Код Дюрера

Музей Ханенко впервые экспонирует все гравюры знаменитого мастера из своей коллекции

В конце 2021 года Музей Ханенко приобщился к чествованию памяти  Альбрехта Дюрера в связи с 550-летием со дня его рождения. Для многих ценителей искусства имя Дюрера является синонимом мастерства и артистической смелости. Он был современником Рафаэля, Микеланджело и да Винчи, но работал в другом регионе — Германии. Он известен в частности тем, что одним из первых в истории искусства дерзнул написать автопортрет анфас, то есть лицом к тому, кто смотрит. Так осмеливались изображать только святых, для светского искусства это было едва ли не скандально.

Теперь, когда художников высоко уважают, а некоторых из них воспринимают как гениев, может показаться странным, что так было не всегда. От Античности и до Средневековья исследователи отмечают пренебрежительное отношение к художественному труду как таковому, что требует ручного выполнения. Хотя и поэт, и художник результаты своей деятельности воплощают руками через принадлежности для письма и через кисти, карандаши или резцы. Но считалось, что в первом случае человек работает «головой», а во втором — «руками», потому что только копирует то, что уже создано природой.

Ренессанс возникает в истории человечества как качественно новый этап: чрезвычайный всплеск культурной жизни, появление плеяды гениальных мастеров и конгениальных покровителей, которые поддерживали прогрессивные течения в культуре. Постепенно к занятию ренессансного мыслителя, который изучал теологию, философию и другие науки, приобщается занятие изобразительными искусствами, что окончательно приводит профессию художника к интеллектуальной деятельности. Художники переставали быть ремесленниками, приближаясь по величию своих взглядов к мыслителям и ученым. И Альбрехт Дюрер был одним из тех, кто помог коренным образом и навсегда изменить восприятие художника обществом. Кроме  мастерства в живописи, он выступает также как ее теоретик, арт-критик, дизайнер, чертежник и математик, чьи рассуждения относительно принципов геометрии легли в основу отдельных методов архитектуры, проектирования и типографии.

Художник также блестяще использовал новейшую технологию печатного дела, чем предоставил гравюре автономию и высокий статус. В то время гравюра воспринималась как что-то исключительно «книжное», потому что чаще всего встречалась в религиозных изданиях и была своего рода визуализацией содержания Библии для тех, кто не умел читать. Дюрер не только значительно обогатил сюжетный ряд, но и поднял мастерство изображения на невиданные вершины. Его произведения преисполнены интеллектуальных загадок, изысканных и интересных деталей, филигранно воплощенных авторских образов.

Дюрер еще при жизни стал легендой в профессиональной среде. Его гравюры были настолько популярны, что им начали не просто подражать, а всецело подделывать, до последней детали, даже подписи. Нам известно об одном интересном эпизоде, когда возмущенный автор обратился в суд в Венеции и пожаловался на гравера Маркантонио Раймонде. По легенде, в итоге Раймонде запретили только ставить монограмму Дюрера, но копировать — разрешили. Мотивировали это тем, что Дюреру должно льстить то, что его талант таким образом признают. Более того — авторские деревянные доски активно использовались до 19 века включительно. Поэтому еще большую ценность представляет то, что все гравюры Дюрера из коллекции Ханенко являются аутентичными. Это подтвердили эксперты из Бюро научно-технической экспертизы АРТ-ЛАБ.

Но выставка не ограничивается лишь произведениями Дюрера. Также можно ознакомиться с отдельными работами как его непосредственных учеников, так и художников, которые развивали его темы, использовали иконографические типы и технические находки. Среди них — шедевры Зебальда Бехама, Ганса Бальдунга Грина, Альбрехта Альтдорфера, Вольфганга Губера и Лукаса Кранаха-младшего. Дюрер действительно является выдающимся художником, его творческое наследие — общечеловеческое достояние, а значение для национальной культуры настолько большое, что начало 16 века в Германии ученые называют никак иначе как «эпохой Дюрера». Недаром на могиле мастера значится: «Здесь похоронено все, что было смертным в Альбрехте Дюрере». А все бессмертное  навсегда осталось с нами в его произведениях.

Экспозиция  «Код Дюрера» в Музее Ханенко будет работать до 27 февраля.