Война в смартфоне

или От боевых действий в гостиной до бомбардировок в кармане

Войну во Вьетнаме называют «первой телевизионной войной». Снятый на поле боя материал американские журналисты доставляли в Токио для быстрой обработки и монтажа, а затем отправляли в США. Срочные и важные сюжеты могли передаваться с помощью спутниковой связи из японской столицы.

Считается, что с помощью телевизора боевые действия проходили буквально в каждой американской гостиной.

Напомним, что Вьетнамская война продолжалась с 1959 по 1975 год. Ее вел Южный Вьетнам при военной поддержке США против коммунистического Северного Вьетнама, поддерживаемого Советским Союзом и Китаем.

Через четверть века после событий в Персидском заливе (2 августа 1990 г. – 28 февраля 1991 г.) произошел военный конфликт, который мы знаем под названием «Операция «Буря в пустыне», или просто «война в Ираке». Это было противостояние коалиционных сил во главе с Соединенными Штатами против Ирака, которое началось после иракского вторжения и аннексии Кувейта.

"Буря в пустыне" стала первой "войной в прямом эфире". С момента начала боевых действий коалиции против Ирака ход войны освещали вживую основные американские телесети, в том числе мировой лидер информационного вещания CNN.

Новые технологии позволили создать новый тип освещения войны. Впервые люди по всему миру смогли увидеть изображения ракет, поражающих цели, и взлетающих с авианосцев истребителей в реальном времени.

Нынешняя полномасштабная война России и Украины становится «войной социальных сетей».

После российского вторжения 24 февраля люди по всему миру наблюдают за развитием ситуации в Facebook, TikTok, Twitter, Telegram… Война, сражения, стрельба и взрывы оказались уже даже не в гостиных, а в карманах и в ладонях людей по всему миру.

Эти особенности сегодняшнего информационного противоборства задают новейшие рамки и тренды. В частности, для того, чтобы тебя услышали и тебе поверили, нужно транслировать простые и доступные широкой публике нарративы и объяснять их с помощью коротких неформальных и искренних видеообращений, понятных с первого взгляда эмоциональных картинок и съемок а-ля хоумвидео. Все эти сообщения должны быть уместны и приемлемы и в окопе, и в кулуарах Европарламента, и в эвакуационном поезде, и на улицах европейских столиц, и в бомбоубежище, и в зале Совета Безопасности ООН.

Зарубежные специалисты утверждают, что украинцам удалось эффективно наладить информирование мира о событиях в стране, а украинские эксперты не могут не констатировать, что коммуникации украинской власти с обществом оказались действенными и заслуживают положительных оценок.

Что и как было сделано – подробно проанализируем уже после войны. Пока можно разве что отметить, что ставка команды Владимира Зеленского на личное общение через социальные сети и подчеркнуто неофициальный имидж президента и основных спикеров выглядят как удачные решения. Во время страшных испытаний и смертельной опасности люди во всем мире хотят видеть искренность и откровенность, а не дипломатические заявления и официальные сообщения.

Как говорят эксперты на Западе, тот факт, что Зеленский и его команда заранее знали, как правильно пользоваться социальными сетями, что показала предвыборная кампания нынешнего президента, позволил Украине эффективно донести до западной аудитории месседж о справедливой войне украинского народа и необходимости всесторонней помощи Украине.

Есть даже мнение, что если бы Россия достигла преимущества над Украиной в социальных сетях, Украине очень трудно было бы держать оборону и в реальном мире, на земле. Но этого не произошло, и теперь уже не произойдет, потому что Москва решила вообще не сражаться на этом виртуальном поле боя, а покинуть его, запретив Facebook, Instagram, Twitter...

Однако противостояние продолжается в TikTok. Именно на эту платформу сегодня переместился главный российско-украинский соцсетевой фронт. С началом российского вторжения этот сервис для обмена короткими развлекательными видео превратился в главный портал «о войне», что стало неожиданным даже для экспертов.

Исследователи констатируют, что контент, связанный с Украиной, в TikTok увеличился после 24 февраля в несколько раз. Видео с тегом #Ukraine по состоянию на 17 марта набрали более 30,5 миллиардов просмотров, и их количество продолжает расти.

Итак, борьба продолжается, российско-украинская война продолжается, в том числе и в виртуальном мире, и впервые в истории войн -  в мире социальных сетей.