За комфортный Киев

Многотысячное шествие киевлян за улучшение условий жизни в городе показало: пора менять систему управления столицей

К акции «Марш за Киев» более 40 общественных организаций и инициатив начали готовиться еще за месяц до ее проведения (состоялась 2 октября). Кто-то присоединялся к маршу в последний момент, дорисовывая плакаты на картоне в общественном транспорте. Но это не повлияло на суть мероприятия. Никаких политических лозунгов и флагов и никаких требований вроде замены власти в Киеве участники марша договорились не озвучивать. Ведь многое зависит не столько от городского головы или мэра, а в Киеве это один и тот же человек - Виталий Кличко, а от чиновников на местах, которые будут громаду слышать и с ней сотрудничать. Собственно, именно так работает система городского управления во многих городах Европы, когда эффективно действует треугольник - власть-общество-бизнес.Поэтому основная цель марша - сформировать повестку дня вопросов, которые городские власти, от мэра до коммунального работника, должны выполнить. Иначе Киев утонет в хаотичной застройке, пробках и бетоне.

18 КОЛОНН И ОДИН ГОРОД

В общем подобный марш для Киева - новинка, ведь в нем приняли участие различные по направлениям деятельности организации, объединившись в тематические маршевые колонны. «Дикий Левый», «Стройте велодорожки», «Включите горячую воду», «За наследие с цветами», «Усадьба Барбана», «Опустите чертовы бордюры», «Модернизм наше наследие», «Это свободный Подол», «За защиту и развитие киевской Пущи», «Сохраним НПП «Голосеевский» - это еще не полный перечень всех колонн (всего их было 18), принявших участие в марше, но их названия ярко свидетельствуют о накопленном клубке проблем, которые киевляне требуют наконец решить.

Так, колонна арендаторов отмечала, что каждый пятый человек в Киеве арендует жилье, но постоянно имеет дело с дискриминацией и нарушением приватности. О требовании колонны архитекторов рассказал накануне марша представитель этой профессии Алексей Шемотюк: «Наша профессия и ее роль в создании городской среды под угрозой. Вскоре, после принятия во втором чтении законопроекта №5655, архитекторы будут лишены имущественных авторских прав уже на законодательном уровне. Также вводится норма, позволяющая проектировать объекты архитектуры и проводить авторский надзор любому, даже просто инженеру-проектировщику. Суть законопроекта заключается в обретении застройщиком фактически неограниченных прав и рычагов влияния. Архитектору отводится роль бесправной прислуги капитала застройщика. Контакт и диалог с парламентом отсутствует. Все наши правки подкомитет отклоняет, даже не рассматривая. У архитекторов из рычагов влияния осталась только улица».

Требования транспортной колонны, пожалуй, понятны всем, кто передвигается по городу либо в собственном, либо в общественном транспорте (и пешком тоже). Ее представители акцентировали внимание на важности качественной и современной мобильности Киева. «Возможность передвигаться в городе - это то, что позволяет нам полноценно жить. Передвижение - это базовая потребность горожан, но сейчас мы захлебываемся в пробках и теряем в них свою жизнь и здоровье. На улицах города убивают и калечат людей в ДТП. Нам нужна комплексная реформа транспорта. Киевлянам важно обеспечить удобный и безопасный общественный транспорт, инфраструктуру для легкого пешеходного транспорта, удобные пространства для пешеходов. Для этого нужно разработать актуальный план устойчивой городской мобильности и начать решительно работать над этой критической проблемой города».

Хотя на развитие городской мобильности Киев даже получал средства от европейских партнеров, которые советовали и проектировали, как лучше развивать общественный транспорт в столице, в том числе и на Троещину. Одна из рекомендаций - вместо метро быстрее было бы организовать в этот район города легкий рельсовый транспорт. И нет ни того, ни другого. Эксперты давно советовали Киеву готовить свой план устойчивой мобильности, что начали делать уже другие областные центры. Впрочем, время идет, а положительных сдвигов нет.

Колонна киевлян за образованный город требовала увеличивать количество школ и садиков в городе. «Киев - столица Украины, поэтому должен быть примером и в этом. Вместо этого мы видим нехватку школ и садиков, ненадлежащее обустройство их помещений и территорий. Мы видим, что помещения и участки, принадлежащие научным и образовательным учреждениям, пытаются, порой успешно, использовать для размещения объектов, не относящихся к науке и образованию. Киев не использует положительный опыт других городов в активном содействии проведению научных, научно-популярных мероприятий. Кроме того, некоторые решения, в частности, по экологическим вопросам, очень нуждаются в привлечении глубокой научной экспертизы, а не формального подписания бумажек», - отмечали участники образовательной колонны.

ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ - УДОБНЫЙ КИЕВ ДЛЯ ВСЕХ

В общем у организаторов инициативы сформировалось пять основных требований к городским властям, процитируем их из сообщений в «Фейсбуке»: «Остановить застроечное насилие над городом; разработать полностью новый генплан и отказаться от генплана застройщиков 2025; провести реформу транспорта и мобильности; вернуть самоуправление и районные советы в уменьшенных районах; обеспечить чистый воздух и воду. Наше главное требование - комфортный город для всех».

Кстати, о генплане. На прошлой неделе Виталий Кличко уволил руководителя КО «Институт Генплана г. Киева» Сергея Броневицкого как раз из-за затягивания подачи проекта генерального плана на обсуждение общественности и рассмотрение Киевсоветом. Громаде обещали это еще с 2019 года. Мэр поручил главному архитектору Киева Александру Свистунову и заместителю председателя КГГА Петру Оленичу провести общественные слушания как можно быстрее. Как впоследствии комментировал в СМИ Петр Оленич, это планируется сделать до конца этого года.

Но не станет ли новый генплан очередным ящиком Пандоры. Архитектор Сергей Дюжев, как один из разработчиков ныне действующего генерального плана, рассказывал ранее «Дню», что законодательных оснований для подготовки нового документа не существует. Был только указ президента от 2008 года о пересмотре нынешнего генплана. Но во времена «космического» мэра Киева Леонида Черновецкого началась подготовка нового документа со сроком действия до 2025 года. Против него активно выступала громада, ибо документ предусматривал легализацию всех незаконных застроек. Теперь город готовит план до 2040 года, но до сих пор мы не знаем, о чем будет идти речь в этом документе. Действительно ли это будет план сохранения Киева, а не дальнейшего растерзания и заливания в бетон?

ПОСЛЕВКУСИЕ АКЦИИ

Марш завершился митингом возле Киевской городской государственной администрации. Здесь в свою очередь на сегодня, 4 октября, не сформировали официального заявления на многотысячную акцию киевлян за изменения в родном городе. Мэр Виталий Кличко лишь поблагодарил киевлян в «Фейсбуке» за марш и отметил, что все озвученные ими проблемы и так решаются: «Город сегодня делает многое из того, что озвучили участники «Марша за Киев». И устанавливает станции для мониторинга состояния воздуха, и вводит более безопасные технологии очистки воды (не хлором), закупает новый общественный транспорт, совершенствует систему парковки, обновляет и создает новые зеленые зоны, в конце года планируем вынести на общественные слушания проект генплана. Конечно, еще много всего нужно сделать для комфорта в Киеве. Поэтому подсказывайте, критикуйте, помогайте, предлагайте идеи и проекты...»

По мнению преподавателя кафедры городского строительства КНУБА, руководителя компании транспортного моделирования « А + С Украина» Дмитрия Беспалова, такое заявление мэра показало, что топ-менеджмент города живет в каком-то другом Киеве, действительно комфортном и беспроблемном. «Руководители города вряд ли живут в дальней части Троещины, вряд ли ездят на маршрутке и имеют все коммунальные проблемы, которые имеют другие. Поэтому у них действительно очень хороший город, - говорит эксперт.- И они могут думать, что Киев действительно комфортный, нормальный, а такие акции - проплаченные, и это вообще политическая борьба. Возможно, мэр думает, что это происки Офиса Президента, его оппонентов или обиженных застройщиков. Я верю, что мэр может так воспринимать это событие. Но я бы советовал прислушаться к призывам марша, что мэр должен чаще пользоваться всем тем, что и простые киевляне, чтобы он прошелся по дворам и увидел, что происходит с парковкой, чтобы проехал от дальней части Троещины до делового центра города - электричкой, маршрутками. И понравилось ли ему бы это? Только это не должно быть спланировано, как фотосессия согласованная, а по-настоящему.

Во-вторых, нам не хватает реальных цифр. У нас сейчас такая статистика и показатели, которыми просто манипулировать. Если проанализировать цифры, которые собираются по транспорту, то нет проблем, нет документальных подтверждений, что в Киеве что-то не так. Или неправильно считаются нынешние показатели, или они не соответствуют нынешним реалиям, то есть надо изменить методологию расчетов или же показатели. Это уже может быть как раз совместная работа с громадой. Почему-то я так думаю, что если мы правильно диагностируем болезнь, то есть правильно оценим показатели и правильные их значения, то можем начать правильное лечение и отслеживать динамику».

Между тем, заявлению мэра о порядке в городе горожане не только не поверили, а так же обвинили (в комментариях в «Фейсбуке»), что менеджмент Киева живет в параллельном мире. Поэтому архитектор Олег ГРЕЧУХ советует киевлянам держать руку на пульсе и требования, озвученные на марше, продвигать далее: «Один раз направить эти требования в КГГА - не вариант, что сработает. Если людям это нужно, думаю, стоит постоянно об этом напоминать, чтобы это не было одноразовое событие, чтобы это была стабильная инициатива. Вода же камень точит, возможно, по стечению обстоятельств все начнет меняться в тех направлениях, которые были озвучены протестующими, может, что-то попадет в определенную целевую программу, возможно, когда будут делать реконструкцию какой-то улицы, то учтут и требования громады. Тем более, что само событие действительно важно для города. Из своего опыта сотрудничества с общественностью понимаю, что очень трудно сдвинуть с места любое действие или волеизъявление, поэтому когда люди объединяются и выходят за свои права - это очень позитивный момент. Даже не представляю, каких усилий это стоило организаторам».

Поэтому будет ли делать столичная власть определенные выводы из этого шествия и какие - вопрос открытый. И будет ли меняться система сотрудничества между властью, бизнесом и обществом в равных пропорциях? «Сейчас застройщики, бизнесмены, девелоперы очень сильно влияют на политику города, - продолжает Дмитрий Беспалов. - Огромное количество решений, которые Киев затем воплощает, принимается не в стенах КГГА, а в дорогих ресторанах. Поэтому точка соприкосновения власть-бизнес работает, часто это одна и та же структура. В отношении людей, то здесь все непросто тоже. Есть у нас общественные советы, теоретически по всем формальным признакам как будто люди участвуют в принятии решений. Но нередко те, кто находится в общественных советах, также имеют свои бизнес-дела, лоббируют или не лоббируют определенные вопросы. То есть все выглядит, как большой бизнес».

И в комплексе это напоминает искаженную реальность, в которой руководство города считает, что все проблемы решаются, а громада утверждает – что только накапливаются. Хотя то, что видим на улицах Киева, больше похоже на версию от киевлян.