни Украины.

Национальная премьера балета «Спартак» - это волнующая история противостояния отдельной личности, героя, той безжалостной империи, которая уничтожает или покоряет целые народы. Тема восстания Спартака и борьбы за свою свободу и сейчас имеет большое значение и остросовременное общественное звучание.

Следующие показы будут проходить 3, 4,5, 11, 12 и 13 июня.